Графическое моделирование в менеджменте

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины – формирование компетентного современного специалиста, способного выполнять работу по управлению производством как в отраслевых органах, так и в объединениях и фирмах различных организационно – правовых форм.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– приемам и навыкам процесса преобразования научного знания (явления, процесса) из описательной формы логического мышления в наглядно – образную с помощью особого метода графики;

– формам и методам практического использования графического моделирования в процессе управления;

– усвоению современных подходов и методов управления с помощью графических форм восприятия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Графическое моделирование менеджмента» студент должен:

· знать:

- тенденции развития систем и методов креативного управления;

- сущность и целевое назначение графического моделирования;

- структурные характеристики технологического процесса графического моделирования;

- способы проектирование работы и организации;

- основные способы и методы принятия управленческих решений.

· уметь:

- определять основные составляющие элементы систем управления организацией;

- использовать технологию построения таблицы решений;

- применять техники исполнения графических форм, используемых в управлении;

- разрабатывать карты и схемы сетевого мышления

· получить навыки:

- применить на практике все методы и формы управления предприятием.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Основы креативного менеджмента - - -
2. Сущность и целевое назначение графического моделирования - - -
3. Виды форм графического исполнения и их назначение - -
4. Технология графического моделирования. - -
5. Формы и методы графического моделирования в менеджменте - -
6. Табличная техника решений - -
7. Графические методы оперативного управления - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Основы креативного менеджмента

Генезис творческого мышления. Синтез творческих процессов. Карты и схемы сетевого мышления. Техника индивидуального труда.


Тема 2. Сущность и целевое назначение графического моделирования

Графическое моделирование как особый способ обеспечения качества коммуникации в управлении. Роль графического моделирования в менеджменте. Усвоение и барьерные причины потери информации в процессе делового общения.

Тема 3. Виды форм графического исполнения и их назначение

Классификация форм графического исполнения. Характеристика ценового назначения форм графического исполнения. Особенности исполнения графического моделирования в управлении.

Практическое занятие 1:

Практическое применение техники исполнения графических форм, используемых в управлении.

Практическое занятие 2:

Интерпретация графического образа.

Тема 4. Технология графического моделирования

Структурная характеристика технологического процесса графического моделирования. Интерпретация графического образа. Графический словарь и техника его формирования.

Практическое занятие 1:

Формирование иллюстративной модели технологического процесса графического моделирования.

Практическое занятие 2:

Практическое разграничение структурных этапов технологического процесса графического моделирования.

Тема 5. Формы и методы графического моделирования в менеджменте

Методы графирования в управлении производством. Формы графического моделирования с использованием технических средств.

Практическое занятие:

Практическое использование графических методов управления.

Тема 6. Табличная техника решений

Характеристика таблиц для принятия решений. Структурные элементы таблицы принятия решений. Виды таблицы решений. Технология построения таблицы решений.

Практическое занятие:

Практическое построение табличных форм.

Тема 7. Графические методы оперативного управления

Графики Ганта, вилка Кнеппеля, линия баланса. Номограммы и их целевое назначение в управлении. Технология построения номограмм.

Практическое занятие 1:

Практическое построение графиков Г. Ганта.

Практическое занятие 2:

Практическое построение вилки Кнеппеля.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- анализ практических ситуаций и подготовку к практическим занятиям;

- подготовку к зачету.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

─ опрос на практических занятиях;

─ выполнение контрольных заданий и задач;

─ рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Галенко, В. П. Менеджмент : учебник / В. П. Галенко, А. И. Рахманов, О. А. Страхова. – 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003.

Дополнительная:

1. Беляцкий, Н. П. Интеллектуальный менеджмент : учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – Минск : 2000.

Периодические издания:

1. Проблемы управления : журнал.

2. Российский журнал менеджмента : журнал.

3. Современное управление : журнал.

