Тема 4. Экономическая система: понятие, элементы, классификация

План

1. Понятие экономической системы и ее основные элементы.

2. Характеристика различных типов экономических систем.

3. Диалектика развития и смены экономических систем.

Целью данной контрольной работы является изучение понятия и различных типов экономических систем, анализ процесса перехода от одной системы к другой.

Экономика каждой страны представляет собой систему взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. В экономической системе хозяйственная деятельность всегда так или иначе скоординирована и организована.

В ответе на первый вопрос работы следует определить экономическую систему как экономическую категорию. Необходимо критически проанализировать различные понятия экономической системы, приводимые в учебной и научной литературе, рассмотреть ее основные элементы, и на этой основе сформулировать наиболее полное и точное определение экономической системы.

Можно выделить несколько главных свойств, которые выступают критериями при дифференцировании экономических структур, определении их типа: организация мер по принятию решений; система прав собственности; способ организации производства и распределения благ; роль экономических институтов в хозяйственной жизни. На этой основе современная экономическая теория различает: традиционную систему, командную, рыночную и смешанную экономику. Все эти виды экономических систем находятся в тесной взаимосвязи не только на микроуровне, но и на макроуровне, и международных связях друг с другом. Можно рассмотреть и другую классификацию экономических систем с точки зрения принципа ограниченности. В этой связи выделяются два основных типа экономических систем: спросоограниченная (рыночная) и ресурсоограниченная (командная). Рассмотрению характерных черт различных типов экономических систем, выявлению достоинств и недостатков функционирования каждой из них должен быть посвящен второй вопрос работы.

Отвечая на третий вопрос работы необходимо дать ответ на вопрос о том, какие причины лежат в основе перехода от одной системы к другой, как происходит выход за рамки системы. Особенно важна эта проблема для переходных экономик, включая российскую, где очевидны процессы умирания одной и рождения другой системы и, соответственно, есть начало и конец этой трансформации.

Литература

1.Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель[Текст]/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 4

2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007

4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011

5. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.

Задания

1. Выберите и поясните правильный ответ:

Для какой экономической системы характерны следующие черты:

свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг; определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна; отсутствие частной собственности на землю; планирование национальной экономики; небольшая социальная дифференциация населения; мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях.

а) традиционной;

б) административно-командной;

в) рыночной экономике свободной конкуренции;

г) современной рыночной экономике.

2. Что можно сказать о таком каламбуре, напечатанном на обложке одного из учебников по экономике: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. В конечном счете она служит интересам цветов. То же самое происходит с предприятием…». Объясните, при чем тут предприятие, фирма или экономика вообще?

Тема 5. Эволюционная теория денег К. Маркса

План

1. Деньги как результат развития формы стоимости.

2. Функции денег.

3. Закон денежного обращения К. Маркса.

Ответ на первый должен раскрывать поэтапное развитие и эволюционное изменение формы стоимости. Это предполагает четкое определение основных этапов развития формы стоимости: простая (единичная или случайная), полная (развернутая), всеобщая и денежная формы стоимости. В каждой из них товары при обмене находятся либо в относительной, либо в эквивалентной форме. Необходимо исследовать их для случая простой формы стоимости и ответить на следующие вопросы: какой товар называется «эквивалентом» («равноценностью»), какой товар является формой выражения стоимости другого товара? какая форма стоимости играет активную, а какая пассивную роль? как соотносятся относительная и эквивалентная формы стоимости с конкретным и абстрактным трудом?

При характеристике всеобщей формы стоимости не забыть об отличительных признаках товара - всеобщего эквивалента. Переход от одной формы стоимости к следующей обязательно сопроводить анализом недостатков предыдущей формы стоимости и уточнением специфики изменений общественного разделения труда и товарного производства. Становление денежной формы стоимости – логическое завершение данного развития. Поэтому следует подробно раскрыть особенности денежной формы стоимости. Необходимо вывести обобщенное определение денег как особого товара и дать анализ их свойств. Перечислить и раскрыть различные виды денег, сопроводив исторические и современные экономические характеристики реальными примерами. В конце необходимо сделать аргументированный вывод: деньги есть выражение, прежде всего, производственных отношений, что раскрывается через рассмотрение функций денег.

