Управление рисками и безопасностью

Риск – сочетание (произведение) вероятности наступления неблагоприятного события и величины связанного с ним потенциального ущерба. Риск является мерой опасности.

Риск всегда связан с ещё не случившимся, но потенциально возможным небезопасным случаем. Риск (в данном контексте) всегда связывается с точно установленной (идентифицированной) опасностью, а однозначная идентификация опасности является неотъемлемым начальным этапом процесса оценки риска.

Очень часто можно встретить определение “риск – это вероятность пострадать от несчастного случая”. Это определение принципиально неверно, поскольку не учитывает тяжести возможного несчастного случая. Во многих случаях риск падения работника с высоты нескольких метров сопоставим с риском незначительного пореза рук. Такая ситуация возможна в том случае, если вероятность падения работника достаточно мала, а порезы рук – типичное явление для предприятия.

Риск – это потенциальный ущерб с определенной (вероятной) возможностью его наступления, а в общем случае – возможные экономические потери. Даже гибель человека в конечном итоге приводит к существенным экономическим потерям для государства, общества и семьи пострадавшего.

Оценка риска – фундаментальная методологическая основа СМ ПБЗ. Основные определения, относящиеся к вопросам анализа и оценивания рисков, даны в национальном стандарте ГОСТ Р 51898-02 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты”:

-"анализ риска" – систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и количественной оценки риска;

-"оценивание риска" – основанная на результатах анализа риска процедура проверки, не превышен ли допустимый риск;

-"допустимый риск" – риск, который в данном контексте считается допустимым при существующих общественных ценностях.

Относительно пожарных рисков отметим следующее.

Пожарный риск- мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (ФЗ №123 от 22.07.2008 г.). Расчет пожарного риска для объекта производится в случае:

- отступления от обязательных требований пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

- при разработке раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Перечень противопожарных мероприятий», в случае отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности. (Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02. 2008 г. (п. 26));

- при составлении декларации пожарной безопасности (ФЗ №123 от 22.07.2008 г, «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации)»;

- в рамках проведения независимой оценки риска (аудит пожарной безопасности).

Основа расчета пожарных рисков - сопоставления нормативной величины пожарного риска и расчетной величины пожарного риска.

Расчет пожарных рисков для общественных, административных и жилых зданий производится в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России № 382 от 30.06.2009 (регистрационный № 14486 от 06 августа 2009 г. в Минюсте РФ).

Расчет пожарных рисков для производственных объектов производится в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденной приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009 (регистрационный № 14541 от 17.08.2009 г.в Минюсте РФ).

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной (10-6) в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 79).

Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную (10-6) в год. (ФЗ №123 от 22.07.2008 г, ст. 93, п.1).

Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной (10 -4 ) в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.3). К сожалению, в данном законе не указывается на конкретные меры по обучению и конкретную социальную защиту работников.

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного (восстановительно-оздоровительного) назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную (10-8) в год. (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.4).

Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную (10 -7 ) в год(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ, п.5).

Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной (10 -8) в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной (10-7) в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной (10-6) в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной (10-5) в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.4.1, часть 4.1 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Порядок определения пожарного риска определен Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

Методика анализа рискаэто совокупность приемов и способов анализа рисков, которая включает: феноменологический, детерминистский и вероятностный методы. Феноменологический метод базируется на определении возможности протекания аварийных процессов, исходя из результатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с проявлением тех или иных законов природы; детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы; вероятностный метод предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей вариантов развития процессов.

Методы управления риском включают административно-правовые, технические и экономические приемы и способы управления риском. Административно-правовые - совокупность законодательных актов, нормативных документов и организационно-управленческих механизмов, позволяющих снижать риск чрезвычайных ситуаций; технические - инженерно-технические средства мониторинга источников риска, предупреждения возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экономические - совокупность экономических механизмов для реализации методов и средств снижения риска и возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Риск является основным измеримым (оцениваемым) и управляемым параметром СМ ПБЗ, характеризующим ее состояние. Весь процесс ее создания и функционирования связан с управлением рисками (табл.2.3)

Таблица 2.3

Последовательность процесса управления рисками

1.Идентификация опасности 2. Оценка рисков 3.Разработка мер управления рисками
4. Анализ мер управления рисками 5.Влияние мер управления рисками 6.Оценка остаточных рисков

Управляя риском, мы управляем и безопасностью, так как эти понятия, как известно, взаимосвязаны.

Известно, что управление риском - это возможный путь к обеспечению безопасности объекта. Управление риском, как система, состоит их двух подсистем: управляемой подсистемы и управляющей подсистемы.

Блок-схема управления пожарным риском на предприятии (объекте, установке и т.п.) представлена на рис. 2.3

Управление рисками и безопасностью - student2.ru

Рис. 2.3. Блок-схема управления пожарным риском

Основой управления пожарным риском является управление системой предотвращения пожара (СПП) и системой противопожарной защиты

(СППЗ). Определенной i-ой СПП соответствует частота (λi)или вероятность (Рi ) возникновения пожара, приводящая к экономическим потерям, и вероятность (частота) пожара, приводящая к воздействию опасных факторов пожара (ОФП) на человека (РiС). Каждой i-ой СППЗ соответствуют свои значения ожидаемых потерь (Уi ) и количество пострадавших людей определенной категории тяжести (Ni).Изменяя СПП и СППЗ, т.е. количество и качество их элементов, мы изменяем меру возможности наступления события (λ) и меру последствий события (У, N), и, следовательно, уровень пожарного риска.

К выбору приемлемого экономического риска (RiЭ) целесообразно

приступать после проверки объекта на соответствие требованиям нормативов по допустимой вероятности воздействия ОФП на человека (фактическая ≤ нормативной = 10- 6 1/год·чел).

Значение меры возможности наступления пожара и его последствий

можно определять расчетно-аналитическим методом (например, по ГОСТ 12.1.004) или на основе статистической информации, используя при этом

существующие методы теории статистики. Не приводя эти методы, отметим только то, что в качестве степени неопределенности исследуемых оценок может служить среднеквадратическое отклонение. Кроме того, определять ожидаемые значения рассматриваемых параметров необходимо с учетом показателя надежности (безотказности) систем или их элементов.

Интегральный эффект ( Управление рисками и безопасностью - student2.ru ) определяется согласно МДС 21-3.2001.

Опыт показал практическую возможность реализации изложенного подхода по оценке пожарных рисков и их оптимизации.


Наши рекомендации