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» А.И. Рахманов.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» И.В. Соболева.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины – формирование у студентов базового комплекса теоретических знаний и практических навыков области управления организацией, повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес

Задачи дисциплины – научить студентов:

- эффективно использовать закономерности управленческой науки и основные теории культуры;

- определению понятий, основных положений универсального и культурно-кластерного подходов, культурно-страновому аспекту сравнительного менеджмента;

- основным особенностям управления на «национальном» и «мультинациональном» уровнях;

- уделять должное внимание вопросам управления мотивацией и конструктивно оценивать пути разрешения мотивационных проблем, учитывая национальные особенности коллектива;

- понимать роль менеджера мультинационального коллектива как «коммуникатора» и использовать интерактивную модель в управлении межкультурной коммуникацией;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Сравнительный менеджмент» студент должен:

· знать:

- краткие экономико-географические характеристики и тенденции развития модели организационных культур в разных странах;

- сущность, структурные составляющие межкультурной коммуникации и проблемы «интернационализации» современного менеджмента;

- характерные черты модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза (ЕС) и специфику их развития;

- национальные модели менеджмента ряда ведущих и наиболее продвинутых в этой области стран мира: США, Германии, Франции, Британии, Швеции, Японии, Китая, Южной Кореи;

· уметь:

- планировать деятельность по управлению коммуникативными процессами на предприятии;

- учитывая влияние культурно - странового аспекта на мотивацию персонала использовать практику стимулирования труда, имеющуюся в различных странах;

· получить навыки:

- использовать невербальные каналы коммуникации для приодаления языковых барьеров,

- применять современные информационные и коммуникационные технологии в управлении многонациональной организацией.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Введение. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента - - - -
Культурав сравнительном менеджменте. Теории и модели культуры - -
Культура и стили руководства - -
Управление мотивацией в сравнительном менеджменте - -
Коммуникации в системе сравнительного менеджмента - -
Современные информационные и коммуникационные технологии в управлении международной корпорацией - - -
Менеджмент США - -
Менеджмент в Европе - -
Немецкая модель менеджмента - -
Французская модель менеджмента - -
Менеджмент в Великобритании - -
Шведская модель менеджмента - -
Японская модель менеджмента - -
Менеджмент Кореи - -
Китайский менеджмент - -
Глобализация, как источник для поиска резервов повышения эффективности управления бизнесом - -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Введение. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента

Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Концептуальные основы, выявляющие общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах. Подходы и методы, используемые на этапе формирования теорий сравнительного менеджмента. Социально-экономический, экологический, поведенческий, кабинетный и эмпирический подходы. Гипотеза Р. Фармера и Б. Ричмена. Модель А. Негандхи и Б. Эстефана. Предмет курса «Сравнительный менеджмент». Возникновение сравнительного менеджмента в России.

Тема 2.Культурав сравнительном менеджменте. Теории и модели культуры

Теории культуры. Универсальный подход. Теория культурных универсалий. Системный подход к культуре. Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана. Модель Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра. Ценностный подход. Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича. Теория внутреннего содержания личности. Теория внутреннего содержания личности. Классификации деловых культур. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры по. Е. Холлому. Монохронные и полихронные культуры. Классификация Р.Льюиса. Моноактивная, полиактивная и реактивная культуры. Классификация деловых культур по типу обработки информации. Классификация X. Триандисом культур по восприятию информации, пооценке (доверию к источнику) и использованию информации, по степени разграничения сформированных групп и их размеру. Исследования Г. Хофстеде. Пять параметров для измерения и сопоставления национальных культур — дистанция власти, избежание неопределенности, соотношение мужественности и женственности, соотношение индивидуализма и коллективизма, кратко- и долгосрочная ориентация, или конфуцианский динамизм. Измерение культуры Ф. Тромпенаарсом. Универсализм — специализация. Окружающая среда. Кластеризация культур. Конвергенция и дивергенция. Влияние межличностных отношений и отношения работников к процессу труда на процесс вестернизации.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние степени индивидуализма и коллективизма на коммуникативные особенности менеджмента.

