Организационно-экономическое и нормативное обеспечение деятельности предприятий сервиса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины - дать студентам теоретические знания в области решения экономико-организационных задач управления предприятиями сферы сервиса в условиях быстро меняющихся условий внешней среды, усиления конкуренции и увеличения потока информации нормативного характера.
Задачи дисциплины - научить студентов:
- поиску, обработке и применению новейших нормативных документов по проблемам экономики и организации деятельности предприятий сервиса, обеспечивающих их жизнедеятельность в условиях рынка и конкуренции;
- эффективному использованию принципов нормативно-экономических отношений на потребительском рынке;
- формировать на своем предприятии и использовать систему организации поставок, оформления договоров купли-продажи и публичного договора;
- пользоваться унифицированными формами первичной учетной документации, используемой в предпринимательской среде и порядком их заполнения;
- системе организации расчетов за товары и услуги в сфере сервиса и использования ККТ при наличных расчетах;
- приёмам выбора наиболее эффективных форм расчетов, в том числе безналичных, обеспечивающих минимизацию рисков;
- распознаванию в предпринимательской практике различных видов мошенничества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Организационно-экономическое и нормативное обеспечение деятельности предприятий сервиса» студент должен:
· знать:
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по обеспечению безопасности предприятий сервиса;
- основные категории рисков: экономический риск, политический риск, природный риск и стратегический риск, присутствующие в деятельности предприятий сервиса;
- отечественный и зарубежный опыт в области обеспечения экономической безопасности предприятий сервиса;
- организацию, управление, функции, формы и методы осуществления экономической безопасности в общей системе организационно-экономического обеспечения деятельности предприятий сервиса в современных условиях хозяйствования в России;
- общие закономерности и конкретные особенности экономической оценки претензий материального и морального характера.
· уметь:
- обеспечить информационной безопасностью предприятия сервиса;
- применять практические навыки по решению экономико-организационных задач в области предпринимательской деятельности;
- использовать методы анализа при подготовке решений экономико-организационных вопросов в области предпринимательства на основе системного подхода к частным и общественно-экономическим проблемам, полного использования потенциала своего предприятия в правовом поле в условиях сочетания методов экономического и административного регулирования экономикой страны.
- использовать методы и приёмы управления качеством, лицензирования, юридической и экономической защиты собственности и предпринимательской деятельности, экономического обоснования кредитной политики, соблюдения требований законодательства с целью предупреждения различных форм мошенничества со стороны партнеров, поставщиков и потребителей услуг.
· получить навыки:
- самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом;
- в решении конкурентных задач по защите собственности и предъявления экономически обоснованных претензий материального и морального характера к виновной стороне в процессе оказания услуг;
- в постановке задач исследования и совершенствования организационно-экономических параметров объектов сферы сервиса в зависимости от целей их использования, социально-климатических и политико-криминалистических условий деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение. Организационно-экономическое обеспечение потребительского рынка в сфере сервиса. | - | - | ||||
2. | Нормативные и организационно - экономические особенности осуществления оптовой торговли в сфере сервиса, применения уценки и предоставления скидки в хозяйственных отношениях. | - | - | ||||
3. | Нормативные и экономико-организационные особенности розничной торговли и наличных расчётов в сфере сервиса. | - | - | ||||
4. | Экономические проблемы возникновения рисков, типология возможных конфликтов, экономико-организационный механизм защиты договорной деятельности и профилактики мошенничества в сфере сервиса | - | - | ||||
5. | Комплексный подход к составлению хозяйственных договоров с учётом требований организационно-экономического и нормативно-правового характера | - | - | ||||
6. | Особенности организации защиты интересов предпринимателей и предприятий сферы сервиса в условиях острой конкуренции с зарубежными инвесторами (антидемпинг) и «корпоративизации» экономики РФ (включая их взаимоотношения с государственными и муниципальными структурами органов управления и контроля). | - | - | ||||
7. | Организационно-экономические особенности использования отдельных видов сделок (факторинг, комиссия, бытовой подряд, возмездное оказание услуг и др.) в деятельности предприятий сервиса. | - | - | ||||
8. | Организация работы при подготовке, изменениях и расторжениях договоров в практике деятельности предприятий сервиса. Толкование нормативных документов. | - | - | ||||
9. | Организационно-нормативные особенности взаимодействия предприятий сферы сервиса с федеральными государственными контрольными службами. | - | - | ||||
10. | Организационно-экономические особенности деятельности малых и средних предприятий в мировой практике. | - | - | ||||
11. | Виды ущерба интересам предпринимательской деятельности в сфере сервиса и порядок расчёта. | - | - | ||||
12. | Регламентация деятельности предприятий сервиса. | - | - | ||||
13. | Организация защиты персонала и бизнеса от недобросовестных конкурентов в сфере сервиса. | - | - | - | |||
Всего: | - | ||||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение
Предмет и основные задачи изучения. Связь дисциплины с фундаментальными общетеоретическими, общеинженерными и специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения. Использование знаний теоретического характера при исследовании, проектировании, оценке, организационных изменений и эксплуатации объектов сервиса как единых комплексов.
