Способ № 6: Менеджер в поисках смысла
...
Воплотить мечту… получить возможность творить – вот что самое главное. Деньги – просто соус.
Бетти Дэвис
...
В работе мне нравится то, что она дает нам возможность найти себя.
Джозеф Конрад (1)
В 40 лет я страдал от избытка удачи. После 14 лет работы в управленческом консалтинге я решил забросить свой калькулятор в дальний ящик стола. Я продал свою долю в LEK – фирме, сооснователем которой я стал за шесть лет до этого и которая дала мне возможность более чем безбедно существовать всю оставшуюся жизнь. Теперь у меня была полная свобода заниматься чем угодно. Но чем именно?
Я не имел об этом ни малейшего представления. Я подумал, что не стоит больше так усердствовать в работе, и создал небольшую инвест-компанию. Но особого смысла в этом я не обнаружил. Я пробовал не работать вообще, но от этого мне становилось стыдно, и я чувствовал себя неприкаянным. Потребовалось довольно много времени, пока я не понял, что могу писать книги, которые, к лучшему или к худшему, никто, кроме меня, не напишет, и это наполняет мою жизнь смыслом в большей степени, чем что-либо другое. Мне повезло с тем, что я могу позволить себе приятный образ жизни без суеты и напряжений. У меня полно времени для езды на велосипеде, тенниса, прогулок по живописным окрестностям и общения с друзьями. Но настоящее удовлетворение я испытываю, если могу ежедневно писать о чем-то, что считаю важным и нужным.
Нет ничего важнее, чем понимание своего жизненного предназначения. Австрийский врач и философ Виктор Франкль – автор одной из наиболее значительных книг прошлого столетия «Человек в поисках смысла», которую он написал после своего освобождения из концлагеря Дахау, – утверждает, что смысл человеческого существования определяется результатами занятий делом, которое соответствует способностям, умениям и мировоззрению конкретного индивидуума. В поисках недостающего смысла люди пытаются подменить его деньгами, сексом, развлечениями и даже насилием. Они полагают, это поможет им обрести счастье, но куда там… На самом деле сама идея поисков счастья является ложной, поскольку счастье приходит не в результате его целенаправленного поиска, но вместе с обретением смысла жизни в самоотверженной плодотворной работе, в наибольшей степени соответствующей нашему стремлению к самовыражению. Счастье – побочный продукт жизни, наполненной смыслом.
Немного иначе об этом сказал Бертран Рассел: «Все, что вам удается, способствует счастью» (3). НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПОНИМАНИЕ СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.Одно из величайших откровений современного мировоззрения – осознание того, что величие человека заключено в нем самом. Св. Павел говорил о разнообразии талантов, которыми обладали ранние христиане, но канадский философ Чарлз Тэйлор блестяще продемонстрировал, что мысль о единственности и уникальности каждого человеческого существа вышла на авансцену философии лишь к концу XVIII века. В частности, поэт Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) писал, что «каждое человеческое существо имеет собственную меру соотношения чувств, свойственную лишь ему». Он говорил о наличии существенных различий между индивидуумами и о том, что каждому нужно выбирать собственный путь в соответствии с присущими ему уникальными свойствами (4). Сегодня мы воспринимаем важность собственного «я» как нечто само собой разумеющееся, примерно столь же естественное, как наличие рук и ног, но так думали не всегда. Безусловно, это представление глубоко современно.
Несмотря на повсеместное распространение этой концепции, лишь очень немногие максимально раскрывают свой потенциал, особенно на работе. С момента публикации книги Уильяма Х. Уайта «Человек Организации» (5) в 1956 г. существовало стереотипное восприятие менеджеров в виде послушных винтиков корпоративного механизма. Забавно, но сам Уайт не разделял эту точку зрения, полагая, что менеджеры должны бороться за то, что они считают правильным, идти своим путем и защищать свою индивидуальность (6). Более того, за минувшие полвека бизнесмены стали намного разнообразнее и колоритнее. Сегодняшний менеджмент стал необыкновенно творческим занятием с огромным полем возможностей для индивидуальных интерпретаций. По Питеру Друкеру, «ничто не было опровергнуто настолько же быстро, как концепция “человека организации”, которая была общепринятой еще 40 лет назад» (7).
