Титул VI. В силу каких причин лица старше 25 лет восстанавливаются в прежнее положение
(Ex qiubus causis maiores viginti quinque annis in integrum restituuntur)
1. (Ульпиан). Никто не может признать, что цель издания этого эдикта не является справедливейшей: ибо исправляется ущерб в праве, наступивший в то время, когда лицо прилагало свой труд на служение государству или находилось в беде...
§ 1. Слова эдикта таковы[231]: «Если что-либо из имущества лица[232], когда он отсутствовал вследствие страха или без злого умысла по делам государства, или находился в оковах, рабстве и власти врагов, или установлено, что срок предъявления их иска истек, также если кто-нибудь сделал что-либо, используя свое право (давности), или утратил что-либо в силу неиспользования этого права, или при наличии иска был освобожден от ответственности, так как срок предъявления иска истек, ввиду того что отсутствующий не был защищен на суде, или был в оковах, или не имел возможности участвовать в судебном деле, или когда (отсутствующий) помимо его воли не мог быть вызван в суд и не защищался, или когда решение было обжаловано перед магистратом, или было установлено, что право иска было отобрано без умысла его самого (отсутствующего); по этим делам предъявляется иск в течение года со времени, когда появится возможность обращения к суду; равным образом, если мною будет установлена какая-либо другая уважительная причина, я восстановлю в первоначальное положение, что допускалось в отношении этого лица на основании законов, плебисцитов, сенатусконстультов, эдиктов, декретов принцепсов».
2. (Каллистрат). Этот эдикт, который касается указанных в нем лиц, применяется не часто, ибо в пользу такого рода лиц выносятся решения в чрезвычайном порядке на основании сенатусконстультов и конституций принцепсов.
§ 1. На основании этой главы (эдикта) оказывается помощь прежде всего тем, кто отсутствует под влиянием страха, конечно, если они отсутствуют, не будучи повергнутыми в страх напрасными опасениями.
3. (Ульпиан). Отсутствующим под влиянием страха считается тот, кто отсутствует, будучи устрашен обоснованным ужасом смерти или телесных мучений; об этом следует судить на основании его волнения[233]. Но недостаточно, чтобы он испугался, будучи охвачен какой-либо боязнью, но исследование этих обстоятельств принадлежит судье.
С.236
4. (Каллистрат). Так же те, кто отсутствует по делам государства без злого умысла. Я принял взгляд, что злой умысел относится к тому, кто мог вернуться и не вернулся; в отношении того, что в это время[234] совершено в ущерб ему, помощь не оказывается, например если для доставления другому лицу большой выгоды он устроил так, что отсутствовал по делам государства, то у него отнимается это преимущество[235].
5. (Ульпиан)...
§ 1. Но тот, кто в Риме трудится для пользы государства тот не отсутствует по делам государства.
6. (Павел). Таковы магистраты.
7. (Ульпиан). Воины, которые находятся на военной службе в Риме рас сматриваются как отсутствующие по делам государства...
9. (Каллистрат). Оказывается помощь даже и тому, кто был в оковах Это относится не только к тому, кто содержался в государственной тюрьме, но также и к тому, кто содержался в оковах, будучи насильно захвачен грабителями, или разбойниками, или более могущественным лицом. Слово «оковы» понимается в более широком смысле: признано, например, что заключенные в тюрьме, высеченной в камне[236], входят в число находящихся в оковах; не имеет значения, удерживается ли заключенный стенами или ножными кандалами. Но Лабеон считает, что тюрьму следует понимать лишь в смысле государственной тюрьмы.
10. (Ульпиан). В таком же положении находятся те, кто состоит под стражей воинов, или надзирателей, или муниципальных должностных лиц, если доказано, что они не могут управлять своим имуществом. Мы признаем находящимся в оковах и того, кто связан таким образом, что не может показаться публично, не подвергая себя позору.
11. (Каллистрат). Оказывается помощь тому, кто был в рабстве, вне за висимости от того, служил ли как раб свободный человек добросовестно[237] или же он был лишен свободы...
14. (Каллистрат). Также оказывается помощь тому, кто был во власти врагов, т.е. был взят врагами в плен. Ибо следует думать, что перебежчикам не должно быть оказываемо никакого благодеяния, так как за перебежчиками отрицается право на получение обратно их имущества[238].
15. (Ульпиан)...
§ 1. Следует полагать, что помощь оказывается как тому, кто взят врагами, так и тому, кто там (в плену) рожден и имеет право на получение обратно имущества...
16. (Павел). Ибо оказывается помощь не нерадивым, но тем, кому воспрепятствовал необходимый порядок вещей. И все это устанавливается по усмотрению претора, т.е. он восстанавливает тех, которые не могли
С.237
совершить litis contestatio не по небрежности, но вследствие стесненности временем.
19. (Папиниан). Если покупатель, прежде чем он [приобретет вещь посредством пользования], взят в плен, то высказано мнение, что прерванное владение не восстанавливается в силу права на возвращение, так как этого (давности) не имеется без владения, владение же носит в значительной степени фактический характер, а фактическое положение не объемлется правом на возвращение[239]...