В ответе на второй вопрос следует перечислить функции денег и провести анализ их особенностей. Характеризуя функцию денег как меры стоимости, рекомендуется дать определение цены товара, вывести условия, от которых зависит она товара. Здесь же раскрыть особенности измерения самих денег, дать понятие масштаба цен, сравнить его с мерой стоимости.

Деньги в функции средства обращения - посредник при обмене товара на товар. Следует раскрыть особенности двух самостоятельных актов обмена с участием денег: продажа (товар – деньги) и покупка (деньги – товар) товара; следует порассуждать в связи с этой функцией о возможности замены полноценных денег неполноценными (неблагородные металлы, бумажные знаки и др.) для совершения товарных сделок; уделить внимание последствиям расхождения реального и номинального значений.

Функция средства образования сокровищ свидетельствует о прерывании процесса обращения. В связи с этим нужно пояснить условия реализации функции средства образования сокровищ, назвать форму денег и раскрыть, как сокровище регулирует реальное обращение полноценных денег.

Далее следует остановиться на функции денег как средства платежа; показать основные противоречия, вытекающие из «идеального» функционирования денег, особенно в период промышленных и торговых кризисов, когда появляется несоответствие между массой денег, находящихся в обращении в течение определенного периода, и массой обращающихся товаров; подчеркнуть связь между массой средств платежа и продолжительностью платежных периодов. Необходимость оплачивать долги в срок уплаты или оплачивать необходимые покупки требует накопления определенных денежных средств. В этом случае продемонстрировать различие функции денег как средства платежа и образования сокровищ.

Далее остановиться на характеристике функции денег – всемирные деньги, показать особенности денег в сфере внешнего обращения.

Материал первых двух вопросов плана должен логически подводить к необходимости формулирования закона денежного обращения. Основой может служить глава 3 первого тома работы К.Маркса «Капитал». Нужно обосновать обратную зависимость между числом оборотов денежных единиц и количеством денег для обеспечения обращения определенной товарной массы, представить формулировку закона, пояснить его действие на примере; уделить внимание различию в представлении закона денежного обращения для двух случаев: для полноценных денег и неполноценных денег; охарактеризовать ограничения практического применения закона денежного обращения в случае обращения бумажных денег. Поскольку бумажные деньги являются символическим представлением благородных металлов (золота или серебра), то обосновать количественные ограничения выпуска таких символов.

Литература

1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.

2. Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.

3. Экономическая теория: Учебник [Текст] / В.Я. Иохин. -М., 2004.

4. Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.

5. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

6. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.

7. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст]- М., 2006.

8. Везерфорд Джек. История денег: борьба за деньги от песчаника до киберпространств. [Текст] - М., 2001.

9. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. [Текст] - Т. 23. Гл.1, § 3; гл. 3.

10. Минин А.И. Товар и деньги: Методическая разработка по курсу "Экономическая теория".[Текст] - Самара: СГЭА, 1999.

Задания

1.Выберите и поясните правильный ответ:

Деньги в экономическом учении К.Маркса:

а) инструмент укрепления экономики и развития экономических отношений;

б) результат развития внутренних противоречий товарного хозяйства;

в) это результат договоренности в обществе, т.е. декретные деньги;

г) результат накопления богатства в обществе в вид товаров.

2.Выберите и поясните правильный ответ:

Помогая нам купить товар в кредит, деньги выполняют функцию:
а) меры стоимости;

б) средства платежа;

в) средства обращения;

г) средства накопления.

3.В течение года в стране продано товаров на 100 млн. долл., из них в кредит – 40 млн. Сумма платежей за проданные в кредит товары, по которым наступил срок уплаты – 30 млн., взаимопогашающиеся платежи – 15 млн. Определите количество денег, необходимых для обращения, если:

а) каждый доллар обслуживает в течение года 5 товарных сделок;

б) число оборотов денег сократится на 20 %.

Наши рекомендации