Титул V. Если женщина введена во владение (наследственным имуществом) для ребенка, находящегося в утробе, и будет указано, что это владение перешло к другому в силу злого умысла

(Si ventris nomine muliere in possessionem missa eadem possessio dolo malo ad alium translata esse dicatur)

1. (Ульпиан). Посредством этого эдикта претор весьма правильно заботится о том, чтобы, в то время как он обещает владение в интересах ребенка, другим не было дано возможности учинения грабежа.

§ 1. Поэтому он установил иск к женщине, которая по злому умыслу передала это владение другому лицу. Претор наказывает не только женщину, но и того, в чьей власти она находилась, конечно, если по их умыслу другое лицо было допущено к владению; и (претор) обещает иск к этим лицам в такой сумме, которая соответствует убыткам предъявившего иск.

§ 2. Претор делает необходимое дополнение: кто получит владение путем умысла, тот принуждается оставить владение; он (претор) принуждает его оставить владение [не] своей преторской властью или силой служащих (претора), [но он поступит лучше и справедливее, если он передаст дело в обычный суд посредством интердикта...].

Титул VI. Если указывается, что женщина путем ложного требования получила владение для ребенка, находящегося в утробе

(Si mulier ventris nomine in possessione calumniae causa esse dicetur)

1. (Ульпиан)....Настоящий эдикт исходит из того же основания, как предыдущий. Подобно тому как женщине легко дается владение имуществом для ребенка, находящегося в утробе, так же претор не должен оставлять

С.571

безнаказанным ее ложное требование.

§ 2. Считается получившей владение в силу ложного требования женщина, которая знала, что она не является беременной, и пожелала получить владение.

Титул VII. О конкубинах

(De concubinis)

1. (Ульпиан). Женщина, состоящая в конкубинате[1192], может ли уйти против воли патрона и вступить в брак или в конкубинат с другим лицом? В отношении конкубины я одобряю тот взгляд, что ей следует отказать в браке[1193], если она покинула патрона против его воли, так как более соответствует чести патрона иметь вольноотпущенницу в качестве конкубины, чем в качестве матери семейства[1194].

§ 1. Я соглашаюсь с Атилицином и думаю, что можно, не опасаясь совершения преступления, иметь в качестве конкубин только тех женщин, над которыми не совершается растления.

§ 2. Если кто-либо имел в качестве конкубины женщину, осужденную за прелюбодеяние, то я не считаю, что он несет ответственность по Юлиеву закону о прелюбодеяниях, хотя если бы он сделал эту женщину своей женой, то он несет ответственность.

§ 3. Если женщина была конкубиной патрона, а затем стала конкубиной (его) сына или внука либо наоборот, то я не считаю, что она поступает правильно, ибо такого рода союз является почти греховным и потому такого рода преступление должно быть запрещено.

§ 4 Ясно, что можно иметь конкубину любого возраста, если ей не меньше 12 лет.

3. (Марциан). Находиться в конкубинате может и вольноотпущенница другого лица, и свободнорожденная, [и главным образом такая (женщина), место рождения которой неясно или которая продавала свое тело. Если же кто-либо предпочтет иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорожденную, то это не разрешается без заявления перед свидетелями. Но необходимо или взять эту женщину в качестве жены, или же при отказе от этого вступить с нею во внебрачную связь][1195]...

4. (Павел). Является ли женщина конкубиной,- этот вопрос разрешается лишь на основании направления воли.

5. (Павел). Тот, кто занимает какую-либо должность в провинции, может иметь конкубину из этой провинции.

С.572

КНИГА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Титул I. Об опеках

(De tutelis)

1. (Павел). Как определяет Сервий, опека есть установленная и разрешаемая цивильным правом сила и власть над свободным лицом для защиты того, кто вследствие возраста не в состоянии защищаться самостоятельно...

§ 2. Немой не может быть назначен опекуном, так как он не может совершать утверждения[1196].

§ 3. Глухой не может быть назначен опекуном, и многие, в том числе и Помпоний в 69-й книге Комментария к эдикту, доказывают это тем, что опекун должен не только говорить, но и слушать...

3. (Ульпиан)...

