Запретные приобретения и доходы

Вопрос №1093: Можно ли скупать диких кабанов, которые были отловлены лесничим хозяйством или земледельцами для сохранения угодий и пастбищ, затем изготовлять из их мяса консервы и сбывать в немусульманские страны?

Ответ: Купля-продажа свиного мяса для употребления в пищу запрещена, даже если покупатель не является мусульманином, но возможна, если свинина будет применена для полезного, разумного, разрешенного /халяль/ дела, например, для кормления животных, для производства мыла и т.п.

Вопрос №1094: Можно ли работать на заводах по производству консерв из свиного мяса, в ночных кабаре или других увеселительных заведениях, и каково решение по поводу прибыли, получаемой из этих мест?

Ответ: Заниматься запрещенными делами, такими как продажа свиного мяса, алкогольных напитков, создание ночных кабаре, центров разврата, мест для азартных игр и заведений для распития алкоголя и т.п. и управление ими недопустимо. Доходы, полученные с такой деятельности, являются запрещенными /харам/, и человек не имеет права распоряжаться такими доходами.

Вопрос №1095: Можно ли продавать или дарить алкогольные напитки, свинину или любые другие запрещенные продукты тем, кто не считает их запрещенными?

Ответ: Продажа или дарение напитков и продуктов, являющихся запрещенными /харам/ для употребления в пищу, недопустимы. Так же недопустимо продавать их или дарить, если продавец или даритель знает, что покупатель, считая эти продукты дозволенными /халяль/, употребит их в пищу.

Вопрос №1096: Мы – владельцы кооперативного предприятия по продаже продуктов питания и потребления, где некоторые продукты имеют в своем составе мертвечину или запрещенные шариатом ингредиенты. Каково положение относительно годовых доходов, распределяемых между акционерами нашего предприятия?

Ответ: Купля-продажа тех продуктов, которые являются запрещенными /харам/ для употребления в пищу, недопустима, и прибыль, получаемая от продажи этих продуктов, также является запрещенной /харам/, и эти средства нельзя распределять между акционерами предприятия. Если дозволенные /халяль/ средства предприятия смешаны с запрещенными /харам/, то решение их рассмотрено в положениях о смешанных средствах.

Вопрос №1097: Мусульманин, открыв гостиницу в немусульманской стране, вынужден подавать там запрещенные шариатом напитки и пищу, так как большинство населения этой страны является христианами, которые употребляют спиртные напитки и не останавливаются в гостиницах, где вместе с едой не подают алкоголь. Можно ли работать так, принимая во внимание, что все полученные доходы с продажи этих напитков и пищи человек намерен передавать муджтахиду?

Ответ: Открывать гостиницы в немусульманских государствах не возбраняется, но подавать там напитки и пищу, являющиеся запрещенными шариатом, недопустимо, даже если потребитель считает их дозволенными для себя, и даже с учетом того, что человек намерен эти доходы передавать муджтахиду.

Вопрос №1098: Считаются ли мертвечиной животные, обитающие в воде, мясо которых запрещено в пищу шариатом, если они были выловлены живыми и умерли вне воды? Запрещено ли их продавать или покупать? Разрешается ли продавать или покупать их не для употребления в пищу людьми, а для кормления животных, птиц или для использования в производстве?

Ответ: Если эта рыба была выловлена живой и умерла вне воды, то она не считается мертвечиной. В любом случае купля-продажа продуктов, запрещенных /харам/ для употребления в пищу, недопустима, даже если покупатель считает эту пищу разрешенной /халяль/ для себя. Но если эти продукты используются не для употребления в пищу, а для разумных дозволенных целей, например, в медицине, в производстве или для кормления птиц и животных, то купля-продажа их не возбраняется.

Вопрос №1099: Можно ли заниматься транспортировкой и доставкой продуктов питания, среди которых есть изготовленные из мяса животных, забитых не по шариату. Есть ли разница между доставкой их тем, кто считает такие продукты дозволенными для себя и доставкой тем, кто не считает их дозволенными /халяль/?

Ответ: Доставка мяса животных, которые были убиты не по шариату, тем, кто намерен употреблять их в пищу, недопустима, и нет разницы, считает ли потребитель это мясо разрешенным или не считает.

Вопрос №1100: Можно ли продавать кровь?

Ответ: Продажа крови для разумного, разрешенного шариатом применения не возбраняется.