Какой другой род деятельности может сравниться по интеллектуальной нагрузке с управлением, которое подразумевает, в частности, создание уникальных инновационных стратегий для каждого товара или услуги; формирование корпоративной культуры; раскрепощение сотрудников и руководство ими; выявление нужд потребителей, опережающее их осознанные пожелания; согласование интересов поставщиков, инвесторов и покупателей; и, конечно же, обеспечение бесперебойной поставки товаров и услуг в целях роста бизнеса и максимизации прибылей? Существует ли столь же быстро меняющаяся, подвижная и непредсказуемая среда? Какое занятие представляет столь же широкий простор для уникальных решений и плодотворной самореализации? Где еще требуется столь же высокая степень сотрудничества и где оригинальность и личная инициатива могут быть вознаграждены столь же щедро?
С этих позиций бизнесу требуются управленцы, максимально раскрывающие свой уникальный потенциал. Ему нужны менеджеры, которые ищут в своей работе смысл.
Понятие смысла уникально. Вы не можете позаимствовать чье-то понимание жизненного предназначения и сделать его своим.
Ваша карьера становится похожа на «Путешествие пилигрима», в котором вы экспериментируете, пробуя разные способы создания чего-то долговечного и уникального, того, что будет иметь для вас непреходящее значение. На этом пути неизбежны неудачи, нельзя исключать и возможность погружения в пучину отчаяния. Но в этих неудачах содержится бесценная информация о том, что ценно для окружающих, и о том, что наиболее важно для вас.
Что общего у смысла жизни с Принципом 80/20?
Достижения, как и успехи, в любой области человеческой деятельности распределяются крайне неравномерно и являются уделом меньшинства. Так обстоят дела в искусстве, шоу-бизнесе, академической науке, политике, спорте и… бизнесе.
Чем в большей степени результаты зависят от личной изобретательности, личных качеств и уникальности навыков, тем сложнее найти адекватную замену талантливым людям и тем более выраженный характер имеет действие Принципа. Когда различия между индивидуальностями действительно имеют первостепенное значение, критерием с большей вероятностью будет служить 99/1, чем 80/20. Различия между двумя хорошими художниками могут быть не очень заметны, но великий художник виден сразу. Именно различия между его творениями и работами других являются признаком гениальности. Например, такие поздние полотна Винсента Ван Гога, как «Пшеничное поле с кипарисами» или «Звездная ночь», мгновенно узнаваемы как именно его произведения, поскольку никто другой не мог создать ничего подобного. Пабло Пикассо пошел дальше: его творения уникальны по сравнению с другими художниками, но при этом его собственный стиль со временем изменялся, и все творчество делится на ряд «периодов», в рамках которых его работы имеют характерные черты, отличные от более ранних или поздних произведений. Различия характерны и для великих певцов, композиторов и писателей. По-настоящему единственные в своем роде творческие личности относятся к величайшим и наиболее ценимым историческим фигурам, поскольку их неодинаковость обогащает человечество.
Хотя это может показаться довольно странным утверждением, я считаю, что в бизнесе все происходит точно так же. Никто, кроме Джона Пембертона, не мог изобрести кока-колу; только Эндрю Карнеги мог создать US Steel; лишь Уильям Редингтон Хьюлетт и Дэйв Паккард могли превратить свою компанию в крупнейшего мирового производителя компьютеров; именно Биллу Гейтсу было суждено сделать Microsoft информационно-технологическим гигантом; Стив Джобс был единственным человеком, который мог создать Apple, а затем практически создать эту же компанию заново. Все эти бизнесы являются отражением индивидуальностей, знаний и способностей своих создателей. Упомянутые компании и их продукция уникальны, и их отличия сделали мир богаче. Это относится не только к их знаменитым основателям, но и к менеджерам всех уровней. Один особенно талантливый руководитель может быть в сотни раз влиятельнее другого.
Полное раскрытие потенциала людей – благо для экономики и общества. И в то же время это единственный способ для обретения человеком смысла своего существования.
