Графическое моделирование в менеджменте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование компетентного современного специалиста, способного выполнять работу по управлению производством как в отраслевых органах, так и в объединениях и фирмах различных организационно – правовых форм.
Задачи дисциплины – научить студентов:
– приемам и навыкам процесса преобразования научного знания (явления, процесса) из описательной формы логического мышления в наглядно – образную с помощью особого метода графики;
– формам и методам практического использования графического моделирования в процессе управления;
– усвоению современных подходов и методов управления с помощью графических форм восприятия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Графическое моделирование менеджмента» студент должен:
· знать:
- тенденции развития систем и методов креативного управления;
- сущность и целевое назначение графического моделирования;
- структурные характеристики технологического процесса графического моделирования;
- способы проектирование работы и организации;
- основные способы и методы принятия управленческих решений.
· уметь:
- определять основные составляющие элементы систем управления организацией;
- использовать технологию построения таблицы решений;
- применять техники исполнения графических форм, используемых в управлении;
- разрабатывать карты и схемы сетевого мышления
· получить навыки:
- применить на практике все методы и формы управления предприятием.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Основы креативного менеджмента | - | - | - | |||
2. | Сущность и целевое назначение графического моделирования | - | - | - | |||
3. | Виды форм графического исполнения и их назначение | - | - | ||||
4. | Технология графического моделирования. | - | - | ||||
5. | Формы и методы графического моделирования в менеджменте | - | - | ||||
6. | Табличная техника решений | - | - | ||||
7. | Графические методы оперативного управления | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Основы креативного менеджмента
Генезис творческого мышления. Синтез творческих процессов. Карты и схемы сетевого мышления. Техника индивидуального труда.
Тема 2. Сущность и целевое назначение графического моделирования
Графическое моделирование как особый способ обеспечения качества коммуникации в управлении. Роль графического моделирования в менеджменте. Усвоение и барьерные причины потери информации в процессе делового общения.
Тема 3. Виды форм графического исполнения и их назначение
Классификация форм графического исполнения. Характеристика ценового назначения форм графического исполнения. Особенности исполнения графического моделирования в управлении.
Практическое занятие 1:
Практическое применение техники исполнения графических форм, используемых в управлении.
Практическое занятие 2:
Интерпретация графического образа.
Тема 4. Технология графического моделирования
Структурная характеристика технологического процесса графического моделирования. Интерпретация графического образа. Графический словарь и техника его формирования.
Практическое занятие 1:
Формирование иллюстративной модели технологического процесса графического моделирования.
Практическое занятие 2:
Практическое разграничение структурных этапов технологического процесса графического моделирования.
Тема 5. Формы и методы графического моделирования в менеджменте
Методы графирования в управлении производством. Формы графического моделирования с использованием технических средств.
Практическое занятие:
Практическое использование графических методов управления.
Тема 6. Табличная техника решений
Характеристика таблиц для принятия решений. Структурные элементы таблицы принятия решений. Виды таблицы решений. Технология построения таблицы решений.
Практическое занятие:
Практическое построение табличных форм.
Тема 7. Графические методы оперативного управления
Графики Ганта, вилка Кнеппеля, линия баланса. Номограммы и их целевое назначение в управлении. Технология построения номограмм.
Практическое занятие 1:
Практическое построение графиков Г. Ганта.
Практическое занятие 2:
Практическое построение вилки Кнеппеля.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- анализ практических ситуаций и подготовку к практическим занятиям;
- подготовку к зачету.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
─ опрос на практических занятиях;
─ выполнение контрольных заданий и задач;
─ рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Галенко, В. П. Менеджмент : учебник / В. П. Галенко, А. И. Рахманов, О. А. Страхова. – 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003.
Дополнительная:
1. Беляцкий, Н. П. Интеллектуальный менеджмент : учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – Минск : 2000.
Периодические издания:
1. Проблемы управления : журнал.
2. Российский журнал менеджмента : журнал.
3. Современное управление : журнал.