Вопрос №1101: Может ли мусульманин на территории неверующих предлагать запрещенную шариатом пищу (приготовленную из свинины или мертвечины) и алкогольные напитки кому-либо не являющемуся мусульманином? Каково положение относительно случаев приведенных далее:

а) Если пища или напитки не принадлежат ему, и он не имеет дохода от их продажи, а вся его работа заключается в том, чтобы предлагать и дозволенные и недозволенные /харам/ продукты и напитки?

б) Если он является совладельцем немусульманина и товары, принадлежащие ему, - разрешенные /халяль/, а запрещенные /харам/ напитки и продукты принадлежат партнеру, и каждый получает прибыль от продажи своих товаров?

в) Если мусульманин является только рабочим в том месте, где продаются запрещенные /харам/ продукты и напитки и получает определенную плату за свою работу, различно ли решение в зависимости от того, принадлежит ли это место мусульманину или не мусульманину?

г) Если мусульманин является рабочим или партнером владельца такого места, где продаются запрещенные /харам/ продукты или напитки? Если он не причастен к купле-продаже этих товаров, и они не принадлежат ему, а он лишь участвует в продаже и подготовке к продаже этих товаров, принимая во внимание, что покупатели не употребляют там алкогольные напитки?

Ответ: Предлагать и продавать спиртные напитки и запрещенные шариатом продукты, работать в таких местах, участвовать в подготовке этих продуктов к купле-продаже и подчиняться другим лицам в таких делах - запрещено шариатом. Запрет не зависит от того, является ли человек рабочим или вкладчиком, продаются ли там только запрещенные продукты и напитки или вместе с дозволенными, получает ли человек прибыль от такой продажи, является ли мусульманином хозяин этого места или компаньон, мусульманам или не мусульманам предлагаются и продаются эти товары – во всех этих случаях каждый мусульманин обязан /ваджиб/ воздерживаться от изготовления, купли-продажи такого рода товаров и от доходов, получаемых от их продажи.

Вопрос №1102: Разрешается ли ремонтировать грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки спиртных напитков?

Ответ: Если автомобили предназначены для транспортировки спиртных напитков, ремонтировать их недопустимо.

Вопрос №1103: Если торговое предприятие, имеет филиал по продаже продуктов питания, часть которых является запрещенными (например, из мяса, считающегося по шариату мертвечиной), разрешается ли приобретение товаров у этого торгового предприятия, часть товаров которого являются дозволенными /халяль/, а часть недозволенными /харам/? И если разрешается, можно ли брать сдачу у продавца, если сдача дается деньгами неизвестного происхождения? Есть ли необходимость получать разрешение законоведа, чтобы брать эту сдачу? И если есть необходимость в получении разрешения, даете ли Вы такое разрешение человеку, приобретающему необходимые товары у этого предприятия?

Ответ: Пока не будет точно известно, какие из продуктов этого предприятия запрещенные /харам/, ни для кого нет препятствий в приобретении необходимых товаров у такого предприятия и нет препятствия, чтобы брать сдачу, с учетом того, что покупателю не понадобится каждый из товаров. Если покупатель не будет уверен в недозволенности продуктов, приобретенных на этом предприятии, то нет необходимости в получении разрешения для использования этих продуктов и полученных в виде сдачи денег.

Вопрос №1104: Разрешается ли заниматься работой по сожжению тел умерших людей, не являющихся мусульманами, и получать плату за это?

Ответ: Сожжение тел немусульман не является запрещенным, поэтому заниматься такой работой и получать за это плату не предосудительно.

Вопрос №1105: Может ли трудоспособный человек просить помощи у людей и жить за их счет?

Ответ: Это - недостойное дело.

Вопрос №1106: Разрешается ли женщине продавать ювелирные изделия на ювелирных базарах и в других местах, чтобы получать прибыль таким образом?

Ответ: С точки зрения шариата это не запрещается.

Вопрос №1107: Разрешена ли отделка и декорация квартир, часть комнат которых используются для запрещенных /харам/ дел, например, для идолопоклонничества? Можно ли строить здания, в которых, предположительно, будут организовываться танцы и тому подобное?

Ответ: Декорация квартир сама по себе не запрещена, если они не будут использованы в запрещенных /харам/ целях, но декорация комнат, предназначенных для идолопоклонничества, например, оформление интерьера этих комнат или приготовление мест для установки идолов и тому подобное не дозволяется. Постройка зданий, предназначенных для запрещенных дел, недопустима, но если существует только лишь предположение, что эти здания будут использованы для таких дел, то постройка не возбраняется.

