III. Упражнение в определении времени глаголов.
1. Для более легкого запоминания можно использовать рифмовку.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
«Ухожу, – кричит, – сегодня».
«Я вчера, – кричит, – ушёл».
«Завтра, – скажет, – я уйду!»
Позавидуйте ему.
Слова «вчера», «сегодня», «завтра» помогают детям определить время глагола.
2. У п р а ж н е н и е 384, с. 74 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Что вам помогло определить время глаголов?
– Если услышите глагол в настоящем времени, поднимите вверх левую руку. Если я назову глагол в прошедшем времени, поднимите вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени, топаете ногами.
С л о в а: блестит, блестело, будет блестеть; спят, спали, будут спать; будут читать, прочитали, читают; прилетел, будет лететь, летят; бегут, убежали, будут бежать.
3. П р о ч и т а й т е. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.
Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали.
С п р а в к а:
1) школа – лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные – глаголы;
2) стучали – лишнее, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном числе;
3) рисовал – лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в остальных словах – проверяемые безударные гласные;
4) болеет – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные – в прошедшем;
5) удалял – лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки. Остается слово кричал.
IV. Итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Назовите грамматические признаки глаголов.
– Как определить время глагола?
Домашнее задание:упражнение 385, с. 74.
У р о к 128
настоящее и прошедшее время глагола
Цели: формирование умения изменять глаголы по временам; привлечение внимания детей к значению в нашей речи глаголов.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:
В..р..б..и, т..трад.., п..л..то, учител..,
к..н..ки, в..рнут., к..рабл., к..ртоф..л.. .
– Прочитайте данные слова. Что в них общего? (Это словарные слова, все с мягким знаком на конце.)
– Какое слово лишнее? Почему? («Вернуть» – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)
– Что такое существительное? Назовите его грамматические признаки.
– Какие различия можете назвать в данных словах? (Есть различия в нахождении и роли мягкого знака в словах.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.
– Какая цепочка у вас получилась?
вькь …
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.
II. Работа над темой.
– О чем говорили на прошлом уроке?
1. Упражнение в подборе глаголов с противоположным значением (антонимов).
– Прочитайте, заканчивая предложения глаголами.
– Запишите глаголы парами из каждого предложения.
Нападал – защищал, хвалит – ругает, вспыхнули – погасли, разрешили играть – выбегать запретили.
– Что заметили? (Глаголы-антонимы.)
– Что можете сказать о глаголах? (Они стоят в настоящем и прошедшем времени.) Докажите.
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
– Сегодня мы поговорим о глаголах в прошедшем и настоящем времени.
2. Упражнение в определении времени глаголов и изменении их по временам.
У п р а ж н е н и е 388, с. 75 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Как определить время глаголов?
– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
Можно предложить детям разобрать предложения по членам и по частям речи:
I в а р и а н т – 2-е предложение;
II в а р и а н т – 3-е предложение;
III в а р и а н т – 5-е предложение.
3. Упражнение в употреблении глаголов в речи.
– Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи?
– Это поможет нам выяснить задание.
З а п и с ь н а д о с к е:
Старик _____ неводом рыбу, старуха _____ свою пряжу. Волк _____ целую ночь в проруби, хвост у него и _____. Девочка _____ лесное яблочко и спасибо _____. Яблоня ее _____ ветвями, _____ листьями. Лебеди _____ мимо.
– Прочитайте предложения.
– Что можете сказать? (Не хватает глаголов.)
– Почему? (Непонятно, какие действия выполняют герои.)
– Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы.
– Прочитайте получившиеся предложения.
– Что теперь можете сказать?
– Для чего нужны глаголы?
– Известный русский писатель А. Н. Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще.
Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».
– В каком времени употреблены глаголы? Прочитайте эти предложения так, чтобы глаголы употреблялись в настоящем времени.
Это задание можно выполнить устно или письменно.
IV. Творческая работа.
– Как вы думаете, можно ли составить рассказ только из одних глаголов?
– Послушайте рассказ:
Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
– Чем интересен рассказ? (Состоит из глаголов.)
– Попробуйте и вы придумать рассказ, который состоял бы только из глаголов (в любой форме).
V. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Как определить время глаголов?
– Для чего нужны в речи глаголы?
Домашнее задание:упражнение 391, с. 76.
У р о к и 129–130. Резервные
У р о к 131
настоящее и прошедшее время глагола.
неопределенная форма глагола
Цели: ознакомление с неопределенной формой глагола, развитие умения изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с а н р я д б у к в:
О Д Т Ч П Ш С …
– Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать?
(О – 1, Д – 2, Т – 3, Ч – 4, П – 5, Ш – Е, С – 7. Следующей будет 8, значит, это буква В.)
– Определите порядок следования букв в этой цепочке:
Вдлт Влтд Втдл …
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
II. Работа над темой.
1. Н а д о с к е з а п и с ь:
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
– Прочитайте загадку. Отгадайте. (Нива.)
– Спишите. Подчеркните глаголы, определите их время и число.