Тема 1. Организационно-экономическое обеспечение потребительского рынка в сфере сервиса.
Экономическое и юридическое содержание нормативного и организационного обеспечения. Нормативные документы, регулирующие отношения в сфере предпринимательского сервиса в РФ и их отличие от других стран. Права органов власти и управления, осуществляющие регулирование процессов и контроль в сфере сервиса. Организационно-экономическое обеспечение потребительского рынка в сфере сервиса. Рынок – как форма организации и регулирования экономических отношений. Спрос и предложение, механизмы саморегуляции и настройки. Система связей между продавцом и покупателем, производителем и потребителями.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Характерные особенности нормативного обеспечения сферы оказания платных услуг населению.
2. Нормативное обеспечение информационного поля о спросе и реакции потребителя услуг.
3. Место сферы сервиса в системе потребительского рынка и его структура.
4. Определение структуры потребительского рынка и динамики её изменения.
5. Расчёт потребностей в конкретных видах услуг по разным горизонтам планирования и прогнозирования с учётом нормативных документов и информации из разных источников.
Литература:
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Официальное издание в текущей редакции.
2. Кодекс об административных нарушениях РФ (в текущей редакции)
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов – М.:ИНФРА-М, 2000
4. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.:ИНФРА-М, 2004
5. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка – М: ЮНИТИ, 2002
6. Коммерческое право России: Практикум: Учебное пособие /под ред. Б.И. Пугинского М.: Зерцало М, 2005
7. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: Уч.пос./ под ред. Горфинкеля В.Я.-3-е, перер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
8. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов/ под ред. В.С. Гусева.-2-е издание– СПб:Питер, 2004
9. Журнал «Право и экономика».
10. Журнал «Экономика и управление».
11. Российская бизнес-газета.
12. Журнал «Экономика и жизнь».
Тема 2. Нормативные и организационно - экономические особенности осуществления оптовой торговли в сфере сервиса, применения уценки и предоставления скидки в хозяйственных отношениях.
Потребительский рынок и сфера оптовой торговли. Виды специализированных предприятий оптовой торговли и их структуры. Материально-техническая база торгово-посреднических фирм. Документационное обеспечение коммерческо-сбытовой деятельности. Особенности функционирования фирменной розничной торговой сети производителей по сбыту производимой продукции. Виды договорных документов, формы расчётов, сроки оказания услуг и поставки, существенные условия договоров, порядок определения цен и тарифов. Способы, обеспечивающие предотвращение мошеннических действий со стороны контрагентов. Понятие скидки. Порядок их предоставления. Особенности действия статьи 40 НК РФ при применении скидок. Маркетинговая политика и скидки. Оформление результатов уценки, в том числе после поставки, особенности их учёта и отчётности.
Практическое занятие:
Оформление документов по коммерческо-сбытовой деятельности на основе исходной информации. Оформление договорных документов с обоснованием преимуществ тех или иных форм расчётов, условий поставки и порядка определения цен и тарифов.
Тема 3. Нормативные и экономико-организационные особенности розничной торговли и наличных расчётов в сфере сервиса.
Понятие розничной торговли. Особенности договорных отношений в розничной торговле и порядок оформления документов (кассовый, товарный чеки), подтверждающих отгрузку и оплату товаров. Права покупателя по предъявлению претензий. Организация продажи товаров с использованием автоматов. Особенности продажи по каталогам и через телемагазин. Особенности оплаты труда продавцов. Порядок оформления претензионных документов. Особенности лицензирования розничной торговли отдельных видов товаров. Платежи путем наличных и безналичных расчетов. Ограничения расчётов наличными деньгами. Типы кассовых машин и порядок их регистрации. Основные принципы оформления книги кассира-операциониста.
Практическое занятие:
Расчёт наценки на товар. Оформление товарных чеков, претензий по качеству и количеству, товаросопровождающих документов. Организация входного контроля. Документы, подтверждающие сделку розничной купли-продажи. Оформление претензионных документов. Расчёт заработной платы продавцов. Оформление документов на получение лицензии на розничную торговлю отдельных видов товаров. Оформление документов по наличным и безналичным расчетам. Порядок оформления документов на регистрацию кассовых машин. Оформление книг кассира-операциониста.