Вопрос №1108: Разрешается ли постройка тюрем, полицейских участков и управлений и сдача их в распоряжение государства, ведущего несправедливую политику? Разрешается ли работать на стройках этих объектов?

Ответ: Строительство таких объектов не запрещено, с условием, что они не будут использованы для несправедливого правосудия и не станут местом заключения невинных людей, или же, с точки зрения строителя, такой вероятности нет, в таком случае получение платы за строительство этих объектов непредосудительно.

Вопрос №1109: Моя профессия – тореадор, и зрители в виде подарков дарят мне деньги. Разрешены ли они для меня, и можно ли вообще заниматься корридой?

Ответ: Занятие такого рода осуждается шариатом, но принимать подарки от зрителей, которые они дарят по своей воле и желанию, непредосудительно.

Вопрос №1110: Некоторые люди продают военную спецодежду. Разрешается ли ее покупать и использовать?

Ответ: Если Вы предполагаете, что эта одежда была получена законным путем, или есть законное разрешение на продажу этой одежды, то покупать ее и использовать в целях, не нарушающих закон, можно.

Вопрос №1111: Можно ли использовать хлопушки, петарды и другую пиротехнику, изготавливать ее, покупать и продавать, независимо от того, причиняет она беспокойство людям или нет?

Ответ: Запрещено, если пиротехника является причиной беспокойства и мучения людей, или причиной неумеренных растрат или используется против закона Исламской Республики.

Вопрос №1112: Каково решение относительно средств, зарабатываемых работниками полиции, служащими автоинспекции, таможни и управления по налоговым сборам, работающими в Исламской Республике? Касаются ли сборщиков налогов и таможенных работников некоторые предания, где говорится о том, что не принимаются мольбы тех, кто служит государству, донося на простых людей?

Ответ: Работа этих людей сама по себе не является запрещенной, если не противоречит законам. Упомянутые в предании сборщики налогов и доносчики – это те, которые служат государству с тиранической политикой.

Вопрос №1113: Некоторые женщины, чтобы обеспечить себя, работают в салонах красоты. Не становится ли такое занятие причиной или угрозой распространения безнравственности в исламском обществе?

Ответ: Украшение женщин и получение платы за это, само по себе не является запрещенным, с условием, что целью этого не будет привлечение внимания посторонних мужчин.

Вопрос №1114: Можно ли организовать компанию на основе подрядных работ и посредничества, осуществляемых между заказчиками работы и рабочими, разрешено ли получать за это плату?

Ответ: Получать плату за работу, разрешенную шариатом, не возбраняется.

Вопрос №1115: Является ли дозволенной /халяль/ плата, которую получает маклер?

Ответ: Если плата заработана разрешенным шариатом способом и по согласию, то является дозволенной.

Получение платы за исполнение дел, обязательных для выполнения /ваджиб/

Вопрос №1116: Каково положение относительно получения жалованья педагогом, преподающим в религиозном учебном заведении шариатские законы и основы Ислама?

Ответ: Преподавание таких предметов, обучение которым является одной из общественных обязанностей кифаи, и получение платы за это обучение разрешено, если плата дается за личное присутствие преподавателя в учебном заведении и проведение им занятий.

Вопрос №1117: Каково положение относительно обучения законам шариата? Можно ли представителю духовенства брать плату за обучение шариатским законам?

Ответ: Несмотря на то, что обучение вопросам дозволенного \халяль\ и запрещенного \харам\ само по себе является обязательным и брать плату за это не разрешено, все же разрешается брать плату за преподавание вступительной части. Эта часть заповедей не охватывает основную часть, и по шариату не является обязательной /ваджиб/, как и не обязательно само присутствие преподавателя в предназначенном для этого месте (в учебном заведении).

Вопрос №1118: Можно ли получать ежемесячную зарплату за проведение общественного намаза, за разъяснение и пропаганду Ислама в госучреждениях?

Ответ: Брать плату за посещение и разъяснения правил богослужения, выполнение которого не является для ответственного лица обязательным /ваджиб/, непредосудительно.

Вопрос №1119: Разрешено ли брать плату за омовение покойного?

Ответ: Омовение умершего мусульманина - это и богослужение, и одна из обязанностей кифаи, и не разрешается брать за это плату.

Вопрос 1120: Можно ли брать плату за проведение процедуры бракосочетания?

Ответ: Можно.

Наши рекомендации