Лично я не готов полностью согласиться с тем, что будет сказано ниже, но вы могли бы использовать Принцип, чтобы совершить «рывок вперед». Если вас интересует только собственная карьера, сделанная по образцу, который пропагандируют забойные телешоу вроде The Apprentice [13] вы можете заметить некие явления, происходящие в соответствии с Принципом 80/20, и использовать их в своих целях. К примеру, лучшие возможности непропорционально концентрируются в нескольких отраслях, в небольшом количестве позиций, в немногочисленных коллегах и боссах и незначительном числе организаций. Вам когда-нибудь встречались небогатые инвест-банкиры или бедствующие работники фондов прямых инвестиций?
В этом отношении ваша компания или подразделение может оказаться важнее ваших способностей. Если это небольшая и быстро растущая фирма, для вас будут открываться многочисленные новые возможности приобретения опыта и развития навыков, о наличии которых ни вы, ни окружающие и не подозревали. Поскольку быстрый рост требует экспериментов и новых способов ведения дел, вы учитесь в процессе развития. Он порождает подход, при котором «все делают все» – спрос на талантливых сотрудников значительно превышает предложение. В такой среде личное развитие может проходить по экспоненте. Я понял это сначала в Bain, а затем основав LEK: в период моей работы обе эти фирмы росли в диапазоне от 40 до 100 % в год. За это десятилетие я узнал о себе и своих возможностях больше, чем за все остальные годы моей карьеры, вместе взятые. Компании с подобной динамикой роста можно обнаружить и в периоды самой глубокой рыночной рецессии. Конечно, для этого могут потребоваться некоторые изыскания, но эти усилия окупятся сторицей.
И все же даже самый большой опыт работы в бурно развивающейся чужой компании несравненно меньше того, что вы можете приобрести, запустив собственную. Успешные случаи выделения из существующего бизнеса чаще происходят там, где личные знания и творческий потенциал имеют большее значение по сравнению с капиталом и организационным ресурсом. Чем более капиталоемкой является отрасль (в качестве примеров можно привести горнорудную промышленность, тяжелое машиностроение или производство), тем меньше в ней перспектив для отдельно взятого менеджера. И наоборот, если говорить, например, о консалтинге, венчурном капитале, инвестиционных банках, прямых инвестициях, рекламе, связях с общественностью, медиабизнесе, создании и управлении брендами, то это идеальные области деятельности, почти не требующие стартового капитала. Близко к ним информационные технологии и интернет-бизнесы: Силиконовая долина и киберпространство почти не нуждаются в существенном инвестиционном капитале. Показательно, что именно эти отрасли растут быстрее остальных и притягивают больше талантливых людей: это 20 % всех отраслей и подотраслей, привлекающие 80 % энергичных менеджеров, и в них же менее 20 % менеджеров получают намного более 80 % всех вознаграждений.
Некоторые из моих знакомых сумели разбогатеть почти без труда – просто потому, что оказались в нужном месте в нужное время. Многие из них – умелые приспособленцы. Но все они кончили плохо, и ни с кем из них не было приятно работать вместе.
Основа истинного успеха – уникальное достижение. Его нельзя измерить величиной остатка на банковских счетах. Уникальные достижения зиждутся на понимании значения своего труда и приносят отдачу в виде комплексного осознания жизненного предназначения. Настоящее свершение дает ощущение гордости и востребованности. Иногда за ним следует самоуспокоение, но чаще оно подстегивает людей к обретению высших смыслов с помощью еще более выдающихся достижений.
Понимание смысла жизни, к сожалению большинства, также субъект Принципа. Обрести истинное понимание смысла своего существования удается очень немногим, но именно эти немногие становятся движущей силой прогресса.
Вспомните авторов выдающихся достижений в любой сфере деятельности: шоу-бизнесе, спорте, политике, искусстве, общественной деятельности, медиа или бизнесе. Они – единственные в своем роде, поскольку им удалось оказать уникальное воздействие на окружающий мир. Возможно, им удалось создать нечто непреходящее: песню, технологию, товар или успешную компанию, – а может, они стали первопроходцами территории или первыми поднялись на горную вершину. В любом случае их примеры служат источником вдохновения для миллионов. Без них мир был бы не так богат, ярок и чудесен. Эти люди находят смыслы и делятся ими с остальным миром.