§ 2. Если подопечный или подопечная желают вести судебное дело против своего опекуна, назначенного в законном порядке, или если опекун хочет вести против них судебное дело и испрашивается для этой цели назначение попечителя, то назначается ли попечитель по требованию их самих (подопечных) или же и по требованию противника? И нужно знать, что при предъявлении ими иска или при предъявлении иска к ним может быть назначен попечитель, но не иначе, как если бы об этом просил тот, к кому следует назначить попечителя. Далее Кассий в 6-й книге («Книг о цивильном праве») писал, что в качестве такого попечителя может быть назначен только присутствующий и попечитель может быть назначен только к лицу, присутствующему и заявляющему об этом требование, а потому попечитель не может быть назначен к ребенку[1197]. Тот же Кассий говорит, что если подопечный не хочет просить о назначении попечителя, чтобы избегнуть предъявления к себе иска, то он должен быть принужден претором...

6. (Ульпиан)...

§ 1. Установлено, что презесы провинций не могут назначить опекуна под условием, и если опекун назначен (под условием), то это назначение не имеет никакой силы. Так говорит Помпоний; дополнение же, которое делают презесы провинций: «я назначаю опекуном, если (назначаемый) представит обеспечение», содержит в себе не условие, но напоминание о том, что данному лицу не иначе будет предоставлено опекунство, как если он представит обеспечение, [т.е. ему будет разрешено вести дела не иначе, как если он обеспечит сохранность имущества и целости].

§ 2. Назначение опекуна не является атрибутом высшей власти (imperium) или юрисдикции, но может быть производимо тем, кому это специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или принцепсом.

§ 3. Несовершеннолетнему глухому может быть назначен опекун.

§ 4. Ясно, что опекун не может быть назначен к лицу, отец которого находится во власти врагов; но если (опекун) назначен, то может возникнуть вопрос, не

С.573

является ли назначение неопределенным[1198]. И я не думаю, что назначение имеет силу; ведь после возвращения отца (сын или дочь) вновь поступают под его власть, как если бы отец никогда не был в плену у врагов. Но к имуществу должен быть назначен попечитель, чтобы имущество не погибло за этот промежуток времени[1199].

7. (Ульпиан). Если претор назначил сына семейства опекуном и если отец признал опекунство, то он отвечает в полном объеме; если же не признал, то (отвечает) лишь в объеме пекулия. Считается признавшим (опекунство) тот, кто или вел дела, или дал согласие сыну, ведущему дела, или вообще касался дел опеки. Поэтому если некто написал сыну, чтобы тот заботливо вел дела опеки, «так как, сказал он, ты должен знать, что ущерб возлагается на нас», то я сказал, что это лицо считается признавшим (опекунство). Конечно, если он лишь напоминал[1200] сыну, то он не считается признавшим...

13. (Помпоний). Может быть назначен и попечитель к лицу, имеющему опекуна, по причине болезни опекуна или его старческого возраста; назначенный признается скорее управляющим делами, чем попечителем.

§ 1. Имеется и помощник по опекунству, назначать которого претор обычно разрешает опекунам, которые не имеют возможности справиться с управлением опекой; однако (разрешение дается) с тем, что они (опекуны) назначают (помощника) на свою ответственность.

14. (Ульпиан). Если несовершеннолетние усыновлены или подопечные подвергнуты высылке, то они перестают иметь опекунов.

§ 1. Так же, если подопечный обращен в рабство, то опека заканчивается.

§ 2. Также и другими способами опекуны перестают быть (опекунами), если, например, кто-либо захвачен в плен врагами - будь то подопечный или опекун.

§ 3. Если кто-либо был назначен на время, то с истечением (этого) времени опекун перестает быть опекуном.

§ 4. Кроме того, перестает быть опекуном тот, кто устранен (от опекунства) как подозрительный.

§ 5. И если кто-либо был назначен под определенным условием[1201], то равным образом при осуществлении условия он перестает быть опекуном...

16. (Гай). [По большей части] опекунство является обязанностью мужчин.

§ 1. И следует знать, что никакая опека не переходит на другое лицо в силу наследственного права: но опекунство, учреждаемое в силу закона, переходит к [совершеннолетним] детям мужского пола; другие опекунства не переходят.

17. (Павел). Существуют многочисленные сенатусконсульты о том, что вместо безумного, и немого, и глухого опекуна назначаются другие опекуны.

С.574

18. (Нераций). Женщины не могут быть назначены опекунами, так как это обязанность мужчины, [разве что они (женщины) особенно просили принцепса предоставить им опекунство над их детьми].

Наши рекомендации