Тема 4. Экономические проблемы возникновения рисков, типология возможных конфликтов, экономико-организационный механизм защиты договорной деятельности и профилактики мошенничества в сфере сервиса.
Виды рисков и перечень конкретных факторов способствующих нанесению ущерба финансовым интересам предприятиям сервиса. Типичные ошибки при составлении и возможные нарушения условий договора сторонами. Порядок подбора аргументов и фактологического материала при предъявлении претензий. Порядок организации договорной деятельности. Понятие существенных условий договора в сфере сервиса, диспозитивные и императивные статьи договоров. Порядок определения стоимостных характеристик договоров, порядка и форм расчётов.
Практическое занятие:
Выявление ошибок и неточностей в примерах различных типов хозяйственных договоров в сфере сервиса (купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, подряда и строительного подряда). Рассмотрение ситуаций с типичными ошибками в оформлении договорных документов, способы и пути их устранения.
Тема 5. Комплексный подход к составлению хозяйственных договоров с учётом требований организационно-экономического и нормативно-правового характера.
Необходимость определения налоговых, экономических и правовых последствий принятия решений организационного характера с использованием норм, нормативов, законодательных и подзаконных актов требует одновременного осмысления всего многообразия этих нормативных документов. Понятие ключевых слов в изучаемом курсе: нормы, нормативы, договора, соглашения, сделки, инструкции, приказы, распоряжения, положения, законы, кодексы, уставы. Гражданский кодекс РФ закрепляет свободу договора, заключение любой сделки, предусмотренной и не предусмотренной законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Понятие неустойки, её экономические последствия и обязательные условия её выплаты при нарушении исполнителем условий контракта. Порядок оформления финансовых обязательств. Экономические последствия определения содержания понятия «Непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства» в договоре. Влияние места заключения договора на экономические результаты деятельности предприятий сервиса. Учёт в договорной практике нормативных актов совместного ведения РФ, её субъектов Федерации и муниципальных образований.
Практическое занятие:
Расчёт неустойки и её экономических последствий. Составление договора комиссии с элементами договора займа. Анализ примеров заключённых хозяйственных договоров, поиск и обоснование их недостатков.
Тема 6. Особенности организации защиты интересов предпринимателей и предприятий сферы сервиса в условиях острой конкуренции с зарубежными инвесторами (антидемпинг) и «корпоративизации» экономики РФ (включая их взаимоотношения с государственными и муниципальными структурами органов управления и контроля).
Структуры, оказывающие юридические и адвокатские услуги. В каких случаях юридическая фирма обязана вернуть полученные от клиента деньги. Виды угроз для российских предприятий. Процесс корпоратизации в РФ в сфере сервиса. Условия, создающие основу для захвата предприятия. Экономическая безопасность бизнеса и лояльность менеджеров предприятия и контрагентов. Стандартные способы отъёма собственности. Меры предотвращения потенциального захвата бизнеса и методы правового воздействия. Тендерные схемы в работе с контрагентами и снижение издержек.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Способы оформления отношений клиента с адвокатом или юристом.
2. Порядок определения размера вознаграждений по договору возмездного оказания юридических.
Литература:
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов – М.:ИНФРА-М, 2000
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1.и 2 Официальное издание в текущей редакции.
3. журнал «Право и экономика»
4. журнал «Экономика и управление»
5. журнал «Экономика и жизнь»
6. Закон РФ «Об адвокатуре»
7. Коммерческое право России: Практикум: Учебное пособие /под ред. Б.И. Пугинского М.: Зерцало М, 2005
8. Конин Н.М. Административное право России: Общая и Особенная части: Курс лекц. – М.: Юристъ, 2004.
9. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.:ИНФРА-М, 2004
10. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: Уч.пос./ под ред. Горфинкеля В.Я.-3-е, перер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
11. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка – М: ЮНИТИ, 2002
12. Российская бизнес-газета
13. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов/ под ред. В.С. Гусева.-2-е издание– СПб:Питер, 2004
Тема 7. Организационно-экономические особенности использования отдельных видов сделок (факторинг, комиссия, бытовой подряд, возмездное оказание услуг и др.) в деятельности предприятий сервиса.
