I. Сообщение общих результатов диктанта.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
III. Закрепление пройденного.
1. Списать, вставляя пропущенные буквы. Дописать близкие по значению слова (синонимы).
Н а д о с к е:
т..нуть – р..дник –
г..рячий – б..льшой –
п..чаль – в..лшебник –
2. У п р а ж н е н и е 439, с. 97 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. У п р а ж н е н и е 430, с. 93 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
– Расскажите все, что вы узнали о правописании безударных гласных.
Домашнее задание:упражнение 431, с. 93.
У р о к 148
Будущее время глагола
Цели: ознакомление учащихся с понятием «будущее сложное время глагола»; развитие умения изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е р и с у н о к:
– Какая буква чаще всего встречается на рисунке?
– Сколько раз?
– Напишите эту букву, каждый раз соединяя ее со звонкими (сонорными) согласными, не имеющими пары (эти согласные есть на рисунке).
ма ла на ра ам ал ан ар
II. Повторение пройденного и постановка цели урока.
З а п и с ь н а д о с к е:
Поб..гут, п..так, б..жит, з..леный,
зап..х, зак..чает, кр..сивая, буду с..дить.
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, разделить на группы.)
– Объясните написание слов.
– На какую орфограмму эти слова? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)
– На какие группы можно разделить эти слова? (1-я гр. – существительные, 2-я гр. – прилагательные, 3-я гр. – глаголы.) Запишите слова по группам.
– Дайте характеристику существительным.
– В каком роде могут употребляться существительные? (В женском роде и среднем.)
– Допишите в столбик с именами существительными слова женского и среднего рода с той же орфограммой.
– Что можете сказать о прилагательных?
– Прилагательного какого рода здесь нет? (Среднего.)
– Допишите в этот столбик прилагательное среднего рода с той же орфограммой.
– Что можете сказать о глаголах? (Они стоят в будущем времени.)
– На какой вопрос отвечает слово побегут? (Что сделают?)
– На какой вопрос отвечает слово буду сидеть? (Что буду делать?)
– Чем похожи слова? (Глаголы будущего времени.)
– Чем глаголы отличаются? (Отвечают на разные вопросы.)
– А еще чем отличаются? («Побегут» – состоит из одного слова; «буду сидеть» – из двух слов.)
– У какого глагола даже без помощи вопроса можно определить, что оно будущего времени? (У глагола «буду сидеть».)
– Что вам в этом помогло? (Слово «буду».)
– Такие слова в русском языке образуют глагол в будущем сложном времени.
– Как вы думаете, почему?
– Назовите тему нашего урока.
III. Работа над темой.
1. Прочитайте правило в учебнике на с. 98.
– Чем глаголы простого будущего времени отличаются от глаголов будущего сложного времени? (С глаголами будущего сложного времени употребляются слова «буду», «будет», «будем» и др.)
У п р а ж н е н и е 442, с. 99 – коллективное выполнение.
– Из чего состоят глаголы будущего (сложного) времени?
(Из форм будущего простого времени от глагола «быть» и инфинитива (глагола в неопределенной форме).)
2. – В каком времени могут стоять глаголы? (В прошедшем, настоящем и будущем времени.)
– Я сейчас вам буду читать стихи, а вы записываете глаголы, которые услышите, в три столбика.
С утра поет в столице медь
Торжественного горна,
Который завтра будет петь
В тиши лесной, озерной.
С. Маршак
Мы встали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели!
Прилетели наконец!
С. Погореловский
Мы будем жить в палатке
И жечь костер,
Изучим мы украдкой
Звериные повадки,
Звериный разговор.
Е. Тараховская
Можно карточки с представленными глаголами развесить в классе. Учитель читает стих, а дети, услышав глагол, находят его и прикрепляют на доску в нужный столбик.
прошедшее время | настоящее время | будущее время |
встали смотрели проглядели прилетели | поет сидит | будет петь прилетят будем жить изучим будем жечь |
– Докажите, что в первом столбике глаголы прошедшего времени.
– Почему глаголы поет и сидит настоящего времени?
– Что можете сказать о глаголах будущего времени?
– Назовите глаголы в будущем простом времени.
– На какие вопросы они отвечают?
– Что можно сказать о глаголах в будущем сложном времени?
– Сравните вопрос и глагол. Что заметили? (В вопросе тоже есть слово «будем».)
3. У п р а ж н е н и е 446, с. 100 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
– О чем узнали сегодня на уроке?
– Что нового узнали о глаголах в будущем времени?
Домашнее задание:упражнение 444, с. 99–100.
У р о к 149
будущее сложное время глагола
Цели: развитие умения определять время глагола и изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е р и с у н о к:
– Посмотрите на рисунок. Догадайтесь, какая буква лишняя? (О.) Почему?
– Какая буква встречается здесь чаще всего? Сколько раз?
– Посмотрите на цепочку букв, догадайтесь, как составили эту цепочку и как нужно ее продолжить?
Ммо Ммоо Ммооо …