Как было бы здорово, если б подобных личностей стало больше, да? А если б вы смогли войти в их число, это ведь было бы просто фантастически прекрасно?
Следуйте изложенным ниже советам, и шансы на это могут вырасти. ОБРЕСТИ ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ УДАЕТСЯ ОЧЕНЬ НЕМНОГИМ, НО ИМЕННО ЭТИ НЕМНОГИЕ СТАНОВЯТСЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ПРОГРЕССА.Будьте исключительно разборчивы
Все начинается с самого начала. Выбор места работы столь же важен, как и то, чем вы будете заниматься после того, как его совершите. Это решение, которое обычно принимается очень быстро, может больше повлиять на ваш успех и благополучие, чем годы упорного труда. Я ненавидел свою работу в большой нефтяной компании и, останься я там (что было весьма вероятно с учетом того, что место было совсем непыльное), мог бы со временем превратиться в несостоявшегося циника.
Большинство управленцев позволяют организациям тщательно отбирать из своего числа тех, кого она считает нужным. Это должно происходить ровно наоборот. Многие менеджеры принимают первое же хорошее предложение, особенно если оно поступает через хедхантеров, – это так лестно, что отказ может показаться невежливым. В сегодняшней экономической реальности вполне естественно, что многие соискатели предпочитают стабильность престижной фирмы и привлекательный компенсационный пакет.
Если вы ищете смысл, а смысл, как мы убедились, существенно важен для удовлетворенности и высокой результативности, применяйте другой подход. Вот пять его критериев:
1. Сфера деятельности должна заводить вас. Если вы хотите стать издателем или музыкантом, не стоит проводить свои дни за созданием виджетов. Мы никогда не услышали бы о «Битлз», если б Пол Маккартни, Джон Леннон и Джордж Мартин зарабатывали на жизнь чем-то подобным. Мартин стал одним из лучших в мире музыкальных продюсеров – он сделал «Битлз» из «Битлз», изменив их аранжировки, что особенно ярко проявилось 26 ноября 1962 г., когда он велел им увеличить темп песни «Please Please Me», первоначально звучавшей как баллада. А когда они ускорили ее, Мартин объявил: «Джентльмены, вы только что записали свой первый суперхит». В течение первых 15 лет своей работы штатным продюсером компании EMI Мартин работал за копейки (его самый большой годовой заработок в этот период составил 2500 фунтов). Но он отточил свое мастерство до блеска и научился распознавать будущих звезд, в числе которых были и «Битлз». Он спродюсировал 23 сингла, завоевавших первые места в чартах, а в 1966 г. его музыканты находились на вершинах чартов в течение 37 недель подряд. Эти достижения не превзойдены и по сей день.
2. Работа должна давать вам возможность получить редкие знания. Особенно на ранних стадиях карьеры стремление к знаниям, которыми не владеет большинство остальных менеджеров, является залогом успеха и самореализации. Так, Билл Гейтс начал копить знания в области компьютеров еще в старших классах школы, в Гарвардском университете проводил большую часть своего времени, занимаясь факультетскими компьютерами, и бросил учебу в 20 лет, чтобы в партнерстве с Полом Алленом создать Microsoft. Он считал, что ни формальное образование, ни работа в уже существующих фирмах не смогут дать ему необходимых знаний. Что до меня, то я выбрал работу в области стратегического консалтинга, когда этому виду деятельности было всего десять лет от роду, и устроился в BCG, которые были первопроходцами и лидерами направления. Когда оказалось, что новая фирма Bain & Company растет быстрее, чем BCG, я перешел в нее именно чтобы понять, чем обусловлен такой рост. Можете ли вы приобрести на своей работе редкие знания, которые сможете развивать и применять где-то еще?
3. Компания должна любовно вдохновлять, а не управлять с помощью страха. Как мы убедились в Способе Пятом, многие фирмы все еще предпочитают кнут. Если вы найдете компанию, которая вдохновляет и поощряет ваше творческое раскрепощение, вы вскоре убедитесь, что искать смысл стало легче.
