Формы собственности в России
Формы собственности, адекватные современной рыночной (смешанной) экономике, представляют собой систему, включающую не только частную собственность (во всех ее проявлениях), но и собственность государственную, а также муниципальную, кооперативную, собственность некоммерческих организаций и т.д. Частная собственность выражает собой отношения, основанные на частном присвоении объектов собственности и частном характере реализации прав собственности. Характерной, имеющей принципиальное значение чертой частной собственности является экономическая свобода ее субъектов.
В качестве основных субъектов российской частной собственности можно выделить:
♦ малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. И те и другие могут либо использовать наемный труд, либо не использовать его;
♦ частные предприятия (в основном средние), использующие наемный труд, контролируемые собственником или несколькими собственниками;
♦ акционерные общества, функционирующие на основе акционерной собственности, в том числе и крупной (корпоративной). Представлены в основном средними и крупными предприятиями, а также крупными многоотраслевыми структурами (бизнес-группами).
Акционерная собственность представляет собой многосубъектную совместную собственность (совместную — в отличие от индивидуальной), формирующуюся в процессе объединения различных капиталов. Объектом совместной собственности являются акционерный капитал и активы, принадлежащие акционерному обществу (АО) как юридическому лицу.
В большей части российских АО преобладает частный капитал. В соответствии с законодательством все АО, в том числе и с участием государственного капитала, являются юридическими лицами и их деятельность регулируется частным правом. Принятие решений, контроль за собственностью и финансовыми потоками АО всегда находятся в руках собственников контрольных пакетов акций, представленных, как правило, ограниченным кругом частных лиц или институциональных инвесторов. В результате владельцы контрольных пакетов акций превращаются в фактических собственников всего акционерного капитала и других активов АО. В то же время миноритарные акционеры, несмотря на формальную демократичность акционерной формы организации предпринимательства, отчуждаются от прав собственности.
Генезис российской акционерной собственности связан с приватизацией государственной собственности, а точнее, с одним из основных ее направлений — акционированием государственных предприятий. Ущербная нормативная база акционирования и игнорирование в процессе приватизации необходимости создания институциональных условий для нормального функционирования акционерных обществ предопределили специфику акционерной собственности в России.
В порядке конкретизации можно отметить следующие качества, присущие российской акционерной собственности.
1. Отсутствие в течение целого ряда лет после начала приватизации условий ее экономической реализации из-за существенного отставания во времени институциональных преобразований. Акционерные общества создавались при отсутствии рынка ценных бумаг и правового оформления их функционирования. Массовое акционирование началось с 1992 г., а Закон «Об акционерных обществах» был принят только в 1995 г., Закон «О рынке ценных бумаг» — только в 1996 г. В этой ситуации преимущества акционерной собственности не могли быть реализованы. Но и принятие названных законов не решало проблемы ее реализации, поскольку с началом выпуска в обращение Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) все воспроизводственные функции фондового рынка были подавлены. Рынок ценных бумаг превратился в мощный механизм оттока капитала из реального сектора экономики.
2. Неэффективная структура собственности в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации. В общей массе акционерных обществ, сформированных в процессе приватизации, преобладали предприятия с высокой долей трудового коллектива в акционерном капитале. В 1993—1994 гг. в процессе приватизации трудовые коллективы получили в среднем около 55—65% акций приватизированных предприятий. Наряду с ними определенным количеством акций обладали государство и менеджмент. Данная модель структуры собственности оказалась неэффективной, поскольку права собственности оказались распыленными, что усиливало монопольные позиции менеджеров как субъектов контроля и управления, пользующихся всеми правомочиями собственника.
Концентрация капитала, с одной стороны, расширяя возможности координации и контроля, способствует повышению эффективности компаний. В то же время ее чрезмерный уровень чреват и отрицательными результатами, подавляющими ее позитивный эффект. Незащищенность прав собственности, сохраняющаяся до сих пор, является питательной средой для незаконного передела корпоративной собственности в пользу крупных акционеров на основе увода различными способами активов у мелких акционеров и государства.
Нерешенность до сих пор проблемы эффективного собственника для большинства российских акционерных обществ подтверждается также их нерыночным поведением, проявляющимся, в частности, в том, что основная масса АО не использует фондовый рынок для мобилизации капитала, поскольку избегает привлечения внешних инвесторов, избегает публичности, предпочитает непрозрачные отношения собственности.