– Что заметили? (У глаголов с о б и р а т ь, у к л а д ы в а т ь трудно определить время и число.)
– Есть форма глаголов, у которых нельзя определить ни время, ни число, ее так и называют – неопределенная форма глагола, или инфинитив.
– Поставьте вопросы к словам собирать, укладывать.
– На какой вопрос они отвечают? (Что делать?)
– Поставьте эти глаголы в настоящее и прошедшее время. (Собирают, собирает, укладывает, укладывают.)
– Выделите окончания в этих глаголах.
– Есть ли окончание в глаголе неопределенной формы?
– Чем заканчивается вопрос и слово? (-ть.)
– Какой же вывод можно сделать о глаголах в неопределенной форме?
В ы в о д: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? и заканчиваются на -ть.
2. Вставьте вместо точек глаголы в неопределенной форме. Запишите получившиеся предложения.
I в а р и а н т: Лучше хорошо…, чем хорошо… (Послушал, говорил.)
II в а р и а н т: Умение… дороже золота. (Работал.)
III в а р и а н т: Не стыдно…, когда нечего… (Молчал, сказал.)
– Что можно сказать о глаголах, записанных в скобках? (Они стоят в прошедшем времени.)
– Поставьте глаголы в начальную форму. Что заметили? (Начальная форма глагола – это неопределенная форма.)
– Как вы это узнали?
3. У п р а ж н е н и е 389, с. 75 – коллективное выполнение.
– Что можете сказать о словах? (Это глаголы в неопределенной форме.)
– Как вы это узнали? (Они отвечают на вопрос что делать?и оканчиваются на -ть.)
– Образуйте настоящее и прошедшее время данных глаголов. Запишите и выделите корень.
– Можно ли назвать группы слов однокоренными словами? Почему?
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
Дети получают карточки, на которых написаны слова: нарисовал, прыгать, белела, едут, гулять, качает.
– Разделите слова на три группы и запишите каждую группу в отдельный столбик.
– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните, почему.
III. Итог урока.
– Что нового узнали о глаголе?
– Что такое неопределенная форма глагола? (Это начальная форма глагола.)
Домашнее задание:упражнение 392, с. 76.
У р о к 132
упражнение в определении времени глагола.
Изменение глаголов по временам
Цели: формирование умения отличать одну форму глагола от другой, изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Повторение изученного.
З а п и с ь н а д о с к е:
(Ехать) кактус на (конь),
(Вести) (старушка) на (ремень),
А собачка в это время
(Мыть) (Ваня) на (окно)…
Э. Успенский
– Знакомо ли вам это четверостишие?
– Что необходимо изменить, чтобы восстановить этот отрывок?
– Запишите четверостишие.
– На какие группы можно разделить слова, записанные в скобках? (На глаголы и существительные.)
– Что можно сказать о существительных?
– Что изменилось у существительных? (Окончание.)
– Выделите окончания.
– Что можно сказать о глаголах?
– Какого времени глаголы в скобках? (Они стоят в начальной (неопределенной) форме.)
– Докажите это.
– Чем заканчивается слово вести? (-ти.)
– Что изменилось в глаголах? (Время.)
– Какого теперь времени глаголы? (Прошедшего времени.)
– Сегодня мы продолжим работу по изменению глаголов по временам.
II. Работа над темой.
1. У п р а ж н е н и е 393, с. 77 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– На какие группы можно разделить данные существительные? (С. р.; м. р.; ж. р.)
– Запишите глаголы, которые можно образовать от этих существительных, в прошедшем времени.
– Что общего во всех этих глаголах? (Они все заканчиваются буквой Л.)
– Можно ли определить род у этих глаголов?
– Какого они рода? (Мужского.)
– Измените глаголы мужского рода на глаголы женского и среднего рода.
– Что заметили? (Меняется окончание: м. р. – , ж. р. – , с. р. – .)
– Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите глагол в неопределенной форме, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.
Счастливый час и добрый путь
Шагающим колоннам, –
Набраться сил и отдохнуть
В лесу, в бору зеленом.
Увидеть дятла на суку,
Как будто заводного,
И слышать мерное «ку-ку»
Из сумрака лесного.
То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать,
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы.
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой,
И быть везде, как дома.
С. Маршак
2. – Каким членом в предложении являются глаголы?
У п р а ж н е н и е 396, с. 78 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Какое слово кажется необычным (старинным)? Почему? Как вы его понимаете?
– Какими синонимами его можно заменить?
III. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание:упражнение 401, с. 80.
У р о к 133
упражнение в распознавании
времени глаголов
Цели: развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
– Замените выражение одним словом:
1) Странный человек. (Чудак.)
2) Сказочное существо. (Чудовище.)
3) Пастух, который пасет овец в горах. (Чабан.)
– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Букву Ч, потому что все слова-отгадки начинаются с этой буквы.)
– Определите порядок написания букв в строке.
