III. Упражнение в определении времени глаголов.

1. Для более легкого запоминания можно использовать рифмовку.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл.

«Ухожу, – кричит, – сегодня».

«Я вчера, – кричит, – ушёл».

«Завтра, – скажет, – я уйду!»

Позавидуйте ему.

Слова «вчера», «сегодня», «завтра» помогают детям определить время глагола.

2. У п р а ж н е н и е 384, с. 74 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Что вам помогло определить время глаголов?

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

– Если услышите глагол в настоящем времени, поднимите вверх левую руку. Если я назову глагол в прошедшем времени, поднимите вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени, топаете ногами.

С л о в а: блестит, блестело, будет блестеть; спят, спали, будут спать; будут читать, прочитали, читают; прилетел, будет лететь, летят; бегут, убежали, будут бежать.

3. П р о ч и т а й т е. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.

Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали.

С п р а в к а:

1) школа – лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные – глаголы;

2) стучали – лишнее, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном числе;

3) рисовал – лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в остальных словах – проверяемые безударные гласные;

4) болеет – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные – в прошедшем;

5) удалял – лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки. Остается слово кричал.

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Назовите грамматические признаки глаголов.

– Как определить время глагола?

Домашнее задание:упражнение 385, с. 74.

У р о к 128
настоящее и прошедшее время глагола

Цели: формирование умения изменять глаголы по временам; привлечение внимания детей к значению в нашей речи глаголов.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:

В..р..б..и, т..трад.., п..л..то, учител..,

к..н..ки, в..рнут., к..рабл., к..ртоф..л.. .

– Прочитайте данные слова. Что в них общего? (Это словарные слова, все с мягким знаком на конце.)

– Какое слово лишнее? Почему? («Вернуть» – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)

– Что такое существительное? Назовите его грамматические признаки.

– Какие различия можете назвать в данных словах? (Есть различия в нахождении и роли мягкого знака в словах.)

– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.

– Какая цепочка у вас получилась?

вькь …

– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

II. Работа над темой.

– О чем говорили на прошлом уроке?

1. Упражнение в подборе глаголов с противоположным значением (антонимов).

– Прочитайте, заканчивая предложения глаголами.

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

– Запишите глаголы парами из каждого предложения.

Нападал – защищал, хвалит – ругает, вспыхнули – погасли, разрешили играть – выбегать запретили.

– Что заметили? (Глаголы-антонимы.)

– Что можете сказать о глаголах? (Они стоят в настоящем и прошедшем времени.) Докажите.

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

– Сегодня мы поговорим о глаголах в прошедшем и настоящем времени.

2. Упражнение в определении времени глаголов и изменении их по временам.

У п р а ж н е н и е 388, с. 75 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Как определить время глаголов?

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

Можно предложить детям разобрать предложения по членам и по частям речи:

I в а р и а н т – 2-е предложение;

II в а р и а н т – 3-е предложение;

III в а р и а н т – 5-е предложение.

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

3. Упражнение в употреблении глаголов в речи.

– Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи?

– Это поможет нам выяснить задание.

З а п и с ь н а д о с к е:

Старик _____ неводом рыбу, старуха _____ свою пряжу. Волк _____ целую ночь в проруби, хвост у него и _____. Девочка _____ лесное яблочко и спасибо _____. Яблоня ее _____ ветвями, _____ листьями. Лебеди _____ мимо.

– Прочитайте предложения.

– Что можете сказать? (Не хватает глаголов.)

– Почему? (Непонятно, какие действия выполняют герои.)

– Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте получившиеся предложения.

– Что теперь можете сказать?

– Для чего нужны глаголы?

– Известный русский писатель А. Н. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще.

Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».

– В каком времени употреблены глаголы? Прочитайте эти предложения так, чтобы глаголы употреблялись в настоящем времени.

Это задание можно выполнить устно или письменно.

IV. Творческая работа.

– Как вы думаете, можно ли составить рассказ только из одних глаголов?

– Послушайте рассказ:

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!

– Чем интересен рассказ? (Состоит из глаголов.)

– Попробуйте и вы придумать рассказ, который состоял бы только из глаголов (в любой форме).

V. Итог урока.

– Чем занимались на уроке?

– Как определить время глаголов?

– Для чего нужны в речи глаголы?

Домашнее задание:упражнение 391, с. 76.

У р о к и 129–130. Резервные

У р о к 131
настоящее и прошедшее время глагола.
неопределенная форма глагола

Цели: ознакомление с неопределенной формой глагола, развитие умения изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н р я д б у к в:

О Д Т Ч П Ш С …

– Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать?

(О – 1, Д – 2, Т – 3, Ч – 4, П – 5, Ш – Е, С – 7. Следующей будет 8, значит, это буква В.)