2. Взаимовлияние культурных характеристик менеджмента на создание межнациональных корпораций.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1 Значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента

2 Проблемы, возникающие при выделении кластеров стран со схожей культурой.

Литература:

1 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.

2 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

3 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

4 Менеджмент сегодня : журнал.

Тема 3. Культура и стили руководства

Теоретические модели управления. Модели Фармера- Ричмена и Негандхи-Прасада. Факторы формирования стиля руководства. Система ценностей. Воздействие системы ценностей на поведение руководителя (слабые и порождающие ценности для определенной группы людей или индивида; принятые, потенциальные и оперативные). Различия в системе ценностей на национальном уровне и ценностей, связанных с личными целями менеджеров. Интенсивность потребностей. Влияние приоритетности и степени удовлетворенности потребностей менеджеров на эффективность функционирования организации. Влияние образа восприятия картины мира на организацию процесса принятия решения и на трудовые отношения. Процесс познания и роль парадигм в этом процессе. Различия в восприятии течения времени. Различия в отношении к риску. Влияние уровня знаний и информированности на стили принятия решений в условиях риска: рациональный (агрессивный) и консервативный стили. Влияние полученного образования на карьерный путь менеджера. Факторы влияющие на искусство межличностного общения и манеру ведения переговорного процесса. Стиль принятия решений. Влияние национальных традиций на особенности процесса принятия решений.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Национальные различия в стилях руководства», «Различие в отношении применения партисипативных методов управления сторонников подходов, которые выделил Дж. Диксон».

Литература:

1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

3 Менеджмент сегодня : журнал.

Тема 4. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте

Управление мотивацией в сравнительном менеджменте. Теории подкрепления. Содержательные теории. Процессуальные теории. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе. Возможности использования средств мотивационного роста. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения. Переменные, характеризующие культурный страновый контект ( по Г. Хофстеде), их влияние на мотивационную специфику организации. Практика стимулирования труда в различных странах. Формы стимулирования персонала. Факторы, влияющие на формирование эффективной мотивации в условиях международного менеджмента.

Практическое занятие:

Решение ситуационных задач и выполнение тестовых заданий по теме «Мотивационное воздействие на сотрудников международной фирмы»

Тема 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента

Коммуникация как процесс. Классическая модель коммуникации Г. Лассвелла. Интерактивная модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера. Межкультурная коммуникация. Влияние культурных различий в процессе коммуникации. Стили коммуникации (прямой и непрямой стили; искусный, точный и сжатый стили; ситуационный и личностный стили; инструментальный и аффективный стили коммуникации). Коммуникационные потоки. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии. Культурные шумы в коммуникационном процессе. Коммуникация и языковые барьеры. Невербальная коммуникация. Управление кросс-культурной коммуникацией. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе. Улучшение системы обратных связей.

Практическое занятие:

Решение кейсов по внедрению коммуникационные технологий. Разработка и/или улучшение системы обратных связей.

Тема 6. Современные информационные и коммуникационные технологии в управлении международной корпорацией

Централизованная и децентрализованные системы управления информационным обеспечением. Функция координации и её связь с эффективностью коммуникационных технологий. Информационные системы и корпоративные стратегии.

Тема 7. Менеджмент США

Экономико-географическая характеристика. Особенности экономического развития США (финансовые законы, структурная перестройка экономики, социальные законы, региональная политика). Регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Концепция человеческих ресурсов. Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Новые направления развития американской теории менеджмента в период 70-х, 80-х и 90-х гг. XX столетия», «Характерные черты американской модели развития экономики и американского менеджмента, которые могли бы быть полезными в России»

Литература:

1 Погорлецкий, А. И. Экономика зарубежных стран / А. И. Погорлецкий. — СПб. : Питер, 2001.

2 Погорлецкий, А. И Мировая экономика : учеб пособие / А. И. Погорлецкий, В. Г. Шеров-Игнатьев, А. Ю. Цыцырева ; Под ред. С. Ф. Сутырина. - СПб. : Изд-во СПб гос ун-та, 2003.

