Управление рисками и безопасностью
Риск – сочетание (произведение) вероятности наступления неблагоприятного события и величины связанного с ним потенциального ущерба. Риск является мерой опасности.
Риск всегда связан с ещё не случившимся, но потенциально возможным небезопасным случаем. Риск (в данном контексте) всегда связывается с точно установленной (идентифицированной) опасностью, а однозначная идентификация опасности является неотъемлемым начальным этапом процесса оценки риска.
Очень часто можно встретить определение “риск – это вероятность пострадать от несчастного случая”. Это определение принципиально неверно, поскольку не учитывает тяжести возможного несчастного случая. Во многих случаях риск падения работника с высоты нескольких метров сопоставим с риском незначительного пореза рук. Такая ситуация возможна в том случае, если вероятность падения работника достаточно мала, а порезы рук – типичное явление для предприятия.
Риск – это потенциальный ущерб с определенной (вероятной) возможностью его наступления, а в общем случае – возможные экономические потери. Даже гибель человека в конечном итоге приводит к существенным экономическим потерям для государства, общества и семьи пострадавшего.
Оценка риска – фундаментальная методологическая основа СМ ПБЗ. Основные определения, относящиеся к вопросам анализа и оценивания рисков, даны в национальном стандарте ГОСТ Р 51898-02 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты”:
-"анализ риска" – систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и количественной оценки риска;
-"оценивание риска" – основанная на результатах анализа риска процедура проверки, не превышен ли допустимый риск;
-"допустимый риск" – риск, который в данном контексте считается допустимым при существующих общественных ценностях.
Относительно пожарных рисков отметим следующее.
Пожарный риск- мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (ФЗ №123 от 22.07.2008 г.). Расчет пожарного риска для объекта производится в случае:
- отступления от обязательных требований пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
- при разработке раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Перечень противопожарных мероприятий», в случае отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности. (Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02. 2008 г. (п. 26));
- при составлении декларации пожарной безопасности (ФЗ №123 от 22.07.2008 г, «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации)»;
- в рамках проведения независимой оценки риска (аудит пожарной безопасности).
Основа расчета пожарных рисков - сопоставления нормативной величины пожарного риска и расчетной величины пожарного риска.
Расчет пожарных рисков для общественных, административных и жилых зданий производится в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России № 382 от 30.06.2009 (регистрационный № 14486 от 06 августа 2009 г. в Минюсте РФ).
Расчет пожарных рисков для производственных объектов производится в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденной приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009 (регистрационный № 14541 от 17.08.2009 г.в Минюсте РФ).
Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной (10-6) в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 79).
Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную (10-6) в год. (ФЗ №123 от 22.07.2008 г, ст. 93, п.1).
Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной (10 -4 ) в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.3). К сожалению, в данном законе не указывается на конкретные меры по обучению и конкретную социальную защиту работников.
Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного (восстановительно-оздоровительного) назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную (10-8) в год. (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.4).
Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную (10 -7 ) в год(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ, п.5).
Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной (10 -8) в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной (10-7) в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной (10-6) в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной (10-5) в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите (ФЗ №123 от 22.07.2008 г., ст. 93, п.4.1, часть 4.1 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
Порядок определения пожарного риска определен Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
Методика анализа рискаэто совокупность приемов и способов анализа рисков, которая включает: феноменологический, детерминистский и вероятностный методы. Феноменологический метод базируется на определении возможности протекания аварийных процессов, исходя из результатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с проявлением тех или иных законов природы; детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы; вероятностный метод предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей вариантов развития процессов.
Методы управления риском включают административно-правовые, технические и экономические приемы и способы управления риском. Административно-правовые - совокупность законодательных актов, нормативных документов и организационно-управленческих механизмов, позволяющих снижать риск чрезвычайных ситуаций; технические - инженерно-технические средства мониторинга источников риска, предупреждения возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экономические - совокупность экономических механизмов для реализации методов и средств снижения риска и возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Риск является основным измеримым (оцениваемым) и управляемым параметром СМ ПБЗ, характеризующим ее состояние. Весь процесс ее создания и функционирования связан с управлением рисками (табл.2.3)
Таблица 2.3
Последовательность процесса управления рисками
1.Идентификация опасности | 2. Оценка рисков | 3.Разработка мер управления рисками |
4. Анализ мер управления рисками | 5.Влияние мер управления рисками | 6.Оценка остаточных рисков |
Управляя риском, мы управляем и безопасностью, так как эти понятия, как известно, взаимосвязаны.
Известно, что управление риском - это возможный путь к обеспечению безопасности объекта. Управление риском, как система, состоит их двух подсистем: управляемой подсистемы и управляющей подсистемы.
Блок-схема управления пожарным риском на предприятии (объекте, установке и т.п.) представлена на рис. 2.3
Рис. 2.3. Блок-схема управления пожарным риском
Основой управления пожарным риском является управление системой предотвращения пожара (СПП) и системой противопожарной защиты
(СППЗ). Определенной i-ой СПП соответствует частота (λi)или вероятность (Рi ) возникновения пожара, приводящая к экономическим потерям, и вероятность (частота) пожара, приводящая к воздействию опасных факторов пожара (ОФП) на человека (РiС). Каждой i-ой СППЗ соответствуют свои значения ожидаемых потерь (Уi ) и количество пострадавших людей определенной категории тяжести (Ni).Изменяя СПП и СППЗ, т.е. количество и качество их элементов, мы изменяем меру возможности наступления события (λ) и меру последствий события (У, N), и, следовательно, уровень пожарного риска.
К выбору приемлемого экономического риска (RiЭ) целесообразно
приступать после проверки объекта на соответствие требованиям нормативов по допустимой вероятности воздействия ОФП на человека (фактическая ≤ нормативной = 10- 6 1/год·чел).
Значение меры возможности наступления пожара и его последствий
можно определять расчетно-аналитическим методом (например, по ГОСТ 12.1.004) или на основе статистической информации, используя при этом
существующие методы теории статистики. Не приводя эти методы, отметим только то, что в качестве степени неопределенности исследуемых оценок может служить среднеквадратическое отклонение. Кроме того, определять ожидаемые значения рассматриваемых параметров необходимо с учетом показателя надежности (безотказности) систем или их элементов.
Интегральный эффект ( ) определяется согласно МДС 21-3.2001.
Опыт показал практическую возможность реализации изложенного подхода по оценке пожарных рисков и их оптимизации.