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» А.И. Рахманов.
Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» И.В. Соболева.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование у студентов базового комплекса теоретических знаний и практических навыков области управления организацией, повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес
Задачи дисциплины – научить студентов:
- эффективно использовать закономерности управленческой науки и основные теории культуры;
- определению понятий, основных положений универсального и культурно-кластерного подходов, культурно-страновому аспекту сравнительного менеджмента;
- основным особенностям управления на «национальном» и «мультинациональном» уровнях;
- уделять должное внимание вопросам управления мотивацией и конструктивно оценивать пути разрешения мотивационных проблем, учитывая национальные особенности коллектива;
- понимать роль менеджера мультинационального коллектива как «коммуникатора» и использовать интерактивную модель в управлении межкультурной коммуникацией;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Сравнительный менеджмент» студент должен:
· знать:
- краткие экономико-географические характеристики и тенденции развития модели организационных культур в разных странах;
- сущность, структурные составляющие межкультурной коммуникации и проблемы «интернационализации» современного менеджмента;
- характерные черты модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза (ЕС) и специфику их развития;
- национальные модели менеджмента ряда ведущих и наиболее продвинутых в этой области стран мира: США, Германии, Франции, Британии, Швеции, Японии, Китая, Южной Кореи;
· уметь:
- планировать деятельность по управлению коммуникативными процессами на предприятии;
- учитывая влияние культурно - странового аспекта на мотивацию персонала использовать практику стимулирования труда, имеющуюся в различных странах;
· получить навыки:
- использовать невербальные каналы коммуникации для приодаления языковых барьеров,
- применять современные информационные и коммуникационные технологии в управлении многонациональной организацией.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Введение. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента | - | - | - | - | |||
Культурав сравнительном менеджменте. Теории и модели культуры | - | - | |||||
Культура и стили руководства | - | - | |||||
Управление мотивацией в сравнительном менеджменте | - | - | |||||
Коммуникации в системе сравнительного менеджмента | - | - | |||||
Современные информационные и коммуникационные технологии в управлении международной корпорацией | - | - | - | ||||
Менеджмент США | - | - | |||||
Менеджмент в Европе | - | - | |||||
Немецкая модель менеджмента | - | - | |||||
Французская модель менеджмента | - | - | |||||
Менеджмент в Великобритании | - | - | |||||
Шведская модель менеджмента | - | - | |||||
Японская модель менеджмента | - | - | |||||
Менеджмент Кореи | - | - | |||||
Китайский менеджмент | - | - | |||||
Глобализация, как источник для поиска резервов повышения эффективности управления бизнесом | - | - | |||||
Всего: | - | ||||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Концептуальные основы, выявляющие общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах. Подходы и методы, используемые на этапе формирования теорий сравнительного менеджмента. Социально-экономический, экологический, поведенческий, кабинетный и эмпирический подходы. Гипотеза Р. Фармера и Б. Ричмена. Модель А. Негандхи и Б. Эстефана. Предмет курса «Сравнительный менеджмент». Возникновение сравнительного менеджмента в России.
Тема 2.Культурав сравнительном менеджменте. Теории и модели культуры
Теории культуры. Универсальный подход. Теория культурных универсалий. Системный подход к культуре. Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана. Модель Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра. Ценностный подход. Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича. Теория внутреннего содержания личности. Теория внутреннего содержания личности. Классификации деловых культур. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры по. Е. Холлому. Монохронные и полихронные культуры. Классификация Р.Льюиса. Моноактивная, полиактивная и реактивная культуры. Классификация деловых культур по типу обработки информации. Классификация X. Триандисом культур по восприятию информации, пооценке (доверию к источнику) и использованию информации, по степени разграничения сформированных групп и их размеру. Исследования Г. Хофстеде. Пять параметров для измерения и сопоставления национальных культур — дистанция власти, избежание неопределенности, соотношение мужественности и женственности, соотношение индивидуализма и коллективизма, кратко- и долгосрочная ориентация, или конфуцианский динамизм. Измерение культуры Ф. Тромпенаарсом. Универсализм — специализация. Окружающая среда. Кластеризация культур. Конвергенция и дивергенция. Влияние межличностных отношений и отношения работников к процессу труда на процесс вестернизации.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние степени индивидуализма и коллективизма на коммуникативные особенности менеджмента.