23. (Ульпиан)...
§ 1. Тот, кто находится у врагов, ничего не может приобрести себе посредством давности и не может закончить начатое [владение], пока он находится у врагов; кроме того, возвратившемуся не предоставляется в силу права на возвращение [приобретение в собственность по давности].
§ 2. Папиниан говорит, что следует оказать помощь лицу, которое в силу своего нахождения в плену утратило владение участком или квазивладение узуфруктом. И Папиниан считает справедливым, чтобы пленному были возвращены плоды, извлеченные за промежуточное время другим лицом.
36. (Ульпиан). Мы признаем, что отсутствует по делам государства лишь тот, кто отсутствует не ради своей выгоды, но будучи к тому принужден...
39. (Павел). Тот, кто намеревается отсутствовать по делам государства, если он оставил прокуратора, посредством которого он мог защищаться, не цолжен быть выслушиваем, если он пожелает быть восстановленным в первоначальное положение...
44. (Павел). Тот, кто отсутствует по делам государства и потерпел ущерб в каком-либо деле, не восстанавливается в первоначальное положение, если бы он по этому делу потерпел ущерб и в том случае, если бы он не отсутствовал по делам государства...
46. (Марциан). Отсутствующий по делам государства должен быть вое становлен в первоначальное положение даже против того, кто равным об разом отсутствовал по делам государства, если он основательно жалуется на ущерб.
Титул VII. Об отчуждении, произведенном для изменения суда[240]
(De alienatione iudicii mutandi causa facta)
1. (Гай). Проконсул действует всеми способами, чтобы чье-либо дело не ухудшилось вследствие действий другого лица. И так как он установил, что иногда исход судебного дела становится для нас более трудным вследствие того, что (вместо прежнего) нам противостоит другой противник, то он в этом случае проявил заботу о следующем: если кто-либо путем отчуждения
С.238
вещи (являющейся предметом спора) поставил нам на свое место другого противника и сделал это с намерением причинить нам ущерб, то это лицо является ответственным перед нами на основании actio in factum в таком размере, в каком для нас важно не иметь другого противника.
§ 1. Поэтому несет ответственность тот, кто противопоставил нам в качестве противника человека из другой провинции или более могущественного.
2. (Ульпиан) или другого противника, который намеревается причинить нам беспокойство.
3. (Гай). Так как если я участвую в судебном споре с тем, кто принадлежит к другой провинции, то я должен вести дело в его провинции и не могу быть равным с более могущественным человеком.
§ 1. И если он отпустит на волю раба, о котором мы предъявили требование[241], то наше положение делается более трудным, [так как преторы покровительствуют свободе]...
(Ульпиан). Так же применяется этот эдикт, если вещи были приобретены по давности тем, кому они отчуждены, и потому не могут быть от него истребованы...
§ 2. Педий в 9-й книге[242] говорит, что этот эдикт относится не только к переходу собственности, но также к переходу владения...
§ 3. Но если кто-либо передал другому спор вследствие состояния своего здоровья, или возраста, или необходимых занятий, то он не находится в таком положении, чтобы быть ответственным по этому эдикту, так как в этом эдикте имеется упоминание о злом умысле.
§ 4. Этот эдикт распространяется на права участков (на сервитута), если отчуждение их сделано по злому умыслу.
§ 5. Предметом этого иска является ущерб; поэтому если вещь не принадлежала тому, кто предъявляет требование, или если тот, кто был отчужден (раб), умер без вины (покупателя), то иск не предоставляется, разве что истец имел сверх того какой-либо интерес.
§ 6. Этот иск не является штрафным (actio poenalis), но направлен на получение вещи по решению судьи, поэтому он предоставляется и наследнику, но против наследника.
5. (Павел) или против подобного ему (правопреемника ответчика),
6. (Ульпиан) или по истечении года - иск не дается,
7. (Гай) так как хотя (иск) и направлен на получение вещи, но рассматривается как предоставляемый вследствие деликта.
(Павел)...
§ 1. Претор говорит: «или такое отчуждение, которое будет произведено для изменения суда», т.е. для будущего судебного рассмотрения, а не того, которое уже происходит.
§ 2. Признается, что отчудил вещь и тот, кто продал чужую вещь.
§ 3. Но если кто-либо отчудит путем назначения наследника или установления легата, то этот эдикт не применяется.
§ 4. Если кто-либо отчудит, а затем приобретет (эту вещь) обратно, тот не отвечает по этому эдикту.
§ 5. Кто возвращает своему продавцу[243], тот не рассматривается, как отчудивший вещь для изменения суда.
С.239
9. (Павел) так как с возвращением человека (раба) все идет назад; и потому тот, кто возвращает, не считается отчудившим для изменения суда, [разве что он возвратил именно для этого[244] и не возвратил бы при других обстоятельствах].
10. (Ульпиан). Ибо если я, будучи обязанным (перед третьим лицом), передам в качестве исполнения обязательства то, что ты хотел требовать от меня, - этот эдикт не применяется.