Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости предприятия (фирмы), механизм оценки, сфера применения, ограничения.

Затратный подход, известный также как метод подрядчика, признается в большинстве государств. При любом варианте применения, затратный подход определяет стоимость путем установления затрат на приобретение земли и строительство нового объекта имущества равной полезности или затрат на приспособление старого объекта недвижимого имущества для аналогичного использования без каких-либо неоправданных расходов из-за задержки. К общим затратам на строительство добавляются затраты на приобретение земельного участка. (Когда это возможно, учитывается также предпринимательский доход/прибыль, т.е. прибыль или убытки девелопера добавляются к затратам на строительство.). Затратный подход устанавливает верхний предел той суммы, которую бы на нормальном рынке заплатили бы за данное имущество в новом состоянии. Для более старого имущества делаются скидки на различные формы «накопленной амортизации» (ухудшения физического состояния; функционального или технического устаревания; экономического или внешнего устаревания), чтобы рассчитать цену, приближенно равную рыночной стоимости. В зависимости от того, в каком объеме данные для расчетов взяты из рынка, затратный подход может дать прямое указание на рыночную стоимость. Затратный подход очень полезен при определении рыночной стоимости объектов предполагаемого строительства, объектов специализированного имущества и других объектов имущества, редко продаваемых на рынке.

Затратный подход к оценке имущества предприятия предполагает определение его текущей стоимости на основе восстановительной стоимости объекта или стоимости замещения за вычетом накопленного износа. Восстановительная стоимость объекта - это стоимость воспроизводства точной копии объекта. Стоимость замещения - это объем затрат на возведение объекта, аналогичного по назначению оцениваемому, в рыночных условиях на дату оценки. Главной особенностью затратного подхода является поэлементная оценка имущества предприятия, при которой оцениваемый имущественный комплекс расчленяется на составные части, производится оценка каждой части и далее стоимость всего имущественного комплекса получается путем суммирования стоимостей его частей

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовой формулой в затратном имущественном подходе является:

Собственный капитал = активы - обязательства.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

63. Стратегическое планирование на макроуровне: цель, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты. Инструменты стратегического планирования на макроуровне и их характеристики.

Стратегическое планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики, существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее видов планирования и особенно от директивного планирования командно-административной системы.

Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены - объем, на месте кредитов - финансирование, на месте товарного обмена - агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения - баланс.

В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок.

В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции.

Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция управления распределена по следующим уровням:

1) Базовый (микроуровень) - предприятия, мелкие хозяйствующие единицы.

2) Средний (мегауровень) - корпорации, ассоциации, министерства, ведомства.

3) Высший (макроуровень) - государственные органы управления, парламент, аппарат президента.

Стратегическое планирование на макроуровне является необходимым инструментом рыночного хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия.

Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики. Централизованное планирование распространяет свое воздействие только на объекты государственной собственности (государственные предприятия и имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении государства).

Государственное планирование распространяется только на общественно необходимый общественный конечный продукт - результат осуществления планов.

Планирование происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-технических программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники. Формы государственного регулирования экономики

Государственные плановые органы анализируют структуру и объем затрат на достижение общегосударственных целей и выделяют из государственного бюджета необходимые ресурсы.

Государственные плановые органы доводят на договорной основе до предприятий государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств, кооперационные связи и разрабатывает производственную программу.

Только в отдельных случаях государственный заказ для предприятия обязателен (стихийное бедствие, военные действия).

Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы, передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия выпускающие стратегическую продукцию.

Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной собственности находятся вне действия государственного плана, поскольку работники и трудовой коллектив сами планируют свою деятельность и распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими государственного заказа.

Для сельскохозяйственных предприятий государство гарантирует фиксированные цены на закупку зерна.

Централизованно установленные экономические нормативы сменяются установлением налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых форм налогообложения. Размер ставок устанавливается законодательным образом, а налоговые льготы могут реизмерятся в соответствии с нормативами, установленными законами.

Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами, утвержденными законодательно.

Сейчас государственный план может формироваться суммарно, в виде самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается сведение этих планов в единый отраслевой план. Важным направлением стратегического планирования является планирование структуры общественного производства и определение структуры сдвигов. Основная задача данного направления состоит в обеспечении наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:

1. Распределение сводных данных показателей по отраслям, чтобы рассчитать контрольные цифры и довести их до предприятий и территорий.

2. Сбор и агрегирование отраслевых и территориальных проектировок.

Основные усилия в области структурных преобразований должны быть направлены на решение следующих задач:

* удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных потребностей населения;

* обеспечение рационального уровня занятости;

* создание необходимых предпосылок для активизации инвестиционной деятельности.

Для выполнения указанных задач необходимо стабилизировать финансовую систему страны.

64. Стратегическое планирование на микроуровне: цели, задачи, функции, этапы и их характеристики.

Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.

Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Составляющие компоненты цикла планирования:

анализ внешней среды;

определение сильных и слабых сторон развития;

использование имеющихся преимуществ;

разработка плана достижения цели;

корректировка целей и отклонений;

определение целей.

Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.

Принципы планирования.

Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности.

Необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов.

Разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.

В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления.

Планированием должны заниматься профессионалы.

Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы.

Уровни планирования:

стратегические планы;

тактические планы;

оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам:

краткосрочные (до года);

среднесрочные (от 1 до 2 лет);

долгосрочные (5-10 лет);

перспективные (более 10 лет).

По целям: стратегические и тактические.

Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.).

Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.

Наши рекомендации