3. Низкий уровень корпоративного управления, затрудняющий привлечение инвестиций и в силу этого превращающийся в тормоз экономического роста. Ключевые нерешенные проблемы корпоративного управления, существенно снижающие его эффективность и инвестиционную привлекательность компаний, связаны с различными аспектами отношений корпоративной собственности. Это непрозрачность компаний, в большинстве случаев не раскрывающих своих реальных собственников, незащищенность прав собственности миноритарных акционеров, стандарты финансовой отчетности, не позволяющие инвесторам получать достоверную информацию о финансовом положении компаний, и т.д.
4. Высокий уровень концентрации собственности в процессе интеграции корпоративных структур и формирования на этой основе небольшого количества крупных олигархических многоотраслевых бизнес-групп, объединяющих корпорации самых разных отраслей. По данным ИМЭМО РАН, на долю десяти крупнейших бизнес-групп, в число которых входят МЕНАТЕП, ЛУКОЙЛ, Альфа-групп, Базэл, Сургутнефтегаз, АВТОВАЗ, Северсталь, МДМ, приходится 38,7% общего объема выпускаемой промышленной продукции, 21% инвестиций в основной капитал, 31% российского экспорта. Налог на прибыль, уплачиваемый ими, составляет 22% всех платежей в бюджет по налогу на прибыль.
В настоящее время процесс концентрации собственности в России продолжается, о чем свидетельствует усиливающаяся в последние годы тенденция к росту слияний и поглощений. Специфика российского процесса концентрации производства и собственности состоит в том, что большой удельный вес в общей массе поглощений занимают так называемые недружественные поглощения и откровенные корпоративные захваты, в том числе и силовые, ставшие своеобразным, самостоятельным бизнесом со своими расценками.
Одним из результатов концентрации собственности стала трансформация крупного российского бизнеса в бизнес олигархический, использующий государственный аппарат для реализации своих узкогрупповых интересов. Используя коррупцию в качестве фактора влияния на бюрократический аппарат, крупный бизнес тормозит принятие правовых норм, исключающих возможность полулегальных форм передела собственности, возможностей максимизации прибыли за счет неконкурентных преимуществ.
5. Низкий уровень социальной ответственности российских корпораций. Западные компании давно осознали выгодность социальной ориентации бизнеса, поскольку социально ответственные компании получают преимущества в конкуренции. Социальная ответственность не отождествляется ими с благотворительностью и рассматривается не как затраты, а как инвестиции в свою собственную репутацию. К настоящему времени на Западе выработаны единые для всех компаний социальные стандарты и формы социальной отчетности. Их отчеты начинаются с информации о мероприятиях в области экологии и социальной политики.
В России взаимодействие общества и бизнеса в социальной сфере имеет случайный, бессистемный характер, что свидетельствует об определенной деградации социальных норм корпоративного поведения.
Под социальной ответственностью в основном понимается благотворительность. Причем благотворительные акции осуществляются в обмен на налоговые льготы от региональных администраций, нередко превышающие затраты на благотворительность.
Государственная собственность является неотъемлемым элементом рыночной экономики, повышающим ее устойчивость и гибкость, дополняющих действие рыночных регуляторов функциями государственного регулирования с целью предотвращения монополизации производства и рынка, решения проблем социального характера, защиты окружающей среды и т.д.
В качестве наиболее общего показателя степени участия государства в экономике принято использовать показатель доли государственных расходов в ВВП.
В агрегированном виде основные, базовые функции государства можно представить следующим образом:
♦ формирование системы правовых норм, регулирующих функционирование всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и государства, с целью обеспечения их принуждения к соблюдению прав собственности и условий контрактов, а также с целью защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, обеспечения контроля за деятельностью монополий и т.д.;
♦ производство общественных благ и услуг, которые либо неделимы по своей природе (оборона, здравоохранение, образование, социальная защита и др.), либо их производство предполагает использование целостных, единых в масштабах страны производственных систем (естественных монополий);
♦ проведение антимонопольной политики;
♦ сохранение и рациональное использование невоспроизводимых природных ресурсов;
♦ государственная поддержка научно-технической сферы на направлениях, связанных с фундаментальными исследованиями и реализацией крупномасштабных, высокорискованных технологических проектов;
♦ государственная поддержка малого предпринимательства;
♦ некоторые другие функции.
Необходимым условием выполнения государством своих функций является наличие в его собственности определенного объема материальных и финансовых ресурсов. В состав государственной собственности входят практически все элементы национального богатства: природные ресурсы (недра, земля, леса, вода), государственные предпринимательские структуры (унитарные предприятия), доли государства в акционерный обществах, бюджетные учреждения и организации, недвижимость. Право государственной собственности распространяется также на средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы ЦБ РФ и другие финансовые ресурсы.
