Формы управления муниципальным имуществом

Муниципальное имущество и имущественные права осуществляются муниципальным образованием (МО) в порядке, установленном органами местного самоуправления (МСУ). Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.[8]

Муниципальный имущественный комплекс – это совокупность имущества муниципального образования, предназначенного для обеспечения деятельности органов МСУ в соответствии с нормативными правовыми актами. Особенность управления муниципальным имуществом состоит в том, что органы МСУ одновременно выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.[9]

Муниципальное управление – это деятельность местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов местного территориального сообщества, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства. В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима деятельности органов местного самоуправления: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны.

Субъектами права хозяйственного ведения являются обычно муниципальные унитарные предприятия (МУП). Они признаются коммерческими организациями с правом юридического лица, но не наделенными правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Фактически из триады собственности при хозяйственном ведении исключается лишь право самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом (допускается с согласия собственника).[10]В каждом муниципальном образовании органы МСУ самостоятельно формируют муниципальную политику в отношении МУП, определяя механизмы и направления этой политики. Решая вопрос о создании или сохранении МУП и передаче им объектов муниципальной собственности, необходимо помнить, что хозяйственная деятельность муниципальных образований ограничивается их компетенцией, а наличие этих предприятий не должно препятствовать возникновению конкуренции.[11]

Второй наиболее распространенный режим использования муниципальной собственности – оперативное управление. Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав, реализуемых только юридическим лицом; заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому назначению. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения, при этом круг полномочий собственника по распоряжению переданным имуществом значительно шире. Пределы правомочий хозяйствующих субъектов, основанных на праве оперативного управления, очерчены не только законом, предметом и целями деятельности, но и заданиями собственника и назначением имущества. Это позволяет использовать данный правовой режим чаще и с меньшими для собственника потерями правомочий. Собственником имущества на праве оперативного управления могут создаваться коммерческие организации и учреждения для управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемые полностью или частично этим собственником. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений со стороны органов МСУ не допускается, за исключением исполнения функций учредителя (создание, определение целей деятельности, финансирование по смете, передача или изъятие не по назначению имущества, назначение руководителя, утверждение устава, реорганизация и ликвидация учреждения). Третий правовой режим связан с нахождением имущества в муниципальной казне. Муниципальная казна – это средства местного бюджета и имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.[12] Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования, как за счет получения доходов от распоряжения им, например, при сдаче имущества в аренду, так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различных услуг, для повышения эффективности и снижения затратности осуществления полномочий органов МСУ. Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании. Так, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, где имущество используется для целей деятельности МУП или учреждения, имущество муниципальной казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение муниципального заказа, например для предоставления населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению. Проведение конкурсов направлено на улучшение качества обслуживания населения, снижения цены услуг, формирования предпринимательских структур в данных сферах, то есть создания конкурентной среды в сфере предоставления услуг населению. Именно в отношении использования и обслуживания имущества, находящегося в муниципальной казне, наиболее перспективным может быть сотрудничество с малым и средним предпринимательством. Муниципальная казна принадлежит муниципальному образованию и должна учитываться (находиться на балансе) как его собственность. Этим целям служит ведение реестра объектов, составляющих муниципальную казну. Ведение реестра, учет, хранение правоустанавливающих документов должно быть поручено органу МСУ (структурному подразделению органа) для осуществления от имени собственника управлением имуществом. [13]





Важной остается проблема правильной организации муниципального управления имуществом муниципальной казны в рамках должного контроля, использования муниципальной собственности, выделения необходимых средств на содержание муниципальной собственности. Управление имуществом казны могут осуществлять не только органы МСУ, но и доверительный управляющий или специально созданное для осуществления управленческих функций учреждение, которому передается в оперативное управление только имущество, обеспечивающее деятельность работников этого учреждения, помещение, оргтехника, столы, стулья. Такое учреждение может осуществлять управление объектами муниципальной собственности, но без права распоряжения ими. Оно не имеет права издавать обязательные для других субъектов акты, осуществлять властные полномочия органов МСУ, распоряжаться муниципальной собственностью.[14] Не должно быть предоставлено ему и права ведения деятельности, приносящей доходы, с использованием имущества муниципальной казны. Конечно, при его создании сокращается объем функций одноименного органа (структурного подразделения органа) МСУ, в связи с чем возможно сокращение штатов названного органа.

Управление муниципальным имуществом реализуется различными способами, каждый из них имеет свои особенности, свою специфику при управлении собственностью.

На практике различают 4 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества.

Формы сдачи в аренду муниципального имущества

Формы управления муниципальным имуществом - student2.ru Формы управления муниципальным имуществом - student2.ru Формы управления муниципальным имуществом - student2.ru Формы управления муниципальным имуществом - student2.ru

Аукцион   Коммерческий Конкурс   Краткосрочная Аренда   Передача имущества Целевым назначениям

Рисунок 1.1- Формы сдачи в аренду муниципального имущества

Каждая из этих форм имеет свои особенности, как в части объекта аренды, так и части порядка передачи имущества. Передача в аренду на аукционной и конкурсной основе применяется только к тому муниципальному имуществу, которое не занято и не используется. Краткосрочная аренда и целевое назначение применяется к объектам, которые, как правило, уже имели арендатора.

Аукцион представляет собой такой способ выявления арендатора, когда на публичных торгах право на заключение договора аренды получает соискатель, получивший наивысшую цену за это право.

Коммерческий конкурс- такой способ определения арендатора, когда администрация МО заранее определяет условия аренды, и договор аренды заключается с тем претендентом, предложения которого в наибольшей степени отвечают этим условиям.

Проведение конкурсов и аукционов осуществляется уполномоченным подразделением администрации МО, получаемые от этого средства, зачисляются в бюджет МО. В процессе подготовки в обязательном порядке в органах печати публикуется извещение о проведении, условия и порядок. По результатам аукциона/конкурса выявляется победитель, о чем дается официальное извещение. Результаты служат основанием для издания приказа о передачи муниципального имущества в аренду.

Такая форма использования муниципального имущества применяется к государственным и муниципальным организациям и учреждениям, а также общественным организациям. Речь идет о передаче в пользование таким организациям объектов нежилого фонда.

Форма доверительного управления использования муниципального имущества, при которой одна сторона передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления управления им в интересах передающей стороны. Объектами доверительного управления могут быть предприятия, любые другие имущественные комплексы, отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права. В доверительное управление не могут быть переданы объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Полученное в доверительное управление имущество подлежит отдельному учету от иных активов, имеющихся у доверительного управляющего.

Следующей формой сдачи в аренду имущества является приватизация. Это смена формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки.

Объекты приватизации: здания, сооружения, нежилые помещения, незавершенные строительством объекты, МУП, иные объекты.

Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой. Готовится такая программа департаментом муниципальной собственности, рассматривается представительным органом. Предложения в проект программы приватизации наряду с департаментом муниципальной собственности вносят отраслевые департаменты. Отдельно дается информация по принадлежности объекта к памятникам истории и архитектуры (приватизация таких объектов осуществляется в особом порядке по согласованию с администрацией субъекта РФ). Для организации процесса приватизации в МО создается специальная комиссия, объединяющая в себе представителей законодательных и исполнительных органов МО.[15]

Таким образом, какую бы форму управления органы местного самоуправления ни выбрали, они должны, стремится максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности.

Наши рекомендации