3 Супян, В. Б. Экономика США / В. Б. Супян. - СПб. : Питер, 2003.

Тема 8. Менеджмент в Европе

Модели экономического развития и роль государства. в экономике стран Европейского союза (ЕС). Группировка стран ЕС по моделям их социально-экономического развития В. Ойкена. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе. Группировка стран Европы по культурным параметрам - страновые кластеры со схожими экономическими и управленческими культурами. Классификация европейских систем менеджмента по Р. Лессему и Ф. Нойбауэру. Типы организационной культуры: классификация Ф. Тромпенаарса. Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления. Концепция евроменеджмента. Критика концепции евроменеджмента. Профиль евроменеджера.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Модели экономического развития характерные для «старых стран» Европейского Союза (ЕС-15)», «Положительные и отрицательные черты англосаксонской неолиберальной модели макроэкономического развития и социального рыночного хозяйства континентальных европейских стран»

Литература:

1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

3 Менеджмент сегодня : журнал.

4 Проблемы управления : журнал.

Тема 9. Немецкая модель менеджмента

Общая характеристика экономики Германии. Послевоенный период: становление социального рыночного хозяйства и экономическая конкуренция Западной и Восточной Германий. Актуальные проблемы немецкой модели социального рыночного хозяйства Уроки немецкой модели развития. Немецкая деловая культура и стиль управления. Модель менеджмента. Особенности немецкой модели менеджмента. Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны. Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны и, наоборот — импорта зарубежных моделей менеджмента в Германию», «Сравнительный анализ немецкой модели менеджмента с другими национальными моделями управления. Достоинства и недостатки немецкого менеджмента»

Литература:

1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

3 Менеджмент сегодня : журнал.

Тема 10. Французская модель менеджмента

Экономика Франции. Особенности макроэкономической модели развития Франции. Французская модель менеджмента. Особенности французской деловой культуры. Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров. Статус менеджера. Профили французских менеджеров и управленческая карьера. Стиль управления и коммуникация во французской организации. Лидерство и французская организация. Принятие решений.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Сравнительный анализ эффективности государственного и частного предпринимательства во Франции», «Элементы французского менеджмента, которые вы бы порекомендовали использовать в деятельности российских компаний»

Литература:

1 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

2 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

3 Менеджмент сегодня : журнал.

Тема 11. Менеджмент в Великобритании

Общая характеристика страны. Особенности макроэкономической модели развития Великобритании. Модель менеджмента. Индивидуализм в британской деловой культуре. Влияние классовой структуры общества на производственные отношения. Проблемы уровня менеджмента и системы подготовки менеджеров в Великобритании. Профессиональный менеджмент и персональный капитализм в Великобритании. Проблемы повышения квалификации работников. Деловая организация. Стиль принятия решений. Профиль британских менеджеров. Британские структуры управления и коммуникация. Британский стиль управления.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Отличительные черты макроэкономической модели развития Великобритании», «Особенности индивидуализма в британской деловой культуре»

Литература:

1 Мясоедов, С. П. Основы кросс-культурного менеджмента : Как вести бизнес с представителями других стран и культур / С. П. Мясоедов. — М. : Дело, 2003.

2 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.

3 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

4 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

5 Менеджмент сегодня : журнал.

Тема 12. Шведская модель менеджмента

Скандинавская модель экономики. Шведская модель менеджмента. Ценности шведской культуры. Особенности шведской деловой культуры. Стиль менеджмента в шведских организациях. Шведская модель менеджмента и международная практика.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Отличительные особенности скандинавской модели социального рыночного хозяйства», «Особенности принятия решений в шведской компании».

Литература:

1 Мясоедов, С. П. Основы кросс-культурного менеджмента : Как вести бизнес с представителями других стран и культур / С. П. Мясоедов. — М. : Дело, 2003.