При характеристике государственной собственности наибольшее внимание чаще всего уделяется ее сегменту, представленному государственными предприятиями.
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, не наделенными правами собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества унитарных предприятий является государство.
Унитарные предприятия делятся на две категории: предприятия, которым предоставлено право хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на оперативном управлении, называемые казенными.
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций и распоряжаться иным способом без разрешения собственника, т.е. государства. Остальным имуществом предприятия данной группы имеют право распоряжаться по своему усмотрению. За государством закреплено право на часть прибыли, получаемой этими предприятиями.
Предприятия, основанные на оперативном управлении (казенные предприятия), обладают значительно меньшим объемом полномочий. Самостоятельно они вправе распоряжаться лишь производимой ими продукцией. Остальным имуществом предприятия этой группы могут распоряжаться исключительно с согласия собственника. Порядок распределения их доходов определяется уполномоченными на то органами власти федерального уровня или субъектов Федерации.
В России количество и структура предприятий, закрепленных за государством, определялись масштабами и темпами приватизации государственной собственности.
Сокращение количества государственных предприятий в результате продолжения приватизации представляется вполне логичным и закономерным, поскольку производство благ, за исключением благ общественных, — не главная функция государства. Приоритетное значение для развития экономики имеют функции государственного регулирования и те сегменты государственной собственности, которые материально и финансово обеспечивают их реализацию. Это прежде всего финансовые ресурсы, природные ресурсы, стратегические предприятия в сегменте предпринимательских структур, государственные предприятия и учреждения социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальная защита, образование и др.).
Что касается этих сегментов государственной собственности, то преобладания частной собственности там не наблюдается.
Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, по некоторым оценкам, составляют значительно более половины национального богатства. В том числе в собственности государства полностью сосредоточены недра земли. При этом размеры разведанных запасов полезных ископаемых имеют тенденцию увеличиваться.
Аналогичная тенденция наблюдается и в сегменте государственной собственности, представленной финансовыми ресурсами. Из года в год возрастают доходы государственного бюджета.
Большая часть лесных ресурсов и земельного фонда РФ сосредоточена в государственной собственности.
Не наблюдается существенного преобладания частной собственности и в структуре собственности на основные фонды, 42% которых являются объектом государственной собственности.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что государственный сектор, государственная собственность представлены не только и не столько государственными предприятиями. Поэтому сокращение количества государственных предприятий еще не означает сокращения масштабов государственной собственности в целом, поскольку другие ее сегменты обнаруживают четкую тенденцию к своему расширению.
Государственная собственность отличается многоуровневым характером, означающим, что каждый уровень государственной власти распоряжается определенной системой объектов государственной собственности, материально и финансово обеспечивающих социально-экономическое развитие соответствующей территории. Данная особенность государственной собственности предполагает необходимость разграничения собственности на собственность федеральную и собственность субъектов Федерации. Основой такого разделения является разграничение сфер деятельности и полномочий между названными уровнями государственной власти, определение пределов их компетенции.
На практике принципы разграничения собственности еще не разработаны, и законодательная база этого процесса отсутствует. Она ограничивается двумя постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ 1991 г. и 1995 г. К федеральной собственности отнесены: объекты, составляющие основу национального богатства; объекты, необходимые для решения общероссийских задач; российская казна; имущество вооруженных сил, органов безопасности; другие объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом.
Все, что не было включено в состав федеральной собственности, могло быть передано в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность.
К собственности регионального уровня были отнесены предприятия, объекты производственной и социальной инфраструктуры и природные ресурсы.
В настоящее время в процессе интенсивно осуществляемой административной реформы разрабатывается законодательная база разграничения полномочий между уровнями государственной власти и юридически оформленного разграничения между ними государственной собственности.
Государственную собственность отличает от других форм собственности более высокий уровень концентрации ключевых факторов экономического роста, недостижимый для отдельных частных капиталов.
Значительные объемы не учтенных законодательством прав собственности наблюдаются и в сфере управления государственными унитарными предприятиями (ГУП) и акционерными обществами с крупными или контрольными пакетами акций, принадлежащими государству.