2. Взаимовлияние культурных характеристик менеджмента на создание межнациональных корпораций.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1 Значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента
2 Проблемы, возникающие при выделении кластеров стран со схожей культурой.
Литература:
1 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.
2 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
3 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
4 Менеджмент сегодня : журнал.
Тема 3. Культура и стили руководства
Теоретические модели управления. Модели Фармера- Ричмена и Негандхи-Прасада. Факторы формирования стиля руководства. Система ценностей. Воздействие системы ценностей на поведение руководителя (слабые и порождающие ценности для определенной группы людей или индивида; принятые, потенциальные и оперативные). Различия в системе ценностей на национальном уровне и ценностей, связанных с личными целями менеджеров. Интенсивность потребностей. Влияние приоритетности и степени удовлетворенности потребностей менеджеров на эффективность функционирования организации. Влияние образа восприятия картины мира на организацию процесса принятия решения и на трудовые отношения. Процесс познания и роль парадигм в этом процессе. Различия в восприятии течения времени. Различия в отношении к риску. Влияние уровня знаний и информированности на стили принятия решений в условиях риска: рациональный (агрессивный) и консервативный стили. Влияние полученного образования на карьерный путь менеджера. Факторы влияющие на искусство межличностного общения и манеру ведения переговорного процесса. Стиль принятия решений. Влияние национальных традиций на особенности процесса принятия решений.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Национальные различия в стилях руководства», «Различие в отношении применения партисипативных методов управления сторонников подходов, которые выделил Дж. Диксон».
Литература:
1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
3 Менеджмент сегодня : журнал.
Тема 4. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
Управление мотивацией в сравнительном менеджменте. Теории подкрепления. Содержательные теории. Процессуальные теории. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе. Возможности использования средств мотивационного роста. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения. Переменные, характеризующие культурный страновый контект ( по Г. Хофстеде), их влияние на мотивационную специфику организации. Практика стимулирования труда в различных странах. Формы стимулирования персонала. Факторы, влияющие на формирование эффективной мотивации в условиях международного менеджмента.
Практическое занятие:
Решение ситуационных задач и выполнение тестовых заданий по теме «Мотивационное воздействие на сотрудников международной фирмы»
Тема 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
Коммуникация как процесс. Классическая модель коммуникации Г. Лассвелла. Интерактивная модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера. Межкультурная коммуникация. Влияние культурных различий в процессе коммуникации. Стили коммуникации (прямой и непрямой стили; искусный, точный и сжатый стили; ситуационный и личностный стили; инструментальный и аффективный стили коммуникации). Коммуникационные потоки. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии. Культурные шумы в коммуникационном процессе. Коммуникация и языковые барьеры. Невербальная коммуникация. Управление кросс-культурной коммуникацией. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе. Улучшение системы обратных связей.
Практическое занятие:
Решение кейсов по внедрению коммуникационные технологий. Разработка и/или улучшение системы обратных связей.
Тема 6. Современные информационные и коммуникационные технологии в управлении международной корпорацией
Централизованная и децентрализованные системы управления информационным обеспечением. Функция координации и её связь с эффективностью коммуникационных технологий. Информационные системы и корпоративные стратегии.
Тема 7. Менеджмент США
Экономико-географическая характеристика. Особенности экономического развития США (финансовые законы, структурная перестройка экономики, социальные законы, региональная политика). Регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Концепция человеческих ресурсов. Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Новые направления развития американской теории менеджмента в период 70-х, 80-х и 90-х гг. XX столетия», «Характерные черты американской модели развития экономики и американского менеджмента, которые могли бы быть полезными в России»
Литература:
1 Погорлецкий, А. И. Экономика зарубежных стран / А. И. Погорлецкий. — СПб. : Питер, 2001.