2 Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент / С. Э. Пивоваров, Л. С Тарасевич,
А. И. Майзель ; Под ред. С. Э. Пивоварова. - СПб. : Питер, 2005.

3 Пивоваров, С. Э.Сравнительный менеджмент / С. Э. Пивоваров. — СПб. : Питер, 2006.

4 Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

5 Менеджмент сегодня : журнал

Тема 13.Японская модель менеджмента

Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Особенности послевоенного развития Японии. Модель развития японской экономики. Информационные технологии в Японии. Японская модель менеджмента. Характерные признаки и особенности японской системы управления. Роль менеджеров в японской системе управления. Возможности использования японской модели менеджмента в других странах. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК: столкновение национальных деловых культур. Новые тенденции в эволюции японского менеджмента. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX—XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления.

Семинарское занятие:

Доклады на тему «Роль государственного сектора экономики в экстенсивном развитии всех организационных форм хозяйствования Японии»

Литература:

1 Бок, З. К. Экономика Японии. Какая она? / Бок Зи Коу – М. : Экономика, 2002.

2 Куликов, Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Г. В. Куликов. – М. : Экономика, 2000.

3 Пшенников, В. В. Японский менеджмент. Уроки для нас : научно-популярное издание /
В. В. Пшенников. - М. : изд. "Япония сегодня", 2000.

4 Дружинин, Н. Л. Япония : экономическое чудо / Н. Л.Дружинин. — СПб. : Питер, 2003.

Тема 14.Менеджмент Кореи

Общая характеристика экономики Республики Корея. Корейский менеджмент. Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная корейская модель менеджмента.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Особенности экономического развития стран региона Юго-Восточной Азии», «Какие положительные черты модели управления Кореи могут быть адаптированы к российским условиям?»

Литература:

1 Асмолов, К. Административная культура Южной Кореи // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6. — С. 37-44.

2 Ланьков, А. Н. Корея : будни и праздники / А. Н. Ланьков. — М. : Межд. отношения, 2000.

3 Фукуяма, Ф. Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. — М. : ООО «Издательство "ACT"» : ЗАО «НПП "Ермак"», 2004.

Тема 15.Китайский менеджмент

Общая характеристика. Модель экономического развития Китайской Народной Республики (КНР). Оценка эффективности китайской модели экономики. Китайский менеджмент. Особенности китайской деловой культуры. Роль guanxi в управленческой и деловой практике. Семейное предпринимательство и семейный менеджмент. Государственные предприятия и менеджмент. Профиль китайского менеджера. Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. Обучение за рубежом. Роль зарубежной китайской диаспоры. Тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

Семинарское занятие:

Доклады на темы: «Точки развития сотрудничества российского предпринимательства с представителями китайского бизнеса», «Схожие черты и особенности китайского и российского менеджмента»

Литература:

1 Селищев, А. С. Китайская экономика в XXI веке / А. С Селищев, Н. С. Селищев. — СПб. : Питер, 2004.

2 Малявин, В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В. Малявин. — М. : «Европа», 2005.

3 Фукуяма, Ф. Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. — М. : ООО «Издательство "ACT"» : ЗАО «НПП "Ермак"», 2004.

Тема 16.Глобализация, как источник для поиска резервов повышения эффективности управления бизнесом

Глобальная экономика - новая модель развития традиционной мировой экономики. Информационно-коммуникационная революция конца XX столетия. Повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес.

Практическое занятие:

Разработка коммуникационной модели для сотрудников международной фирмы с учетом их национальных особенностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- анализ практических ситуаций и подготовку к семинарским занятиям;

- подготовка к экзамену.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Подходы и методы, используемые на этапе формирования теорий сравнительного менеджмента.

2. Влияние аутсорсинга на развитие экономики США в начале XXI в.

3. Особенности экономико-географического положения США в мировом хозяйстве. Позиции, по которым США лидируют в мировой экономике

4. Природно-климатическое и географическое положение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса оказали влияние на становление и развитие системы американского менеджмента.

