Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей

Анатомо-физиологический аппарат, принимающий воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывающий их в ощущения, называется анализатором.

Каждый анали­затор состоит из трех частей:

1) рецептор,иди орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

2) проводящие нервные пути,по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в кореполушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособ­лен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к опре­деленным физическим и химическим агентам.

Выделяют три основных класса ощущений:

1) внешние (экстерорецептивные) - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на по­верхности тела;

Экстерорецептивный ощущения делятся на контактные(при непосредственном контакте с объектами) – осязательные и вкусовые и дистантные (рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта) – зрительные, слуховые, обонятельные.

2) внутренние (интерорецептивные) - сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т. п.);

3) мышечные (проприорецептивные) - расположены в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Наиболее древней является органическая (прежде всего — болевая) чувствительность, затемпоявились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязатель­ная) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепто­ров. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые.

Свойства ощущений

1. Пороги ощущений. Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижнимабсолютным порогомчувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Верхнийпорог чувствительности - это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет).

Порог различения(дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

2. Компенсацияв области ощущений и восприятий. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых обостряется слух, осязание, обоняние.

3. Адаптация.Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от сильных к. слабым раздражителям чувствительность повышается; при переходе от слабых к сильным - снижается. Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных (термических), обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в слуховых; болевых ощущениях.

2.ВОСПРИЯТИЕ

В восприятии отражаются предме­ты окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимо­действие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов.

В отличие от ощу­щений, в процессах восприятия фор­мируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горя­чее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их раз­личных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, в какой степени целенаправлен­на будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (про­извольное).

Виды восприятия.

Непроизвольное восприятие может быть вызвано особенностями окружающих предметов (их яркостью, нео­бычностью) или соответствием этих предметов интере­сам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая актив­ность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различ­ные запахи и многое другое.

Произвольное восприятие с.самого начала регулирует­ся задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднаме­ренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выпол­нение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.

Наблюдение — это произвольное планомерное восприя­тие, которое осуществляется с определенной, ясно осоз­нанной целью с помощью произвольного внимания. Важ­нейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и пла­номерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конк­ретных задач.

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный об­раз предмета. Отдельные элементы предмета объединяются в единое целое. Однако способность целостного зритель­ного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, ко­торые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очер­тания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узна­ли ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овла­деть.

2. Константностьвосприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретен­ное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, на­пример, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, посто­янно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их раз­меров.

3. Структурностьвосприятия. Восприятие не является про­стой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную струк­туру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленностьвосприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательностьвосприятия проявляется в преимуще­ственном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, вос­приятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

ВНИМАНИЕ

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и по­зволит нам «настроить» на него свои органы чувств. По­добная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием.

Природа и сущность внимания и сегодня вызывают серьезные раз­ногласия в психологической науке. Некоторые специалис­ты даже сомневаются в существовании внимания как осо­бой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обна­руживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внима­ние к чему-либо».

Свойства внимания.

Объем вниманияизмеряется тем количеством объектов, ко­торые воспринимаются одновременно.Объединенные по смыс­лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе­диненные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам. Формула объема внимания: 5+2.

Концентрация вниманияесть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концен­трированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представле­нии человека о том или ином предмете, его назначении, конст­рукции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение вниманиявыражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за не­сколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии распределение внимания объяс­няется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптималь­ной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь час­тичное торможение, в результате чего данные участки в состоя­нии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему од­новременно выполнять их.

Устойчивость внимания -об­щая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообраз­ные действия снижают устойчивость внимания.

Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбужде­ние по закону отрицательной индукции вызывает в том же уча­стке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает вни­мание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с дей­ствием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объек­том.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и на­пряженной работе, что объясняется непрерывной сменой воз­буждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15—20 минут колебания внимания могут привести к непроиз­вольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятель­ность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе егос одного объекта надругой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамерен­ное (непроизвольное). Произвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непроизвольное переключение внимания обычно проте­кает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание— непроизвольно, само собой воз­никающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Наши рекомендации