Деятельности хозяйствующих субъектов
Формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов подразделяют на экономические и правовые.
Экономические методы государственного регулирования условно можно подразделить на две группы:
1. методы прямого регулирования – налогообложение; предоставление льгот, субвенций, целевой помощи регионам и отраслям, гарантий, государственного заказа; протекционизм (по отношению к отечественным товаропроизводителям); осуществление целевых программ социально-экономической направленности и пр.
2. методы нормативного воздействия – законотворчество в экономической сфере как способ установления норм взаимодействия хозяйствующих субъектов, межбюджетное взаимодействие центра и субъектов, формирование отношений, связанных с управлением собственностью. С одной стороны, это акционеры должника, которые ослабили контроль за деятельностью наемного работника – менеджера, систематически не выполняли требований к организации данных отношений, диктуемых рынком, с другой – это отношения с кредиторами, предоставившими дополнительные ресурсы для развития хозяйствующего субъекта.
Особая роль среди методов государственного регулирования экономики принадлежит методам программно-целевого управления. На их базе проводятся структурные преобразования экономики. Речь идет о целевом формировании прежде всего инфраструктурных компонентов рыночной экономики.
Антикризисное управление – это система взаимосвязанных методов и приемов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений. Антикризисное управление отличается от традиционных форм, методов и технологий менеджмента. Эти отличия объясняются основной целью антикризисного управления – обеспечением устойчивого положения предприятия на рынке в любой экономической, социальной и политической ситуации.
В ходе антикризисного управления применяются такие методы, которые позволяют устранить временные финансовые затруднения и решить текущие проблемы фирмы. Главное в антикризисном управлении – своевременная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных программ.
Антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие, даже на грани банкротства можно было бы ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые бы позволили выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.
Антикризисное управление включает в себя комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.
Методы антикризисного регулирования деятельности предприятия следующие:
· превентивные меры по предупреждению кризиса и банкротства;
· финансовое оздоровление субъекта;
· досудебная санация;
· процедура банкротства субъекта.
Современная система антикризисного управления неотделима от стоимостной оценки, позволяющей своевременно предоставлять менеджерам необходимую информацию о динамике стоимости как предприятия в целом, так и отдельных видов активов и обязательств.
Оценивая рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие осваивает новые рынки сбыта.
И напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.
Диагностика финансового состояния предприятия
В антикризисном управлении
Диагностика финансового состояния предприятия осуществляется в следующем порядке:
1. Состояние реализации и производства продукции. Это определяющий показатель состоятельности предприятия, который характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде. Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает в себя изучение динамики произ-водства и реализации продукции, устойчивости ее производства и сбыта, расчетов с потребителями продукции, состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
2. Состав и структура выпускаемой продукции. В состав товарной продукции включаются основная продукция, работы промышленного характера, товары народного потребления, прочая продукция. Структура продукции отображает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.
3. Конкурентоспособность продукции – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик, определяющих преимущества товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов. Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе емкости рынка выпускаемой продукции, ассортимента выпускаемых изделий, определении соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
4. Наличие и эффективность использования производственных ресурсов. Состав производственных ресурсов: трудовые ресурсы, внеоборотные активы, оборотные активы.
Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования должна осуществляться для диагностики социального банкротства, которое выражается в снижении численности, уровня квалификации работников, заработной платы.
В процессе оценки стоимости и структуры внеоборотных активов необходимо определить их удельный вес в стоимости имущества, структуру внеоборотных активов по следующим видам: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения.
Оценка оборотных активов осуществляется с позиций ликвидности и возможности их мобилизации для погашения кредиторской задолженности.
5. Оценка финансового результата деятельности. Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей.
К абсолютным показателям относятся прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая (валовая) прибыль, чистая прибыль. Эти показатели отображают абсолютную прибыль хозяйствования.
К относительным показателям относятся различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала). Эти показатели отображают прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.
Основными задачами оценки финансового результата при диагностике неплатежеспособности являются оценка динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, анализ источников и структуры балансовой прибыли, выявление резервов повышения прибыли и уровня рентабельности.
6. Финансовое состояние предприятия и его финансовая устойчивость. Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отображающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Задачами оценки финансового состояния предприятия являются оценка имущественного состояния предприятия, стоимость, структура и источники формирования имущества, оценка направлений использования финансовых ресурсов, определение показателей финансовой устойчивости и автономности предприятия, оценка платежеспособности.
При диагностике причин неплатежеспособности необходимо сделать акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов от активов, участвующих в производственном процессе, к активам, являющимся нагрузкой на финансовый организм предприятия.
При анализе финансовой устойчивости структура баланса, т. е. соотношение между отдельными разделами актива и пассива баланса предприятия отображает финансовую устойчивость и автономность предприятия на основе расчета следующих финансовых показателей: коэффициента автономии, отношения заемных и привлеченных средств к собственным средствам, степени обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами и т. д.
7. Эффективность управления финансовыми ресурсами позволяет установить причины, степень глубины кризиса, возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.
Все процессы, происходящие в организации, можно подразделить на две группы: управляемые и неуправляемые.
Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них.
Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить по тем или иным причинам.
Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот.
Потеря контроля над изменениями показателей ликвидности и рентабельности, согласованностью этих изменений может привести к потере контроля над ситуацией на предприятии вообще и в конечном итоге – к кризису.