4. Вам должны нравиться ваши коллеги и руководители, и вы должны нравиться им. Взаимопонимание с коллегами жизненно необходимо, если вы ищете смысл в своей деятельности. И это взаимопонимание должно выходить далеко за рамки общения с вашими сослуживцами и непосредственными начальниками. Вы должны понимать друг друга с человеком, находящимся на самом верху. Но как встретиться с боссом вашего босса до того, как вы примете предложение о работе? Просто. Попросите о такой встрече на стадии найма. Это очень необычная просьба, но она позволит вам стать заметнее на нужном уровне и позволит определить, насколько данная работа вам подходит.
5. Компания должна быть успешной. В идеале это должен быть звездный бизнес – лидер рынка или быстро растущий нишевой игрок. Этому определению соответствует только 5 % бизнесов, но именно они создают 95 % «чистой стоимости» в своей отрасли (это можно рассчитать, например сравнив объемы их денежной выручки за весь период существования с выручкой остальных компаний соответствующей отрасли за тот же период). Большая компания может иметь десятки, а то и сотни направлений бизнеса, и определить, какие именно из них звездные, может показаться трудной задачей. Но вы можете положиться на результаты простого теста. Растет ли ежегодно выручка компании больше чем на 10 %? Составляет ли показатель прибыли на чистые активы больше 20 %? Независимо от общего состояния экономики ответ на оба этих вопроса должен быть утвердительным.
В среднем только 1 из 20 компаний будет соответствовать таким критериям, но не соглашайтесь на меньшее ни в коем случае.
Если вы ищете работу в некоммерческой организации, вы можете использовать другой вариант звездного теста. Доминирует ли организация в своей отрасли? Растет ли эта отрасль более чем на 10 % в год? Растет ли бюджет организации пропорционально этому росту? Укрепляет ли организация свое влияние и действенность? Если ответы на все вопросы звучат как «да», вы нашли то, что нужно.
Жесткое следование звездному тесту наверняка затянет поиски работы. Но работа в одной из немногих звездных компаний позволит вам осознавать смысл своей деятельности, потому что вы получите возможность заниматься тем, что вам нравится.
Будьте хозяином своей карьеры
«Независимо от места вашей работы, вы – не наемный работник. Вы – хозяин своего бизнеса с единственным сотрудником, которым являетесь сами, – говорит Эндрю Гроув, бывший руководитель Intel. – Никто не должен делать вам карьеру, вы – ее единственный владелец и распорядитель» (8). Согласно логике Энди, ни отдел кадров, ни ваш босс, ни сама компания не имеют к вашей карьере никакого отношения. Отвечаете за нее вы . Если ваша карьера складывается не так, как вам хотелось бы, в этом виноват один-единственный человек. И есть только один человек, который может это исправить.
Распоряжаться своей карьерой не значит, что ее нужно детально планировать, если вообще этим стоит заниматься. Возможности образуются неожиданно, а иногда они настолько неявны, размыты, что их легко упустить из виду. Мы можем переоценивать какие-то из своих талантов и совершенно не осознавать наличия других. НИ ОТДЕЛ КАДРОВ, НИ ВАШ БОСС, НИ САМА КОМПАНИЯ НЕ ИМЕЮТ К ВАШЕЙ КАРЬЕРЕ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. ОТВЕЧАЕТЕ ЗА НЕЕ ВЫ.Мы недооцениваем элементы спонтанности и эксперимента. Блестящая карьера – бесконечное, постоянно изумляющее приключение. Еще раз подумайте о жизни Джорджа Мартина. В 1962 г. он продюсировал записи комедийных артистов. Потом он встретил Брайана Эпстайна и назначил прослушивание «Битлз». Он и близко не представлял себе всех последствий этого шага и того, насколько он будет полезен для реализации его собственного выдающегося музыкального таланта. Он ведь мог просто сказать Эпстайну: «Извини, я работаю с комиками» – и указать ему на дверь. К счастью, ему хотелось попробовать себя в чем-то новом.
