Тема 2. Классификация цен и их система.

Тема 2. Классификация цен и их система.

Час.

Содержание.

2.1. Понятия состав и структура цены. Виды цен и их классификация.

2.1.1. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения (оптовые, закупочные, розничные), их роль и назначение. Оптовые (отпускные) цены предприятия (цены изготовителя продукции) и оптовые цены промышленности, розничные цены. Внутрифирменные цены (трансфертные цены). Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Особенности формирования цен на экспортируемые и импортируемые товары. Контрактные цены. Таможенные пошлины. ИНКОТЕРМС 2010.

2.1.2. Виды цен в зависимости от вида рынка (цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов).

2.1.3. Виды цен в зависимости от степени участия государства в их формировании. Их характеристика. Рыночная цена. Понятие свободных рыночных цен. Регулируемые и фиксированные цены. Сфера применения регулируемых цен.

2.1.4. Виды цен в зависимости от степени новизны товара. Методы формирования цен на новые товары: цены «снятия сливок», престижные цены, цены «проникновения на рынок», цены следования за лидером и др. Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время (падающая, долговременная, потребительского сегмента рынка, гибкая).

2.1.5. Классификация цен по способу установления, фиксации (в договоре, контракте). Характеристика твердых, подвижных, скользящих цен. Период скольжения, лимит скольжения. Расчет скользящих цен. Распределение риска потерь от инфляции.

2.1.6. Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов на доставку продукции до места потребления (франко-станция отправления, франко-станция назначения).

2.1.7. Классификация цен по способу получения информации об уровне цены. Публикуемые цены. Виды справочных цен, сфера их применения, отражение фактических цен сделок.

2.1.8. Классификация цен по способу отражения фактора времени. Цены текущие, средние, сопоставимые. Способы расчета средних цен. Приведение цен в сопоставимый вид. Индексы цен. Индекс инфляции. Относительные цены.

2.2. Система цен. Взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен (оптовых, закупочных, розничных, тарифов транспорта). Определяющая роль цен на продукцию базовых отраслей промышленности, причины, обуславливающие взаимосвязь цен в единой системе.

***

Виды цен и их классификация.

Категория Е – отгрузка.

− EXW ((EX Works ( ... named place)) Франко завод ( ...название места)) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку[*] товара для экспорта.

Категория F - Основная перевозка не оплачена продавцом

− FCA (Free Carrier (...named place), Франко перевозчик (...название места)) Продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места.

− FAS (Free Alongside Ship (... named port of shipment), Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)). Продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки.

− FOB (Free On Board (... named port of shipment), Франко борт (... название порта отгрузки)). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки.

Категория C - основная перевозка оплачена продавцом

− CFR (Cost and Freight (... named port of destination), Стоимость и фрахт (... название порта назначения)). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

− CIF (Cost, Insurance and Freight (... named port of destination). Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

− CIP (Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination), Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)). Продавец доставит товар названному им перевозчику.

− CPT (Carriage Paid To (... named place of destination), Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)). Продавец доставит товар названному им перевозчику.

Категория D – доставка.

− DES (Delivered Ex Ship (... named port of destination), Поставка с судна (... название порта назначения)). Продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения

− DAF (Delivered At Frontier (... named place), Поставка до границы (... название места поставки)). Продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны.

− DEQ (Delivered Ex Quay (... named port of destination), Поставка с пристани (... название порта назначения)). Продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения.

− DDU (Delivered Duty Unpaid (... named place of destination), Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)). Продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения.

− DDP (Delivered Duty Paid (... named place of destination), Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)). Продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения.

2.1.2. В зависимости от вида рынка цены подразделяются следующим образом:

− аукционная цена;

− биржевая цена;

− договорная (контрактная) цена.

1) Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе.Онаможет существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.

2) Биржевая цена - цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.

3) Договорная (контрактная) цена - это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия используются различные внешнеторговые цены.

2.1.3. Следующая классификация видов цен - в зависимости от степени (жесткости) государственного регулирования цен.

На уровень, структуру и динамику цен воздействуют рынок (все его участники) и государство. Государство вмешивается в рыночное ценообразование путем определенного регулирования цен. Степень воздействия государства на цены и заставляет условно классифицировать их на три вида: свободные (рыночные); жестко регулируемые цены; косвенно регулируемые цены.

1) Свободные (рыночные) цены - характеризуются тем, что они формируются под воздействием спроса и предложения, рыночных факторов (рыночной конъюнктуры). На формирование свободных цен не оказывает прямого непосредственного воздействия государство. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон, фиксируются в договоре на поставку товара, могут быть пересмотрены.

2) Жестко регулируемые цены - это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию государства. Изменение регулируемых цен осуществляется либо непосредственно государством (например, Ми­нистерством экономического развития и торговли Российской Фе­дерации или отделом (управлением) цен региональных органов вла­сти и управления), либо другими участниками рынка, но по методике, устанавливаемой государством. К способам жесткого прямого государственного регулирования цен относятся:

− установление жестко фиксированных цен, по которым должна реализовываться продукция. Для рыночной экономики данный способ не адекватен, поэтому он применяется редко;

− установление верхнего предела цены. Этот способ применим для борьбы с монопольно высокими ценами и решения проблем с ценами на социально важные товары;

− установление нижнего предела цен. Этот способ способствует сокращению производства контрафактной продукции (в основном низкого качества, к примеру, на водку), стимулированию развития малого и среднего бизнеса;

− определение уровня посреднических наценок;

− предварительное уведомление производителей и потребителей об изменении цены и ее элементов. Например, заранее объявленное повышение ввозных пошлин на конкретные импортные изделия, и др.