Понятие договора комиссии. Выгоды и недостатки в его заключении. Дата отгрузки, момент оказания услуги комитенту, товаросопроводительные документы и отчет комиссионера. Участие и не участие комиссионера в расчетах. Порядок получения товароматериальных ценностей. Организационно-экономические особенности использования факторинга в деятельности предприятий сервиса. Отсрочка платежа, кредит, дефицитом денежных средств на закупку сырья или товаров для перепродажи и факторинг. Факторинг и его преимущества. Факторинг и порядок перехода права собственности на товар в момент получения товара потребителем либо при отгрузке первому грузоперевозчику. Типы и задачи Коллекторных агентств. Договора на оказание возмездных, информационных, консультационных услуг и расходы на них. Понятие конечного результата услуги. Структура и содержание первичного документа,
Практическое занятие:
Оформление договора на Факторинг. Оформление договоров и первичных документов на оказание возмездных услуг (консультационных, правовых, образовательных, медицинских). Формирование сметы расходов на консультационное и другие виды обслуживания. Составление договора комиссии и сопутствующие документы у комиссионера и комитента.
Тема 8. Организация работы при подготовке, изменениях и расторжениях договоров в практике деятельности предприятий сервиса. Толкование нормативных документов.
Причины расторжения договоров могут быть самые различные. Оформление документов при возврате товара. Состав, порядок оформления и предъявления претензий и соглашений о расторжении договора. Понятие ассортимента. Документы по возврату товара и понятие «обратная реализация. Структура претензии покупателя. Толкование нормативного документа. Нормативный документ и его смысл. Приемы толкования документов: грамматический, логический, систематический и исторический. Последовательность их применения. Совокупность приемов толкования по его объему: адекватное, ограничительное и расширительное.
Практическое занятие:
Оформление документов при возврате товара. Состав, порядок оформления и предъявления претензий и соглашений о расторжении договора. Рассмотрение претензии покупателя.
Тема 9. Организационно-нормативные особенности взаимодействия предприятий сферы сервиса с федеральными государственными контрольными службами.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФСЗПЧ) ее функции, права и обязанности, территориальные органы и система взаимодействия с другими органами власти, местного самоуправления, общественными и иными организациями. Порядок проведения экспертиз сырья и пищевых продуктов, товаров и производств. Взаимоотношения со службой по финансовому мониторингу, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), с налоговой службой. Федеральная налоговая служба и её задачи, права и обязанности. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и конкурентная борьба. Рекламная безопасность бизнеса в сфере сервиса.
Практическое занятие:
Рассмотрение практических ситуаций на порядок проведения экспертиз сырья и пищевых продуктов, порядок проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. Анализ характерных признаков операций, по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма. Определение и оформление документов по причинённому ущербу.
Тема 10. Организационно-экономические особенности деятельности малых и средних предприятий в мировой практике.
Особенности использования международных стандартов управления качеством услуг в практике работы предприятий сервиса на современном этапе. Особенности использования международных стандартов управления качеством услуг в практике работы предприятий сервиса на современном этапе.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Малые предприятия в РФ и за рубежом: история, состояние и перспективы.
2. Отличительные особенности РФ при внедрении международной системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9000.
3. Уровень развития бизнес-процесса в РФ и переход на условия интеграции различных систем управления.
4. Методы обеспечения качества, стимулирования, контроля результатов.
Литература:
1. Стандарты ISO.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов – М.:ИНФРА-М, 2000
3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.:ИНФРА-М, 2004
4. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка – М: ЮНИТИ, 2002
5. Коммерческое право России: Практикум: Учебное пособие /под ред. Б.И. Пугинского М.: Зерцало М, 2005
6. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: Уч.пос./ под ред. Горфинкеля В.Я.-3-е,перер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
7. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов/ под ред. В.С. Гусева.-2-е издание– СПб:Питер, 2004
8. журнал «Право и экономика»
9. журнал «Экономика и управление»
10. Российская бизнес-газета
11. журнал «Экономика и жизнь»
Тема 11. Виды ущерба интересам предпринимательской деятельности в сфере сервиса и порядок расчёта.
Понятие убытков и упущенной выгоды по законодательству РФ. Порядок расчёта убытков (упущенной выгоды) нарушениями хозяйственных связей. Порядок возмещения убытков. Виды расходов и неполученных доходов потерпевшей стороны. Размер ущерба (убытков) и действовавшие у потерпевшей стороны нормы, нормативы, цены, тарифы и др. Виды выплат и компенсаций за причинение морального, физического и материального вреда, установленные трудовым, гражданским, страховым и налоговым законодательством. Определение размеров компенсации морального вреда. Компенсация морального, физического и материального вреда выплачивается за счет средств причинителя вреда. Ложные обвинения в адрес фирм и предпринимателей. Репутации фирмы и компрометирующая информация в СМИ и Интернете. Размер ущерба и убытков при производственных травмах и профессиональных заболеваниях. Экономические категории охраны труда на производстве: причины и следствия. Экономические потери отдельных лиц в результате производственных травм и группы риска работников.