Станьте уникальным профессионалом
Если вы единственный собственник бизнеса под названием «Корпорация Я», значит ли это, что к вашей карьере применимы общие правила разработки бизнес-стратегии? Да, конечно. Успех придет, когда вы займете доминирующую позицию в быстрорастущей отрасли с рыночной долей в 95 %. Концепция конкурентного преимущества применима к менеджерам точно так же, как и к фирмам.
Как говорил Ричард К. Локридж из BCG, «все конкуренты являются специалистами. Два конкурента не могут в одно и то же время обслуживать одного заказчика, делая одно и то же с одинаковыми затратами. Различие между конкурентами состоит в уровне специализации. Чем больше различие, тем выше уровень специализации» (9). А чем выше уровень специализации, тем выше вероятность получения выдающихся финансовых результатов.
То же относится и к менеджерам. Каждый из них – специалист в чем-либо. Два менеджера не могут одинаково выполнять одинаковую работу для одних и тех же клиентов. Разница между ними определяется специализацией. Чем выше уровень специализации, тем больше возможностей для выдающегося результата. Чтобы специализация имела конструктивный характер, ваше «рыночное предложение» должно попасть в точку, а именно: 1) вы удовлетворяете острую потребность клиента; 2) используя уникальные знания и возможности; 3) которых нет у других менеджеров (в данном контексте – ваших конкурентов). Когда Билл Гейтс и Пол Аллен в нежном возрасте 20 и 21 года принялись за создание программного обеспечения, они уже отвечали всем этим трем критериям.
Кто ваши клиенты? Ваши коллеги, особенно ваш босс и другие руководители.
Фирма может рассчитывать не на тех клиентов, и то же вполне может произойти с вами: вы можете попасть не к тому боссу. Если это так, стать высокоэффективным и обрести понимание собственного предназначения станет невозможно. Вам нужен руководитель-наставник, обладающий редкими знаниями, которые вы сможете перенимать и развивать. Так что ищите своих идеальных клиентов: идеального босса и других коллег – или в своей нынешней организации, или вне ее, так же, как вы ищете «настоящих» заказчиков на рынке.
Работая в компаниях, устроенных по Принципу 80/20, менеджеры овладевают редкими знаниями, а затем применяют их по-новому по своему разумению и в соответствии с личностными особенностями и, таким образом, персонифицируют свой опыт.
Есть две разновидности редких знаний. «Отраслевые» предполагают по мере углубления ограничения отдельным предметом. Например, вы можете узнать все о том, как изготовить самую дешевую в эксплуатации камеру контроля скоростного режима. Альтернатива этому – сочетание теоретических и практических знаний и навыков из различных областей. Так, специалисты в области теории хаоса и сложных систем используют достижения физики, химии, биологии, математики и других дисциплин для создания моделей устройства Вселенной. Похожим образом работают консультанты по управлению: они подхватывают новейшие разработки академической науки и информацию о лучших практиках ведущих компаний из самых разных отраслей для создания моделей управления эффективностью.
Уникальными знаниями обладали и в BCG, и в Bain. Анализируя структуру затрат, конкурентное окружение и ситуацию в отрасли, они выясняли, как сфокусировать компанию-клиента на нескольких областях, в которых она обладает наиболее очевидными преимуществами. Они нарастили мышцы, выполняя высокорезультативные исследования, которые, однако, не требовали значительных усилий по сбору информации. Отдельные базовые знания были всегда доступны экономистам и маркетологам, но никто не комбинировал их для системной детализированной оценки последующего воздействия на повышение эффективности отдельно взятой компании. РАЗУМНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КАРЬЕРОЙ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ ПРИВЕДУТ К УСПЕХУ, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ РАБОТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МНОГО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ. ПОЭТОМУ ИЩИТЕ РАБОТУ, В КОТОРОЙ ВЫ НАХОДИТЕ СМЫСЛ.Присмотревшись к карьерам нескольких менеджеров высокого полета, вы обнаружите, что в каждой из них есть строчка, говорящая о работе в компании, обладавшей знаниями, недоступными остальным. В BCG и Bain нас переполняла радость (иногда граничившая с самодовольством) от понимания, что мы знаем вещи, о которых наши конкуренты и клиенты не имеют представления.