Меры жесткого регулирования могут применяться, в том числе, в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедст­вий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т. д.).

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свобод­ные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя, поскольку в условиях рынка они будут стремиться к повышению. И нигде в мире нет экономики с полностью свободными ценами. Политика социальной защиты населения на определенных эта­пах развития требует прямого государственного регулирования роз­ничных цен на отдельные предметы потребления, прежде всего на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие).

3) Косвенно регулируемые цены - это цены, на которые государство оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.

Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью свободных от государственного регулирования цен. В то же время нет и чисто регулируемых государством цен, свободных от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

2.1.4. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара.В соответствии с этим признаком различают цены:

− на новые товары;

− на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных страте­гий — «снятие сливок» или «проникновение на рынок».

1) Цена «снятия сливок».Согласно этому методу с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанав­ливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, го­тового купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной Цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет уве­личить зону продажи - привлечь новых покупателей.

Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает довольно большой размер прибыли, даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой иене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара, что в дальнейшем может существенно облегчить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престижный товар;

5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем снижения. — покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цен «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2) Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой при были потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникно­вения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

Существуют и другие цены.

3) «Психологическая» цена.Устанавливая цену, продавец доли учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т. д. В результате у покупателя создается впечатление:

а) очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана;

б) более низкой пены, уступки покупателю и выигрыша л него. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.

В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

4) Цена «следования за лидером»в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанав­ливается примерно на уровне цены главного конкурента — как пра­вило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т. е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (например; бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (например, автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в цен; обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства к варов, либо по уровню издержек.

5) Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактиче­ских издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле

Ц = И + Р + Н(И + Р),

где И - издержки производства;

Р - административные расходы и расходы по реализации;

Н - средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

6) Престижная ценаустанавливается на высококачественные то­вары известной фирмы (например, одежда известных модельеров), обладающие уникальными свойствами (в данном слу­чае - модели). Цены устанавливаются на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

− скорость внедрения на рынок нового товара;

− доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

− характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаме­няемость с другими товарами и др.);

− период окупаемости инвестиций;

− конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

− положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время,устанавливаются следующие виды цен.

1) Скользящая или падающая ценаустанавливается почти в пря­мой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод уста­новления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения из­держек и в конечном счете — цены.

Однако при таком методе определения цены требуется:

• затруднить появление на рынке конкурента;

• постоянно повышать качество товаров;

• сокращать издержки производства.

2) Долговременная ценаустанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в това­ры могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначи­тельно ухудшаться качество) при неизменной цене.

3) Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным соци­альным группам населения с разным уровнем доходов, устанавли­ваются неодинаковые цены — например, на различные модифика­ции легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т. д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

4) Гибкая ценаменяется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно ко­роткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных ско­ропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продук­тов, цветов и т. д.).

Применение этой цены дает эффект тогда, когда право по при­нятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управле­ния (непосредственно продавцу).

Чем больше уровней управления у фирмы, тем больше времени требуется ей для принятия решений и тем меньше шансов добиться успеха при использовании этой цены.

5) Преимущественная цена.Метод определения этой цены преду­сматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное сниже­ние издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокра­щения расходов по реализации товаров.

Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

• предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

• заставить конкурентов платить большую цену за право вне­дрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.

6) Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с произ­водства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

Тема 2. Классификация цен и их система.

Час.

Содержание.

2.1. Понятия состав и структура цены. Виды цен и их классификация.

2.1.1. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения (оптовые, закупочные, розничные), их роль и назначение. Оптовые (отпускные) цены предприятия (цены изготовителя продукции) и оптовые цены промышленности, розничные цены. Внутрифирменные цены (трансфертные цены). Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Особенности формирования цен на экспортируемые и импортируемые товары. Контрактные цены. Таможенные пошлины. ИНКОТЕРМС 2010.

2.1.2. Виды цен в зависимости от вида рынка (цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов).

2.1.3. Виды цен в зависимости от степени участия государства в их формировании. Их характеристика. Рыночная цена. Понятие свободных рыночных цен. Регулируемые и фиксированные цены. Сфера применения регулируемых цен.

2.1.4. Виды цен в зависимости от степени новизны товара. Методы формирования цен на новые товары: цены «снятия сливок», престижные цены, цены «проникновения на рынок», цены следования за лидером и др. Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время (падающая, долговременная, потребительского сегмента рынка, гибкая).

2.1.5. Классификация цен по способу установления, фиксации (в договоре, контракте). Характеристика твердых, подвижных, скользящих цен. Период скольжения, лимит скольжения. Расчет скользящих цен. Распределение риска потерь от инфляции.

2.1.6. Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов на доставку продукции до места потребления (франко-станция отправления, франко-станция назначения).

2.1.7. Классификация цен по способу получения информации об уровне цены. Публикуемые цены. Виды справочных цен, сфера их применения, отражение фактических цен сделок.

2.1.8. Классификация цен по способу отражения фактора времени. Цены текущие, средние, сопоставимые. Способы расчета средних цен. Приведение цен в сопоставимый вид. Индексы цен. Индекс инфляции. Относительные цены.

2.2. Система цен. Взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен (оптовых, закупочных, розничных, тарифов транспорта). Определяющая роль цен на продукцию базовых отраслей промышленности, причины, обуславливающие взаимосвязь цен в единой системе.

***

Наши рекомендации