– Определите порядок следования букв в этой цепочке:

Вдлт Влтд Втдл …

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

II. Работа над темой.

1. Н а д о с к е з а п и с ь:

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок.

– Прочитайте загадку. Отгадайте. (Нива.)

– Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время и число.

– Что заметили? (У глаголов с о б и р а т ь, у к л а д ы в а т ь трудно определить время и число.)

– Есть форма глаголов, у которых нельзя определить ни время, ни число, ее так и называют – неопределенная форма глагола, или инфинитив.

– Поставьте вопросы к словам собирать, укладывать.

– На какой вопрос они отвечают? (Что делать?)

– Поставьте эти глаголы в настоящее и прошедшее время. (Собирают, собирает, укладывает, укладывают.)

– Выделите окончания в этих глаголах.

– Есть ли окончание в глаголе неопределенной формы?

– Чем заканчивается вопрос и слово? (-ть.)

– Какой же вывод можно сделать о глаголах в неопределенной форме?

В ы в о д: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? и заканчиваются на -ть.

2. Вставьте вместо точек глаголы в неопределенной форме. Запишите получившиеся предложения.

I в а р и а н т: Лучше хорошо…, чем хорошо… (Послушал, говорил.)

II в а р и а н т: Умение… дороже золота. (Работал.)

III в а р и а н т: Не стыдно…, когда нечего… (Молчал, сказал.)

– Что можно сказать о глаголах, записанных в скобках? (Они стоят в прошедшем времени.)

– Поставьте глаголы в начальную форму. Что заметили? (Начальная форма глагола – это неопределенная форма.)

– Как вы это узнали?

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

3. У п р а ж н е н и е 389, с. 75 – коллективное выполнение.

– Что можете сказать о словах? (Это глаголы в неопределенной форме.)

– Как вы это узнали? (Они отвечают на вопрос что делать?и оканчиваются на -ть.)

– Образуйте настоящее и прошедшее время данных глаголов. Запишите и выделите корень.

– Можно ли назвать группы слов однокоренными словами? Почему?

4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Дети получают карточки, на которых написаны слова: нарисовал, прыгать, белела, едут, гулять, качает.

– Разделите слова на три группы и запишите каждую группу в отдельный столбик.

– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните, почему.

III. Итог урока.

– Что нового узнали о глаголе?

– Что такое неопределенная форма глагола? (Это начальная форма глагола.)

Домашнее задание:упражнение 392, с. 76.

У р о к 132
упражнение в определении времени глагола.
Изменение глаголов по временам

Цели: формирование умения отличать одну форму глагола от другой, изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Повторение изученного.

З а п и с ь н а д о с к е:

(Ехать) кактус на (конь),

(Вести) (старушка) на (ремень),

А собачка в это время

(Мыть) (Ваня) на (окно)…

Э. Успенский

– Знакомо ли вам это четверостишие?

– Что необходимо изменить, чтобы восстановить этот отрывок?

– Запишите четверостишие.

– На какие группы можно разделить слова, записанные в скобках? (На глаголы и существительные.)

– Что можно сказать о существительных?

– Что изменилось у существительных? (Окончание.)

– Выделите окончания.

– Что можно сказать о глаголах?

– Какого времени глаголы в скобках? (Они стоят в начальной (неопределенной) форме.)

– Докажите это.

– Чем заканчивается слово вести? (-ти.)

– Что изменилось в глаголах? (Время.)

– Какого теперь времени глаголы? (Прошедшего времени.)

– Сегодня мы продолжим работу по изменению глаголов по временам.

II. Работа над темой.

1. У п р а ж н е н и е 393, с. 77 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– На какие группы можно разделить данные существительные? (С. р.; м. р.; ж. р.)

– Запишите глаголы, которые можно образовать от этих существительных, в прошедшем времени.

– Что общего во всех этих глаголах? (Они все заканчиваются буквой Л.)

– Можно ли определить род у этих глаголов?

– Какого они рода? (Мужского.)

– Измените глаголы мужского рода на глаголы женского и среднего рода.

– Что заметили? (Меняется окончание: м. р. – III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru , ж. р. – III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru , с. р. – III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru .)

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

– Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите глагол в неопределенной форме, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.

Счастливый час и добрый путь

Шагающим колоннам, –

Набраться сил и отдохнуть

В лесу, в бору зеленом.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

И слышать мерное «ку-ку»

Из сумрака лесного.

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать,

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде, как дома.

С. Маршак

2. – Каким членом в предложении являются глаголы?

У п р а ж н е н и е 396, с. 78 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Какое слово кажется необычным (старинным)? Почему? Как вы его понимаете?

– Какими синонимами его можно заменить?

III. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:упражнение 401, с. 80.

У р о к 133
упражнение в распознавании
времени глаголов

Цели: развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

– Замените выражение одним словом:

1) Странный человек. (Чудак.)

2) Сказочное существо. (Чудовище.)

3) Пастух, который пасет овец в горах. (Чабан.)

– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Букву Ч, потому что все слова-отгадки начинаются с этой буквы.)

– Определите порядок написания букв в строке.

Ччау Ччаауу Ччаааууу …

II. Работа над темой.

1. ьчеп в акбаб алидасоП

.ьчеп йотсупак с икжориП

Н. Кончаловская

– Что заметили? (Это предложение записано наоборот.)

– Прочитайте его справа налево и запишите правильно.

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

– Что заметили? (Два одинаковых слова «печь» в этом двустишии.)

– Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова? Поставьте к ним подходящие по смыслу вопросы.

– Что заметили? (Одно слово существительное, а другое – глагол.) Докажите.

– Что можете сказать о глаголе? (Отвечает на вопрос что делать?)

– Какого времени этот глагол? (Он стоит в неопределенной форме.)

– На что заканчивается этот глагол? (На -чь.)

– Итак, мы уже знаем, что глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, но могут оканчиваться и на -чь.

2. И г р а «Выбери глаголы».

– Из каждой группы слов зачитайте только глаголы.

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

– Слова каких частей речи не назвали?

– Можно ли существительные превратить в глаголы? А прилагательные?

– Подберите к существительным однокоренные глаголы в настоящем времени, а к прилагательным – в прошедшем времени.

Глоток – глотает, глотаем…

Желтизна – желтеет, желтеют…

Темнота – темнеет, темнеют…

Чистый – чистил, чистила, …

Красный – краснел, краснела, …

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

3. Дети получают карточку с четверостишием.

Сказал попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Ответил ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

– Что это за четверостишие? (Скороговорка.)

– Как догадались? (Слова повторяются.)

– Научитесь правильно и быстро читать скороговорку.

– Определите, к каким частям речи относятся похожие слова. (Попугаю – глаг., попугай – сущ.) Докажите это.

– Можно сказать, что это однокоренные слова? Почему?

4. У п р а ж н е н и е 408, с. 82 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Найдите сравнение.

– Подберите и запишите проверочные слова к словам лез и лес.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая это орфограмма?

III. Итог урока.

– О чем узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:упражнение 404, с. 81.

У р о к 134
проверочная работа по теме «Глагол»
(тестирование)

Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.

Ход урока

1. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь; 4) певчий;

2) напев; 5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

Тестирование можно провести не на одном уроке, а на двух, по усмотрению учителя.

У р о к 135
обобщение знаний о глаголе

Цели: продолжение формирования у учащихся правильного представления о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его обобщенным значением; закрепление навыка различать в тексте глаголы в неопределенной форме.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. На доске:

барабан, беседа, бетон, благодарность.

– Прочитайте слова.

– Что вы о них можете сказать? (Нарицательные, неодушевленные, словарные, начинаются на букву б.)

– Какой частью речи являются эти слова?

– Образуйте от них глаголы неопределенной формы, затем поставьте в прошедшем, настоящем, будущем времени.

Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?

– В каком числе стоят эти глаголы?

– А как бы звучали эти глаголы во множественном числе?

2. У п р а ж н е н и е 403 с. 80–81 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

– Спишите предложения. В первом предложении глагол в скобках запишите в настоящем времени, во втором предложении – в прошедшем.

I в а р и а н т: Л..са (жить) в н..ре. В овраге (бить) ключ.

II в а р и а н т: Маш..на (в..зить) гру.. . Костя (петь) песню.

– Разберите по членам и частям речи.

4. Определите времена глаголов.

Дом отличный у меня,

В нем живет моя родня.

Этот дом построил дед.

Дом стоит, а деда нет.

Часто думаю о нем.

Подрасту – построю дом.

Может быть, и обо мне

Кто-то вспомнит в тишине.

М. Вейцман

II. Итог урока.

– Расскажите все, что вы узнали о глаголе.

Домашнее задание:упражнения 406, с. 81; 407, с. 82.

У р о к 136
безударные гласные в корне слова

Цель: формирование представлений о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Разгадайте изографы:

III. Упражнение в определении времени глаголов. - student2.ru

Горох Коньки Огурец

– Какие это слова?

– Что общего в этих словах? (Безударная гласная О.)

– Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Это буква О.)

– С буквой О мы будем писать буквы, обозначающие непарные звонкие, мягкие согласные.

– Какие это согласные? (н к р.)

2. Определите порядок следования букв в этом ряду:

нокр окрн …

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

Наши рекомендации