Можно ли передать редкое или уникальное знание? На первый взгляд – да. Например, Билл Бэйн ушел из BCG и создал свою, не менее успешную фирму. Но Bain & Company не стала клоном BCG. Использовав уникальное знание, созданное в BCG, Билл разработал совершенно новый процесс консалтинга. Его фирма управляется совершенно не так, как BCG. BCG опиралась на выдающиеся индивидуальные способности своих сотрудников и была при этом склонна к анархии. В Bain придерживались советского стиля руководства: там была введена строгая централизация с иерархической структурой и жестким контролем сверху донизу.
Как мы увидели в Способе Первом, успех Билла Бэйна основывался на применении Принципа: он хотел меньше клиентов, но с более высокими гонорарами и существенно более высоким уровнем сотрудничества. В течение первых 15 лет Bain & Company работали только с одним человеком в организациях-клиентах – гендиректором. Это позволяло полностью сконцентрироваться на тех немногих факторах, которыми определялись успехи или неудачи компании. Настояв на строгом соблюдении этого принципа, Билл Бэйн лишил свою фирму 99 % потенциальной валовой выручки, сделав ее при этом единственной в своем роде и одной из трех ведущих мировых консалтинговых практик. Доход от каждого клиента Bain был в десятки, а то и в сотни раз выше общепринятых цифр ведущих консультантов. Билл считал, что, если каждый доллар, потраченный на услуги консультанта, оборачивается для клиента многократно более высокой прибылью, не стоит держать себя в рамках надуманных представлений. А поскольку его фирма отлично работала для очень узкого круга клиентов, отношения с ними сохранялись очень надолго. Меньше в данном случае значило лучше.
Я пришел в Bain, когда в фирме работало всего несколько сотен человек и почти все сотрудники находились в Америке. Но они были убеждены, что концепция Бэйна позволит им покорить остальной мир. Никто из конкурентов не знал об этой формуле, и я сомневаюсь, что кто-либо хорошо понимает ее даже сейчас, потому что она полностью противоречит обычаям отрасли.
Когда в 1983 г. двое моих коллег и я создавали LEK, нашей первоначальной идеей было просто стать альтернативной компанией, в услугах которой будут в первую очередь заинтересованы организации, которым не удалось стать клиентами Bain. Мы считали, что сможем достичь успеха, просто работая на рынке по образу и подобию Bain, но расчет оказался не совсем верным. Мы смогли серьезно подняться, только начав применять идеи, почерпнутые в Bain, в совершенно новой области – анализе поглощений. Вместо того чтобы копировать конкурентов, мы стали применять методологию Bain и собственные наработки для анализа целевых объектов поглощений.
Кандидат в президенты США от республиканской партии Митт Ромни – еще более убедительный пример того, как можно успешно применить знания, полученные во время работы в успешной компании. В начале 1980-х он и двое других партнеров Bain, понимавших свою ценность для клиентов, задумались о создании фонда прямых инвестиций. Идея состояла в том, чтобы инвестировать перспективные компании, а затем помогать их развитию так же, как это делают обычные консультанты. Вместо гонорара за услуги они предполагали получать часть прибыли от последующей успешной продажи бизнесов. В 1984 г. троица основала компанию Bain Capital LLC, но, не имея собственного практического опыта в этой области, они не смогли привлечь существенные суммы из обычных источников. Походив с шапкой по кругу среди других партнеров из Bain и их знакомых, они собрали 37 млн – смехотворно мало для подобного рода фонда. И все же за первые 14 лет Bain Capital ежегодно удваивал деньги своих инвесторов (10). Теперь в ее управлении находятся 65 млрд долларов, и она является одним из крупнейших игроков на мировом рынке прямых инвестиций, зарабатывая больше, чем даже сверхрентабельная Bain & Company.
Тем не менее дело вовсе не в деньгах. Более того, если вы не верите в то, чем занимаетесь, заработок на этом может стать пагубной привычкой. Я думаю, что именно это имел в виду Ралф Уолдо Эмерсон, говоря, что «деньги часто стоят слишком дорого». Разумная избирательность, владение собственной карьерой и стремление к знаниям приведут к успеху, но только если работа действительно много для вас значит. Поэтому ищите работу, в которой вы находите смысл, потому что именно это сделает вашу деятельность по-настоящему ценной и плодотворной, а ее результаты – неповторимыми.