2 Погорлецкий, А. И Мировая экономика : учеб пособие / А. И. Погорлецкий, В. Г. Шеров-Игнатьев, А. Ю. Цыцырева ; Под ред. С. Ф. Сутырина. - СПб. : Изд-во СПб гос ун-та, 2003.
3 Супян, В. Б. Экономика США / В. Б. Супян. - СПб. : Питер, 2003.
Тема 8. Менеджмент в Европе
Модели экономического развития и роль государства. в экономике стран Европейского союза (ЕС). Группировка стран ЕС по моделям их социально-экономического развития В. Ойкена. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе. Группировка стран Европы по культурным параметрам - страновые кластеры со схожими экономическими и управленческими культурами. Классификация европейских систем менеджмента по Р. Лессему и Ф. Нойбауэру. Типы организационной культуры: классификация Ф. Тромпенаарса. Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления. Концепция евроменеджмента. Критика концепции евроменеджмента. Профиль евроменеджера.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Модели экономического развития характерные для «старых стран» Европейского Союза (ЕС-15)», «Положительные и отрицательные черты англосаксонской неолиберальной модели макроэкономического развития и социального рыночного хозяйства континентальных европейских стран»
Литература:
1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
3 Менеджмент сегодня : журнал.
4 Проблемы управления : журнал.
Тема 9. Немецкая модель менеджмента
Общая характеристика экономики Германии. Послевоенный период: становление социального рыночного хозяйства и экономическая конкуренция Западной и Восточной Германий. Актуальные проблемы немецкой модели социального рыночного хозяйства Уроки немецкой модели развития. Немецкая деловая культура и стиль управления. Модель менеджмента. Особенности немецкой модели менеджмента. Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны. Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны и, наоборот — импорта зарубежных моделей менеджмента в Германию», «Сравнительный анализ немецкой модели менеджмента с другими национальными моделями управления. Достоинства и недостатки немецкого менеджмента»
Литература:
1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
3 Менеджмент сегодня : журнал.
Тема 10. Французская модель менеджмента
Экономика Франции. Особенности макроэкономической модели развития Франции. Французская модель менеджмента. Особенности французской деловой культуры. Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров. Статус менеджера. Профили французских менеджеров и управленческая карьера. Стиль управления и коммуникация во французской организации. Лидерство и французская организация. Принятие решений.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Сравнительный анализ эффективности государственного и частного предпринимательства во Франции», «Элементы французского менеджмента, которые вы бы порекомендовали использовать в деятельности российских компаний»
Литература:
1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
3 Менеджмент сегодня : журнал.
Тема 11. Менеджмент в Великобритании
Общая характеристика страны. Особенности макроэкономической модели развития Великобритании. Модель менеджмента. Индивидуализм в британской деловой культуре. Влияние классовой структуры общества на производственные отношения. Проблемы уровня менеджмента и системы подготовки менеджеров в Великобритании. Профессиональный менеджмент и персональный капитализм в Великобритании. Проблемы повышения квалификации работников. Деловая организация. Стиль принятия решений. Профиль британских менеджеров. Британские структуры управления и коммуникация. Британский стиль управления.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Отличительные черты макроэкономической модели развития Великобритании», «Особенности индивидуализма в британской деловой культуре»
Литература:
1 Мясоедов, С. П. Основы кросс-культурного менеджмента : Как вести бизнес с представителями других стран и культур / С. П. Мясоедов. — М. : Дело, 2003.
2 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.
3 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
4 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
5 Менеджмент сегодня : журнал.
Тема 12. Шведская модель менеджмента
Скандинавская модель экономики. Шведская модель менеджмента. Ценности шведской культуры. Особенности шведской деловой культуры. Стиль менеджмента в шведских организациях. Шведская модель менеджмента и международная практика.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Отличительные особенности скандинавской модели социального рыночного хозяйства», «Особенности принятия решений в шведской компании».