5. Роль государства в современной американской экономике. Взаимоотношения бизнеса и государства.

6. Четыре стадии эволюции американского менеджмента.

7. Основные составляющие «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта (Великая депрессия 1929-1933 гг.) Почему он оказался столь успешным?

8. Три основных этапа действия в США кейнсианской доктрины регулирования совокупного спроса в послевоенный период.

9. Основные особенности «рейганомики» (1980-е гг.) и «клинтономики» (1990-е гг.) в США.

10. Роль природно-климатических и географических факторов, особенностей развития культуры, религии, философии и науки в формировании немецкой модели менеджмента.

11. Место, которое отводится бюрократии и иерархии в немецкой деловой культуре. В каких случаях они способствуют эффективности деятельности организации, а в каких — препятствуют?

12. Системы стимулирования профессиональной подготовки и повышения квалификации работников и менеджеров в немецких фирмах.

13. Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны и, наоборот — импорта зарубежных моделей менеджмента в Германию.

14. Характерные изменения, внесенные в развитие предпринимательства в Великобритании реформами «железной леди» М. Тэтчер, проведенные в 1980-х гг.

15. Почему в Европейском союзе позиции Великобритании по экономическим вопросам зачастую кардинально отличаются от позиций Германии и Франции?

16. Природно-географические и социально-экономические факторы оказали решающее воздействие на становление и развитие модели менеджмента в Великобритании.

17. Система взаимодействия бизнеса и государства во Франции. Влияние государства на французскую модель управления.

18. Особенности системы подготовки управленческих кадров во Франции.

19. Статус менеджера во Франции. Деловая карьера французского менеджера

20. Какова роль государства в экономике Японии.

21. Как выстраивается в Японии взаимодействие бизнеса и государства на рубеже XX и XXI вв.

22. Роль американской оккупационной армии в период проведения послевоенных реформ в японской экономике

23. Роль американского менеджмента в становлении и развитии японской модели менеджмента.

24. Японские реформы второй половины 1940-х гг. Почему они считаются одними из самых успешных в мировой практике рыночных преобразований?

25. Современные экономические трудности, которые переживает Япония. Почему японская модель управления в начале XXI в. претерпевает кризис?

26. Особенности современного экономического развития КНР. Возможность развития рыночных отношений под контролем коммунистической партии.

27. Превратить Китай в «производственную мастерскую мира», мирового лидера по темпам экономического роста и объему привлеченных инвестиции

28. Государственная промышленная и внешнеэкономическая политика в период индустриализации стран Юго-Восточной Азии.

29. Характер взаимодействия бизнеса и государства в странах Юго-Восточной Азии в настоящее время.

30. Факторы, обеспечивающие высокую степень конкурентоспособности Республики Корея в ряде отраслей информационной экономики.

31. Сравнительный анализ китайского и российского путей экономического развития. Положительные черты китайской модели, которые могли бы быть использованы при реформировании отечественной экономики и опыт, который не следует копировать.

32. Оценка системы подготовки управленческих кадров в Китае.

33. Положительные черты модели управления Кореи, которые могут быть адаптированы к российским условиям.

34. Общие черты и отличия между корейской и японской моделями менеджмента.

35. Основные черты корейской деловой культуры с использованием индексов Г. Хофстеде.

36. Иерархия в корейском мировосприятии.

37. Роль высшего образования в современном корейском обществе.

38. Традиционная трудовая этика корейцев.

39. Отношения между деловой организацией и наемным работником в Корее.

40. Особенности китайского семейного предпринимательства.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских и практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенность подхода Дж. Рокича к изучению феномена культуры. Теория базовых и инструментальных ценностей.

2. Типология внутреннего содержания личности в теории культуры

3. Классификации деловых культур по Е. Холлому.

4. Критерии классификации деловых культур Р. Льюиса в отношении ко времени.

5. Сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарсом

6. Значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента

7. Проблемы, которые осложняют выделение кластеров стран со схожей

Наши рекомендации