Но прежде чем решить, какая именно работа заключает максимальный смысл, следует обратиться вглубь себя.
Найдите собственную суть
Успешные любознательные менеджеры (см. Способ Первый) понимают важность определения сути фирмы, в которой они работают, и этот процесс не менее важен для менеджеров, настроенных работать осмысленно. Они согласятся на работу только в компании, которая точно понимает свое предназначение и что именно она способна привнести в окружающий мир. Такая компания знает, кто их основные клиенты, и понимает, что она (и только она) может сделать для них, в полной мере используя свои ключевые ресурсы – уникальные возможности и активы.
Действуя в соответствии с Принципом, подобные компании убирают все, что не важно для их предназначения: отказываются от клиентуры, которую могут не хуже, а может, и лучше обслужить в других фирмах, избавляются от сотрудников, не верящих в основы и не способствующих их укреплению, и от ресурсов и видов деятельности, не представляющих особого интереса. Это – бесконечная одиссея в стремлении к еще большей самобытности и эффективности, процесс проб и ошибок, борьба за выявление и совершенствование единственных и неповторимых качеств, которые так ценят самые важные люди – ключевые клиенты организации.
Менеджер, ищущий смыслы, должен идти тем же путем.
Чтобы работать осмысленно, следует постоянно совершенствовать свои главные качества, оттачивая свое мастерство и делая его все большей ценностью в глазах окружающих. Это непросто, но ответы на приведенные ниже вопросы могут дать вам определенное представление о том, как продвигаться в этом направлении.
Что получается у меня быстрее, изящнее и лучше, чем у других?
Что можно считать моими самыми лучшими результатами? Как я их достигал?
Кто мои главные клиенты внутри фирмы и вне ее? Кто больше всего ценит то, что я делаю, и верит в мои возможности?
Отождествляю ли я себя с этими людьми и действительно готов работать для них? Нет ли другой группы людей, которая представляет собой потенциально важных клиентов, и не существует ли среди сегодняшних главных клиентов таких, с кем я могу отождествлять себя в еще большей степени?
Что удается мне лучше: думать или делать? И что именно?
Что нравится мне больше или волнует меня сильнее, чем остальных? Что я делаю, чтобы преодолевать временный застой? Почему именно эти вещи имеют для меня такое значение?
В каких случаях мои предположения, радикально отличавшиеся от всех остальных мнений, оказывались единственно верными?
Не беспокойтесь, если у вас не получается ответить на какой-то из этих вопросов, а то и на все. Если вы правильно уловили их смысл, вы понимаете, что эти вопросы заставляют задуматься о себе и собственном опыте, а не вопросы на сообразительность. Ответы могут приходить постепенно, возможно, на протяжении нескольких лет.
Если вы не уверены, что именно является в вас главным, попробуйте заниматься разными вещами, даже испытывая себя на разных управленческих позициях (например, сменив отрасль или перейдя из производства в маркетинг или другую функциональную область), пока не найдете собственную нишу, единственную роль, которая позволит вам достичь новых свершений. Но главное в вас должно совпадать (как минимум не противоречить) с сутью бизнеса, в котором вы работаете. Если в данный момент это не так, смените свою работу на более подходящую.
Как только вы определите смысл, границы между работой и удовольствием, долгом и самовыражением, незаметностью и успехом, обязанностями и свободой начнут размываться до полного исчезновения. Над всем этим станет преобладать смысл, поскольку ваша жизнь приобретет значимость, а ваши способности и ценные качества будут полностью востребованы. Принцип гласит, что всего несколько уникальных свойств вашей личности выделяют вас из остальных. Есть всего несколько вещей, которыми вы владеете в совершенстве и которые имеют для вас важное значение. И именно благодаря им вы сможете достичь блестящих результатов.
15 минут славы эфемерны, но пять минут обретенного смысла останутся навеки. И, кстати, о времени: сейчас мы рассмотрим еще один способ ведения управленческой деятельности.