Литература:
1 Мясоедов, С. П. Основы кросс-культурного менеджмента : Как вести бизнес с представителями других стран и культур / С. П. Мясоедов. — М. : Дело, 2003.
2 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.
3 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.
4 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.
5 Менеджмент сегодня : журнал
Тема 13.Японская модель менеджмента
Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Особенности послевоенного развития Японии. Модель развития японской экономики. Информационные технологии в Японии. Японская модель менеджмента. Характерные признаки и особенности японской системы управления. Роль менеджеров в японской системе управления. Возможности использования японской модели менеджмента в других странах. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК: столкновение национальных деловых культур. Новые тенденции в эволюции японского менеджмента. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX—XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления.
Семинарское занятие:
Доклады на тему «Роль государственного сектора экономики в экстенсивном развитии всех организационных форм хозяйствования Японии»
Литература:
1 Бок, З. К. Экономика Японии. Какая она? / Бок Зи Коу – М. : Экономика, 2002.
2 Куликов, Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Г. В. Куликов. – М. : Экономика, 2000.
3 Пшенников, В. В. Японский менеджмент. Уроки для нас : научно-популярное издание /
В. В. Пшенников. - М. : изд. "Япония сегодня", 2000.
4 Дружинин, Н. Л. Япония : экономическое чудо / Н. Л.Дружинин. — СПб. : Питер, 2003.
Тема 14.Менеджмент Кореи
Общая характеристика экономики Республики Корея. Корейский менеджмент. Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная корейская модель менеджмента.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Особенности экономического развития стран региона Юго-Восточной Азии», «Какие положительные черты модели управления Кореи могут быть адаптированы к российским условиям?»
Литература:
1 Асмолов, К. Административная культура Южной Кореи // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6. — С. 37-44.
2 Ланьков, А. Н. Корея : будни и праздники / А. Н. Ланьков. — М. : Межд. отношения, 2000.
3 Фукуяма, Ф. Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. — М. : ООО «Издательство "ACT"» : ЗАО «НПП "Ермак"», 2004.
Тема 15.Китайский менеджмент
Общая характеристика. Модель экономического развития Китайской Народной Республики (КНР). Оценка эффективности китайской модели экономики. Китайский менеджмент. Особенности китайской деловой культуры. Роль guanxi в управленческой и деловой практике. Семейное предпринимательство и семейный менеджмент. Государственные предприятия и менеджмент. Профиль китайского менеджера. Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. Обучение за рубежом. Роль зарубежной китайской диаспоры. Тенденции в развитии китайской модели менеджмента.
Семинарское занятие:
Доклады на темы: «Точки развития сотрудничества российского предпринимательства с представителями китайского бизнеса», «Схожие черты и особенности китайского и российского менеджмента»
Литература:
1 Селищев, А. С. Китайская экономика в XXI веке / А. С Селищев, Н. С. Селищев. — СПб. : Питер, 2004.
2 Малявин, В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В. Малявин. — М. : «Европа», 2005.
3 Фукуяма, Ф. Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. — М. : ООО «Издательство "ACT"» : ЗАО «НПП "Ермак"», 2004.
Тема 16.Глобализация, как источник для поиска резервов повышения эффективности управления бизнесом
Глобальная экономика - новая модель развития традиционной мировой экономики. Информационно-коммуникационная революция конца XX столетия. Повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес.
Практическое занятие:
Разработка коммуникационной модели для сотрудников международной фирмы с учетом их национальных особенностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- анализ практических ситуаций и подготовку к семинарским занятиям;
- подготовка к экзамену.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Подходы и методы, используемые на этапе формирования теорий сравнительного менеджмента.
2. Влияние аутсорсинга на развитие экономики США в начале XXI в.
3. Особенности экономико-географического положения США в мировом хозяйстве. Позиции, по которым США лидируют в мировой экономике
4. Природно-климатическое и географическое положение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса оказали влияние на становление и развитие системы американского менеджмента.
