Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное законодательство.
Чистая простая монополия – это экономическая монополия, владею-щая 100% рынка, способная блокировать вступление новых фирм в отрасль и не испытывающая государственного вмешательства в ее деятельность, а также продающая свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.
Такая фирма, устанавливая цену на свою продукцию, руководствуется правилом MR = MC, что позволяет ей обеспечить наилучший финансовый ре-зультат. При этом спрос на продукцию отрасли одновременно является спро-сом и на продукцию данной фирмы, а цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. График спроса (совпадающий с графиком среднего дохода) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 46). В этом случае предель-ный доход будет все время ниже среднего дохода, т.е. MR
Существует ряд неправильных представлений о монополистическом це-нообразовании:
а) считается, что монополист будет назначать наивысшую цену, которую он может получить. Однако совокупная прибыль, к максимизации которой стремится монополист, представляет собой разницу между совокупным дохо-дом и совокупными издержками, а и то и другое в равной степени зависит и от цены, и от издержек на единицу продукции;
б) считается, что монополист стремится к максимуму прибыли на едини-цу продукции. Однако цель монополиста – максимизировать совокупную при-быль, и дополнительные продажи способны компенсировать более низкую прибыль на единицу продукции;
в) считается, что монопольное положение является гарантией прибылей. Однако в рамках краткосрочного периода фирма может ставить перед собой цели минимизации убытков, что в ряде случаев может заставить ее даже приос-тановить выпуск продукции.
Аналитический расчет, обосновывающий выбор фирмой оптимальной комбинации объема выпуска и цены, предусматривает следующую последова-тельность действий:
а) расчет величины предельных издержек как первой производной функ-ции издержек;
б) вывод функции цены на основе функции спроса (при этом обозначение D меняется на обозначениеQ);
в) вывод функции совокупного дохода на основе функции цены;
г) расчет величины предельного дохода как первой производной функции совокупного дохода;
д) определение оптимального объема выпуска исходя из равенства пре-дельного дохода и предельных издержек;
е) определение оптимальной цены с использованием выведенной функ-ции цены;
ж) определение финансового результата и в случае его отрицательного значения сопоставления последнего с величиной совокупных постоянных из-держек для принятия окончательного решения об объеме выпуска.
Очевидно также, что гипотеза нулевой прибыли, выдвинутая нами для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положитель-ную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. Главная причина ее образования – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конку-ренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продук-ции (фирма учитывает вид своей функции издержек и величину заданной рын-ком цены);
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, оп-ределяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции издержек и графика спроса с отрица-тельным наклоном).
Следовательно, фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.
При рассмотрении экономической модели чистой монополии мы предполага-ли, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара.
Регулирование монополии.
Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы железных дорог, поставщиков природного газа и электричества определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями правительства страны и региональных органов власти.
Порядок регулирования деятельности естественных монополий в России определяется федеральными законами «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. №147-Ф3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95 г. №41-Ф3.Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается регулирующим органом равным средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли.
Монополиятребует вмешательства государства. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. Поэтому современного государство должно осуществлять антимонопольное регулирование экономики, в с применением 3х групп мер:
1) Административно-правовое воздействие: запрет монополии в какой-либо отрасли хозяй1ства; роспуск соответствующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств
2) Административно-экономическое воздействие: преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию; фальсификацию товаров путем использования рекламы; запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации
3) Экономическое воздействие: использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов; расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличение импорта; распределение научных и технических связей
4) Регулирование вопросов собственности; содействие развитию предпринимательства; регулирование деятельности монополистов; правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции
5) Денационализация государственной собственности, развитие приватизации