Принятие в 2002 г. Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничило права собственности, которыми располагал их менеджмент: в соответствии с Законом ГУПы должны теперь согласовывать все существенные акции с активами с вышестоящими органами власти, что существенно перекрывает для менеджмента предприятий каналы расхищения собственности, Но поскольку тем же Законом санкционирование решений менеджеров по распоряжению имуществом передано вышестоящим органам власти, это означает всего лишь переход Неучтенных прав собственности от менеджмента к этим органам.
Что касается акционерных обществ с участием государства, то обеспечению большей прозрачности их хозяйственной деятельности будет способствовать принятие мер по выявлению их реальных собственников, владеющих акциями наряду с государством, и законодательное ограничение возможностей использования подставных фирм для махинаций с актийами.
Сокращение масштабов неучтенных прав собственности, которыми располагают субъекты государственной собственности, является одним из основных направлений повышения эффективности использования всех ее составляющих: ГУПов, акционерного капитала, государственных финансов, природных ресурсов.
Возвращению государству его же незаконно отчуждаемой от него собственности могла бы способствовать ликвидация такого рода упущений посредством коррекции законодательной базы, обеспечивающая:
♦ восстановление механизма реализации государственной собственности на недра посредством изъятия большей части природной ренты у добывающих компаний. В настоящее время ббльшая часть ренты вопреки фундаментальным, общепринятым в мировой практике принципам ее распределения незаконно приватизируется добывающими компаниями;
♦ блокирование использования трансфертных цен для ухода от налогов и перевода «уведенных» капиталов за рубеж; .
♦ упорядочение государственного регулирования процесса создания и функционирования внутренних офшорных зон, сокращающих рыночное пространство и используемых в основном для ухода от налогов;
♦ расширение налоговыми органами практики конвертации долгов по налогам в имущество и ценные бумаги, передаваемые государству.
Реализация названных мер будет способствовать укреплению рыночных основ функционирования государственной собственности, ее более органичной интеграции в структуру рыночной экономики, повышению эффективности ее использования.
Муниципальная собственность или собственность самоуправляющихся территорий представляет собой экономическую основу местного самоуправления. В Гражданском кодексе РФ она трактуется как «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».
Муниципальная собственность является источником материального и финансового обеспечения реализации функций муниципального сообщества по организации жизнедеятельности населения территории данного сообщества.
В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении в муниципальную собственность включаются; средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы; предприятия и организации; муниципальные банки; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, культуры, спорта и некоторое другое имущество.
Российская муниципальная собственность представлена в основном объектами социальной сферы. Муниципалитетам были переданы районные учреждения образования, здравоохранения, культуры. Кроме того, в процессе осуществления приватизации промышленные и сельскохозяйственные предприятия в массовом порядке передавали местным органам власти свои объекты социальной инфраструктуры.
Ключевую роль в структуре муниципальной собственности играют средства местных бюджетов, поскольку от финансового обеспечения местного самоуправления, от возможностей местных бюджетов, от объема бюджетных полномочий местного самоуправления в значительной степени зависит возможность и эффективность выполнения муниципалитетами их функций.
Функционирование муниципальной собственности дестабилизируется в результате передачи все большего объема полномочий государственных органов на местный уровень без соответствующего наделения местных органов власти материальными и финансовыми ресурсами.
Собственность некоммерческих организаций — необходимый элемент экономического и социального механизма рыночной системы хозяйствования.
Роль собственности некоммерческих организаций в рыночной системе хозяйствования определяется институциональными особенностями организаций.
Некоммерческие организации (НКО) — это юридические лица, не ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между учредителями и членами.
Они создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, которые фиксируются в законах и учредительный документах (уставах, учредительный договорах и т.д.).
НКО распространены в странах с развитой рыночной экономикой. В середине 90-х гг. XX в. в США их насчитывалось почти 1,5 млн, в Великобритании — свыше 250 тыс., в Германии — около 65 тыс. В них занято в среднем 3,4% трудоспособного населения, в том числе в США — 7%. Число людей, являющихся членами НКО или чьи права представляют и защищают НКО, значительно больше. В России, по данным на 1 января 2005 г., быто зарегистрировано 692,7 тыс. НКО, из них около 40% негосударственных.
Осуществляя свои задачи, НКО используют собственное и арендуемое имущество. Их имущество формируется за счет взносов учредителей и членов, благотворительный пожертвований и коммерческой деятельности.