5. Роль государства в современной американской экономике. Взаимоотношения бизнеса и государства.
6. Четыре стадии эволюции американского менеджмента.
7. Основные составляющие «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта (Великая депрессия 1929-1933 гг.) Почему он оказался столь успешным?
8. Три основных этапа действия в США кейнсианской доктрины регулирования совокупного спроса в послевоенный период.
9. Основные особенности «рейганомики» (1980-е гг.) и «клинтономики» (1990-е гг.) в США.
10. Роль природно-климатических и географических факторов, особенностей развития культуры, религии, философии и науки в формировании немецкой модели менеджмента.
11. Место, которое отводится бюрократии и иерархии в немецкой деловой культуре. В каких случаях они способствуют эффективности деятельности организации, а в каких — препятствуют?
12. Системы стимулирования профессиональной подготовки и повышения квалификации работников и менеджеров в немецких фирмах.
13. Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны и, наоборот — импорта зарубежных моделей менеджмента в Германию.
14. Характерные изменения, внесенные в развитие предпринимательства в Великобритании реформами «железной леди» М. Тэтчер, проведенные в 1980-х гг.
15. Почему в Европейском союзе позиции Великобритании по экономическим вопросам зачастую кардинально отличаются от позиций Германии и Франции?
16. Природно-географические и социально-экономические факторы оказали решающее воздействие на становление и развитие модели менеджмента в Великобритании.
17. Система взаимодействия бизнеса и государства во Франции. Влияние государства на французскую модель управления.
18. Особенности системы подготовки управленческих кадров во Франции.
19. Статус менеджера во Франции. Деловая карьера французского менеджера
20. Какова роль государства в экономике Японии.
21. Как выстраивается в Японии взаимодействие бизнеса и государства на рубеже XX и XXI вв.
22. Роль американской оккупационной армии в период проведения послевоенных реформ в японской экономике
23. Роль американского менеджмента в становлении и развитии японской модели менеджмента.
24. Японские реформы второй половины 1940-х гг. Почему они считаются одними из самых успешных в мировой практике рыночных преобразований?
25. Современные экономические трудности, которые переживает Япония. Почему японская модель управления в начале XXI в. претерпевает кризис?
26. Особенности современного экономического развития КНР. Возможность развития рыночных отношений под контролем коммунистической партии.
27. Превратить Китай в «производственную мастерскую мира», мирового лидера по темпам экономического роста и объему привлеченных инвестиции
28. Государственная промышленная и внешнеэкономическая политика в период индустриализации стран Юго-Восточной Азии.
29. Характер взаимодействия бизнеса и государства в странах Юго-Восточной Азии в настоящее время.
30. Факторы, обеспечивающие высокую степень конкурентоспособности Республики Корея в ряде отраслей информационной экономики.
31. Сравнительный анализ китайского и российского путей экономического развития. Положительные черты китайской модели, которые могли бы быть использованы при реформировании отечественной экономики и опыт, который не следует копировать.
32. Оценка системы подготовки управленческих кадров в Китае.
33. Положительные черты модели управления Кореи, которые могут быть адаптированы к российским условиям.
34. Общие черты и отличия между корейской и японской моделями менеджмента.
35. Основные черты корейской деловой культуры с использованием индексов Г. Хофстеде.
36. Иерархия в корейском мировосприятии.
37. Роль высшего образования в современном корейском обществе.
38. Традиционная трудовая этика корейцев.
39. Отношения между деловой организацией и наемным работником в Корее.
40. Особенности китайского семейного предпринимательства.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских и практических занятиях;
- выполнение контрольных заданий и задач;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Особенность подхода Дж. Рокича к изучению феномена культуры. Теория базовых и инструментальных ценностей.
2. Типология внутреннего содержания личности в теории культуры
3. Классификации деловых культур по Е. Холлому.
4. Критерии классификации деловых культур Р. Льюиса в отношении ко времени.
5. Сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарсом
6. Значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента
7. Проблемы, которые осложняют выделение кластеров стран со схожей