V. Упражнение в изменении глаголов по временам.

1. Работа над упражнением 375.

– Какое предложение с данными глаголами вы составили?

– Назовите глагол, его время и число.

2. Списывание текста с изменением глаголов по временам. (упр. 576.)

– Какое словарное слово вам встретилось? (Ужин.)

– Запишите его, определите СУО.

эжин V. Упражнение в изменении глаголов по временам. - student2.ru

– Что такое ужин? (Вечерний прием пищи.)

VI. Запись предложений под диктовку.

Прилетают с зимовки перелётные птицы. Солнце пробило дырку в туче и разбросало лучи. Скоро настанут теплые дни. Весело рокочет кедр и вторит песне солнца.

Учитель помогает правильно написать подчеркнутые буквы.

– Определите время глаголов.

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что нужно сделать, чтобы изменить глагол по временам?

Домашнее задание. Упражнение 577.

Урок 155. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ

ПО РОДАМ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по родам в прошедшем времени.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите глаголы настоящего времени; прошедшего времени; будущего времени.

– Прочитайте предложение, которое вы составили. Глагол какого времени вы использовали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: .. х ц ч ш щ ъ ..

– Какие буквы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ф, она начинает этот ряд по алфавиту, и букву ы, она заканчивает этот ряд.)

– Какие звуки обозначают эти буквы? (Буква ф обозначает парный глухой согласный звук. Буква ы обозначает гласный звук.)

Фы Фыы Фыыы …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Словарный диктант.

Обед, завтрак, ужин, берёза, осина, горох, помидор, огурец, заяц, медведь, сорока, ворона.

– На сколько групп можно разделить данные слова? (На пять групп:

а) 1-я группа – время приема пищи.

2-я группа – деревья.

3-я группа – овощи.

– Их можно объединить в одну группу – растения.

4-я группа – звери.

5-я группа – птицы.

– Их можно объединить в одну группу – животные.

б) Можно разделить на группы по орфограммам, правописание которых нужно запомнить: о, а, и, е, я.)

V. Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.

1. На доске записаны предложения:

Ед. ч. Мн. ч.

Хор пел. Дети пели.

Птичка пела.

Сердце пело.

– Спишите предложения в тетради. Когда так говорят «сердце пело»? (Когда человеку очень радостно на душе, когда он счастлив.)

– Поставьте вопросы к глаголам. В каком времени употреблены глаголы? С какой частью речи связан глагол в предложении?

– Какого рода имена существительные?

– Что можно сказать об изменении глаголов прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имен существительных, с которыми они связаны.)

– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (Нулевое.)

– Женского рода? (-а)

– Среднего рода? (-о)

– Во множественном числе? (-и)

– Выделите окончания глаголов прошедшего времени.

2. Знакомство с правилом, с. 218.

V. Упражнение в изменении глаголов по временам. - student2.ru

VI. Упражнения в определении рода глаголов прошедшего времени и написании окончаний.(упр. 580–581.)

VII. Комментированное письмо.

Кудрявая берёзка стояла у реки. Ветерок шевелил молодые листочки. Жарко светило солнце. На верхушку берёзки сел воробей и зачирикал весёлую песенку.

– В каком времени употреблены глаголы? Назовите их род и число.

– Разберите глаголы светило, зачирикал по составу.

VIII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Как определить род глаголов прошедшего времени?

Домашнее задание. Упражнение 582; правило, с. 95.

Наши рекомендации