Многообразие уставных целей НКО определяет многообразие функций собственности этих организаций в процессе становления рыночной системы хозяйствования. По функциональным особенностям можно выделить следующих субъектов собственности НКО:
♦ элементы рыночного механизма (например, товарные и фондовые биржи, Центральный банк РФ, торгово-промышленные палаты);
♦ структуры государственного и муниципального управления;
♦ элементы социальной инфраструктуры (например, негосударственные пенсионные фонды, медицинские и образовательные учреждения);
♦ осуществляющие хозяйственные задачи, благоустраивающие «среду обитания» людей (например, потребительская кооперация, кредитные кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические* дачные некоммерческие объединения граждан),
♦ выступающие организационно-правовыми формами общественной самодеятельности населения, демократии и гражданского общества (например, профсоюзы, партии, общественные движения, религиозные организации).
В зависимости от субъектов собственности различаются государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная (индивидуальная и групповая) собственность НКО Например, учреждения и фонды могут быть государственными, муниципальными и частными.
Имеется и такая форма НКО, как государственная корпорация. В отличие от государственного учреждения, она является собственником имущества, переданного ей государством Порядок управления имуществом определяется законом о создании конкретной государственной корпорации, при этом учредительные документы не требуются.
Существуют различия в структуре субъектов собственности в зависимости от того, предусмотрено ли в НКО членство. От этого зависит порядок управления имуществом и формирования управленческих структур НКО.
Членство предусмотрено, например, в общественных объединениях, общественных движениях, потребительских кооперативах (пайщики), профсоюзах, товариществах собственников жилья, товарной бирже, ассоциациях и союзах.
Члены НКО могут участвовать в управлении имуществом, избирать и быть избраны в руководящие органы, которые осуществляют и контролируют хозяйственную деятельность.
При этом собрание, съезд, конференция членов организации (или их представителей), где каждый имеет один голос, не только избирают совет, правление и ревизионную комиссию, но и утверждают наиболее важные решения по использованию имущества, в том числе по его отчуждению свыше установленной уставом стоимости. Члены НКО могут также владеть частью имущества НКО (например, паевых фондов в потребительских обществах).
В фондах, где членство не предусмотрено, учредители формируют совет фонда, который утверждает попечительский совет и ревизионную комиссию. Число голосов у представителей учредителей — членов совета пропорционально размеру вклада каждого учредителя в уставный капитал.
Перечень объектов собственности для различных организационно-правовых форм НКО также различен.
НКО вправе иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства, ценные бумаги, земельные участки и другое имущество. Они отвечают по своим обязательством тем имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Но в ряде случаев законодательство налагает дополнительные ограничения.
Например, негосударственный пенсионный фонд вправе размещать в ценные бумаги, не имеющие признанной котировки, не более 20% своих пенсионных резервов. Ему запрещается предоставлять займы (кредиты) юридическим и физическим лицам и т.д.
Объем и способы реализации правомочий собственника в различных организационно-правовых формах НКО имеют свои особенности. Они определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и целым рядом других законов.
Правомочия собственника возникают с момента регистрации НКО как юридического лица, а в отдельных случаях — с момента получения государственной лицензии.
Некоторые организационно-правовые формы НКО (религиозные группы) функционируют без регистрации и прав юридического лица. Субъектами собственности, необходимой для деятельности этих НКО, выступают их члены — физические лица.
Производство и распределение прибыли между учредителями и членами не является, как уже отмечалось, уставной целью деятельности НКО.
В НКО право на извлечение дохода заменяется (или дополняется) различными благами, которые получают учредители и члены этих организаций. Эти блага включают безвозмездное или льготное пользование услугами и имуществом НКО (потребительские кооперативы, ассоциации, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и др.).
Реализация права на капитализацию средств в значительной мере зависит от масштабов и видов коммерческой деятельности НКО.
НКО могут осуществлять коммерческую деятельность постольку, поскольку она служит достижению уставных целей. Это — производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков.
Функционирование НКО имеет особое значение для региональной и муниципальной экономики, поскольку посредством региональных и муниципальных фондов органы государственной власти субъектов РФ и муниципального управления финансируют разработку и реализацию социальных и культурных программ. В бюджетах субъектов РФ создаются фонды финансовой поддержки муниципальных образований, из которых средства ежемесячно перечисляются в местные бюджеты.
Анализ субъектов, объектов, объемов и способов реализации правомочий собственника в различных организационно-правовых формах НКО позволяет сделать вывод, что отношения некоммерческой собственности строятся таким образом, чтобы обеспечить возможности уставной деятельности НКО, их сохранение и развитие. Общество и граждане больше заинтересованы в деятельности НКО, чем в получении прибыли или сборе налогов.