Имущественный и доходный подходы к оценке стоимости
Имущества предприятия-должника
Имущественный подход к оценке предприятия основан на анализе его активов и включает в себя следующие методы:
· накопления активов;
· скорректированной балансовой стоимости,
· стоимости замещения,
· ликвидационной стоимости.
Все методики расчета базируются на единой информационной базе – балансе предприятия – и позволяют рассчитать разные стоимости предприятия. Эти виды стоимости имеют различные количественные выражения и необходимы для принятия определенных управленческих решений при антикризисном управлении. Например, при продаже предприятия его рыночную стоимость определяют по методике накопления активов; при обосновании строительства нового предприятия применяют методику замещения.
Основное преимущество имущественного подхода состоит в том, что он базируется на реально существующих активах и затратах. В то же время методы этого направления статичны, они не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.
Доходный подход к оценке стоимости предприятия базируется на определении текущей стоимости будущих доходов, в основе чего лежит методика капитализации дохода.
Капитализация означает превращение потока дохода в параметр стоимости (С) путем деления или умножения потока дохода (Д) на факторы, называемые соответственно коэффициентом капитализации (К) или мультипликатором (М). Основные формулы при этом выглядят следующим образом:
.
Существуют методы капитализации дохода предприятия. Наиболее часто используются методы капитализации фактических и потенциальных дивидендов и мультипликаторов.
Суть метода капитализации фактических и потенциальных дивидендов заключается в анализе рыночной информации о дивидендной отдаче в сопоставимых предприятиях данной отрасли и использовании ее для определения стоимости оцениваемого предприятия. При этом дивидендная отдача рассчитывается как отношение ежегодных дивидендов на одну акцию к рыночной цене этой акции, выраженной в процентах.
Содержание метода мультипликаторов заключается в том, что анализируются сделки купли-продажи по сопоставимым предприятиям отрасли и выявляются на дату оценки значения мультипликаторов и . Затем, зная значение прибыли или выручки оцениваемого предприятия, умножают их на тот или другой мультипликатор.
Рассмотренные методы оценки предприятий не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки предприятия применяют, как правило, несколько методов из разных направлений. Результаты оценок, полученные с их помощью, сопоставляют для определения окончательной оценки.
Тема 16. Оценка стоимости предприятия
В особых целях
План
16.1. Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирования предприятий.
16.2. Место и роль оценки при проведении реструктуризации.
16.3. Специфика оценки долгосрочных финансовых вложений и непрофильного бизнеса как объектов реструктуризации.
16.4. Специфика оценки компании (бизнеса) в случае слияния, поглощения, разукрупнения.