Практическое занятие:
Расчёт убытков (упущенной выгоды) нарушениями хозяйственных связей. Расчёт сумм расходов и неполученных доходов потерпевшей стороны. Расчёт выплат и компенсаций за причинение морального, физического и материального вреда, установленные трудовым, гражданским, страховым и налоговым законодательством. Определение размера ущерба и убытков при производственных травмах и профессиональных заболеваниях.
Тема 12. Регламентация деятельности предприятий сервиса.
Внутренние нормативные документы и их влияние на систему организации, упорядочения и согласования всех сторон деятельности. Структура и задачи основных документов предприятия: устав, положение, регламент, инструкция, правила, расписание и договор. Порядок разработки, утверждения, внесения изменений, согласования, доведения до исполнителей и контроля исполнения. Порядок оформления устных и письменных решений: резолюция, приказ, указание и протокол.
Практическое занятие:
Анализ примеров основных документов предприятия: устава, положения, регламента, инструкции, правил, расписаний и договоров.
Теме 13. Организация защиты персонала и бизнеса от недобросовестных конкурентов в сфере сервиса.
Принципы защиты договорной деятельности и способы мошенничества в сфере сервиса. Опыт эффективного проведения общепрофилактических мероприятий на потребительском рынке. Анализ информации о фактах биографии, образе жизни и деятельности лиц, принимаемых на работу. Оперативно-профилактические мероприятия и их цель. Объекты индивидуального профилактического воздействия: лица, имеющие доступ к документам, информации, товарно-материальным ценностям. Подготовка к совершению коммерческого мошенничества. Классификация мошеннических действий по различным признакам и видам. Приёмы присвоения похищенного имущества и уклонения от ответственности. Направления сотрудничества в предпринимательской деятельности в сфере сервиса и защита собственности партнёров. Источники фактических данных о признаках уголовного преступления в экономической сфере. Права правоохранительных органов в проведении оперативно-розыскных мероприятий и их виды. Гостайна: правила отнесения сведений, составляющих гостайну, к различным степеням секретности. Служебная и коммерческая тайна. Перечень сведений конфиденциального характера. Порядок оформления конфиденциальных документов.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
─ повторение и углубленное изучение лекционного материала;
─ подготовку к семинарским занятиям;
- решение практических задач и подготовку к практическим занятиям с использованием пакетов прикладных программ («Консультант-Плюс»; «Гарант»; «Кодекс»; система моделирования имитации экономических систем «Сильвер»; «1С: предприятие»; инвестиционный пакет «Альт-Инвест»);
─ подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
─ опрос на семинарских и практических занятиях;
─ выполнение контрольных заданий и задач;
─ рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная:
1. Гражданский кодекс РФ : в 3 ч. – М. : ЮРКНИГА, 2005.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М. : ООО «ВИТРЕМ», 2005.
3. Налоговый кодекс РФ : в 3 ч. – М. : Эксмо, 2006.
4. Трудовой кодекс РФ. – М. : Омега-Л, 2005.
Основная:
1. Горемыкин, В. А. Экономика недвижимости : учеб. пособие / В. А. Горемыкин. - 4-е изд., перераб. – М. : Высшее образование, 2006.
2. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста. - М. : ИНФРА-М, 2004.
3. Предпринимательство : учебник / под ред. М. Г. Лапусты. – 4-е изд.. испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007.
Дополнительная:
1. Воробьев, С. Н. Управление рисками в препринимательстве / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2007.
2. Коммерческое право России : практикум / под ред. Б. И. Пугинского. - М. : Зерцало-М, 2006.
3. Конин, Н. М. Административное право России : Общая и Особенная части : учеб. пособие / Н. М. Конин. – М. : Юристъ, 2004.
4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление : учеб. пособие / под ред.
В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5. Одинцов, А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства : учеб. пособие / А. А. Одинцов. – М. : Академия, 2006.
6. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / под ред. В. С. Гусева.-2-е изд. – СПб. : Питер, 2004.
Периодическая:
1. Право и экономика : журнал.
2. Экономика и управление : журнал.
3. Российская бизнес-газета : газета.
4. Экономика и жизнь : журнал.
Составитель: к.э.н., проф. кафедры «Экономика и управления предприятиями сервиса» Л.Ф. Тывин.
Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управления предприятиями сервиса» М.К. Авьерино.