Ччау Ччаауу Ччаааууу …
II. Работа над темой.
1. ьчеп в акбаб алидасоП
.ьчеп йотсупак с икжориП
Н. Кончаловская
– Что заметили? (Это предложение записано наоборот.)
– Прочитайте его справа налево и запишите правильно.
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
– Что заметили? (Два одинаковых слова «печь» в этом двустишии.)
– Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова? Поставьте к ним подходящие по смыслу вопросы.
– Что заметили? (Одно слово существительное, а другое – глагол.) Докажите.
– Что можете сказать о глаголе? (Отвечает на вопрос что делать?)
– Какого времени этот глагол? (Он стоит в неопределенной форме.)
– На что заканчивается этот глагол? (На -чь.)
– Итак, мы уже знаем, что глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, но могут оканчиваться и на -чь.
2. И г р а «Выбери глаголы».
– Из каждой группы слов зачитайте только глаголы.
– Слова каких частей речи не назвали?
– Можно ли существительные превратить в глаголы? А прилагательные?
– Подберите к существительным однокоренные глаголы в настоящем времени, а к прилагательным – в прошедшем времени.
Глоток – глотает, глотаем…
Желтизна – желтеет, желтеют…
Темнота – темнеет, темнеют…
Чистый – чистил, чистила, …
Красный – краснел, краснела, …
3. Дети получают карточку с четверостишием.
Сказал попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Ответил ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
– Что это за четверостишие? (Скороговорка.)
– Как догадались? (Слова повторяются.)
– Научитесь правильно и быстро читать скороговорку.
– Определите, к каким частям речи относятся похожие слова. (Попугаю – глаг., попугай – сущ.) Докажите это.
– Можно сказать, что это однокоренные слова? Почему?
4. У п р а ж н е н и е 408, с. 82 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Найдите сравнение.
– Подберите и запишите проверочные слова к словам лез и лес.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая это орфограмма?
III. Итог урока.
– О чем узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание:упражнение 404, с. 81.
У р о к 134
проверочная работа по теме «Глагол»
(тестирование)
Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.
Ход урока
1. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол – это часть речи.
2) Глагол – это часть слова.
2. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол обозначает предмет.
2) Глагол обозначает действие предмета.
3) Глагол обозначает признак предмета.
3. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол изменяется по числам и временам.
2) Глагол не изменяется по числам и временам.
4. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол является главным членом предложения.
2) Глагол является второстепенным членом предложения.
5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):
1) петь; 4) певчий;
2) напев; 5) поёт.
3) певец;
6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):
1) стирает;
2) вылезти;
3) заговорят;
4) молчит;
5) вёз.
7. Какое слово в каждой группе является лишним?
1) Говорил, пишите, вязала, висело;
2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;
3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.
8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.
1) По реке плывет баржа.
2) В лесу ребята свернули с тропинки.
3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.
4) Весна наступила.
5) Мы идем по лесу.
9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.
Тестирование можно провести не на одном уроке, а на двух, по усмотрению учителя.
У р о к 135
обобщение знаний о глаголе
Цели: продолжение формирования у учащихся правильного представления о связи между вопросом, на который отвечает слово, и его обобщенным значением; закрепление навыка различать в тексте глаголы в неопределенной форме.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске:
барабан, беседа, бетон, благодарность.
– Прочитайте слова.
– Что вы о них можете сказать? (Нарицательные, неодушевленные, словарные, начинаются на букву б.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Образуйте от них глаголы неопределенной формы, затем поставьте в прошедшем, настоящем, будущем времени.
Что делать? | Что делал? | Что делаю? | Что буду делать? |
– В каком числе стоят эти глаголы?
– А как бы звучали эти глаголы во множественном числе?
2. У п р а ж н е н и е 403 с. 80–81 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
– Спишите предложения. В первом предложении глагол в скобках запишите в настоящем времени, во втором предложении – в прошедшем.
I в а р и а н т: Л..са (жить) в н..ре. В овраге (бить) ключ.
II в а р и а н т: Маш..на (в..зить) гру.. . Костя (петь) песню.
– Разберите по членам и частям речи.
4. Определите времена глаголов.
Дом отличный у меня,
В нем живет моя родня.
Этот дом построил дед.
Дом стоит, а деда нет.
Часто думаю о нем.
Подрасту – построю дом.
Может быть, и обо мне
Кто-то вспомнит в тишине.
М. Вейцман
II. Итог урока.
– Расскажите все, что вы узнали о глаголе.
Домашнее задание:упражнения 406, с. 81; 407, с. 82.
У р о к 136
безударные гласные в корне слова
Цель: формирование представлений о способах проверки безударных гласных в корне слова.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Разгадайте изографы:
Горох Коньки Огурец
– Какие это слова?
– Что общего в этих словах? (Безударная гласная О.)
– Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Это буква О.)
– С буквой О мы будем писать буквы, обозначающие непарные звонкие, мягкие согласные.
– Какие это согласные? (н к р.)
2. Определите порядок следования букв в этом ряду:
нокр окрн …
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.