Тема 2.3. Транспортное обеспечение внешнеторговой деятельности предприятия
Содержание темы
Способы доставки товаров на международные рынки. Магистральные виды транспорта. Правовые основы и специфика осуществления международных перевозок: автомобильных, грузовых, железнодорожных (правовые системы СМГС и CIM/COTIF), водным транспортом, воздушным транспортом, смешанных (мультимодальных) перевозок. Интермодальные перевозки. Транспортные условия международных контрактов купли-продажи товаров. Роль и значение транспортных документов в обеспечении внешнеторговых расчетов. Договор международной перевозки грузов и его документальное оформление
Практическое занятие
(форма обучения – заочная, 2 часа, ИФ – 2 часа, решение задач)
1. Организация международных перевозок.
2. Транспортно – экспедиторское обслуживание как элемент инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности.
3. Правила составления транспортно-экспедиторских документов.
Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международные транспортные операции, договор перевозки, документы о принятии груза, маршрутизация, коносамент, чартер
деливери – ордер, отгрузочная спецификация, таймшит, акт досмотра комплектности и упаковки, доковая расписка, дорожная ведомость, бордеро, универсальный транспортный документ, документ смешанной перевозки; расписка в получении груза, гарантийное письмо, фрахтовые документы, извещение о грузе, транспортные манифесты.
2. Охарактеризовать виды транспортных перевозок, учитывая технико-экономические особенности каждого из них.
3. Решить ситуационные задачи.
Первая задача. Груз массой 10 тонн может перевозиться двумя способами: в ящичной таре в транспортных средствах и облегченной упаковке в 20-ти футовом контейнере. Транспортный тариф на перевозку груза по первому варианту составляет 3000 долл. США, контейнерный тариф — на 12% ниже. Стоимость ящичной тары (включая затаривание) составляет 1,5 долл. США на 1 тонну груза, а стоимость облегченной упаковки (включая операции по самой упаковке груза) — на 40% ниже. Суточная арендная ставка контейнера равна 6 долл. США, срок перевозки груза в контейнере составляет 35 суток.
Выбрать оптимальный способ доставки груза исходя их критерия минимизации расходов на транспортировку.
Вторая задача. Импортер закупает оборудование на условиях FCA в Рейкьявике и в Будапеште. Пунктом назначения обеих, равных по массе, партий груза является Москва. Грузы доставляются воздушным транспортом по тарифам, установленным IATA. Масса каждой отправки позволяет считать провозные платежи по нормальным тарифам. Возможны две схемы доставки груза:
1. Каждая отправка перевозится по отдельности. Размеры скидок с базового тарифа по расстоянию на маршрутах следующие: Рейкьявик-Москва — 42%, Будапешт-Москва — 31%.
2. Первая отправка доставляется из Рейкьявика в Будапешт и выгружается на терминал в аэропорту. После этого первая отправка группируется со второй. В результате этой операции масса отправки увеличивается вдвое и провозные платежи следует определять по схеме количественных тарифов. Размер количественной скидки с базового тарифа составит 12%. Размер скидки с базового тарифа по расстоянию на маршруте Рейкьявик-Будапешт составляет 32%.
Выбрать схему доставки импортных грузов, по которой транспортные издержки импортера будут минимальны.
Третья задача. В соответствии с Тарифной политикой стоимость перевозки одной тонны груза по железной дороге составляет 15 долл. США. Грузовладелец собирается предъявить к перевозке 45 тонн груза. Железная дорога предоставляет 10% скидку с тарифа всем тем, кто предъявляет груз по массе, не меньшей технической нормы загрузки вагона. Для рассматриваемого случая техническая норма загрузки вагона составляет 60 тонн. Грузовладелец может обратиться к экспедитору с просьбой сформировать сборную отправку, состоящую из его груза (45 тонн) и груза другого собственника (15 тонн). За оказанную в этом случае услугу экспедитор взимает комиссионный сбор в размере 6%, исчисляемых от сумм провозных платежей, которые оба грузовладельца заплатили бы железной дороге, если бы они не обратились к экспедитору.
Какой вариант перевозки 45 тонн груза (без экспедитора или с ним) является для первого грузовладельца более предпочтительным?
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите рекомендуемую литературу;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- изучив основные виды международных перевозок, применяемых во внешней торговле, проанализируйте преимущества и недостатки каждого из них с учетом расхождения интересов участников внешнеторговой сделки;
- при изучении основных видов организации международных перевозок, обратите внимание на перечень необходимых документов согласно их классификации;
- при подготовке к занятию следует особое внимание обратить на изучение международных норм, регулирующих международные перевозки грузов;
- следует знать, что существуют международные нормы, регулирующие оформление и содержание транспортных документов. Например, требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), в нескольких международных конвенциях - например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Haague rules);
- к транспортно-экспедиторским документам относят следующие: отгрузочное поручение; экспедиторская инструкция; экспедиторский сертификат перевозки; декларация отправителя о перевозке опасных грузов интермодальное весовое свидетельство отправителя; оборотный мультимодальный транспортный коносамент; складская расписка; экспедиторская расписка; необоротная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА; нейтральная воздушная накладная. С содержанием, значением и правилами оформления этих документов можно ознакомиться обратившись за помощью по электронному адресу http://www.logists.by/library. Быть готовым к оформлению транспортно-экспедиторских документов на занятии.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова специфика и особенности перевозок различными видами транспорта?
2. Какие виды коносаментов составляются во внешнеторговой деятельности?
3. Назовите нормы, регламентирующие международные перевозки.
4. С какой целью составляется штурманская расписка?
5. В чем заключается отличие тайм-чартера и бербоут-чартера?
6. В чем отличие договоров морской перевозки бернс-нота и букинг-нота?
7. Каково назначение отгрузочного поручения?
8. С какой целью составляется экспедиторская инструкция?
9. Какие виды экспедиторских извещений составляются?
10. В чем состоит различие экспедиторского свидетельства о транспортировке и свидетельства о получении груза?
11. Какие услуги представляет транспортно-экспедиторская компания?
12. Какие вы знаете международные транспортные организации?
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме. Часть 1. «Деловая игра». – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
2. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме. Часть 2. «Интерактивные занятия: виды и формы». – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
3. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов. – приказ РТА от 01.09.2015 №647.
4. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов. - приказ РТА от 09.09.2016 №620.
5. Об утверждении Требований к оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии. – приказ Российской таможенной академии от 05.09.2016 года № 604
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