Стью, чем бы она ни была вызвана. Транспортные проблемы, сломанный
будильник, спущенное колесо и тому подобные причины не интересуют деловых партнеров, время которых может стоить очень дорого. Если все же опоздание по каким-либо причинам неизбежно, необходимо найти спо соб предупредить этом заранее и извиниться или же перенести перего воры на другое время, удобное для ваших деловых партнеров. Чем важ нее встреча, тем больший резерв времени следует для нее выделить. В то же время не принято приходить на встречу и задолго до ее начала. Этим можно поставить в неудобное положение человека, пригласившего вас на переговоры, кроме того, вы излишне подчеркнете свою сильную заинте ресованность них, что ослабит вашу позицию. Если у вас образовалось лишнее время, лучше провести его где-нибудь поблизости, откуда вы мо жете быстро добраться до места встречи.
В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомен дуетсяснимать неспросивпредварительноразрешенияу женщин (если они присутствуют в помещении). Это относится и к куре нию. На деловом обеде, на приеме алкоголь является лишь символом гостеприимства испособом снять излишнюю скованность призна комстве, поэтому следует контролировать количество выпитого.
различия в
Предпринимателя ми могут быть как так и женщины. В принципе успех бизнеса не зависит от половой принадлежност и его хозяина, однако в реальности существует ряд факторов, затруд няющих для женщин занятие предпринимательств о.мЧасть этих факторов имеет общечеловеческий характер, другая часть носит на циональный или культурно-исторический характер. В своем край нем проявлении это можно видеть на примере мусульманских стран, где традиции ислама фактически запрещают женщинам занятие пред принимательской деятельностью, оставляя им почетную роль хозяй ки дома и детей.Однакопрогресснеумолим,и в настоящее время даже из этого правила уже есть отдельные исключе ния. Если же рассматривать женское предпринимательство в России, то в нашей стране имеется ряд экономических и ментальных факто ров, как препятствующих, так и способствующих вовлечению жен щин в предпринимательскую деятельность.
различия в 251
К препятствующим занятию
можно
• исторические стереотипы, отрицательно воспринимающие роль женщины в качестве руководителя бизнеса (в России издавна бы ли купцы, а слово «купчиха» означало только супругу торговца);
• двойную ответственность женщин, на которых, как правило, ле жит основная тяжесть заботы о детях и домашнем хозяйстве;
• большую консервативность и тревожность из-за
рых они труднее бросают привычное место работы и начинают новое дело;
• более выраженное (по сравнению с мужчинами) стремление уст роить свою личную жизнь и сохранить семью, из-за которого они часто делают выбор в пользу семьи, отказываясь от успешной карь еры в бизнесе.
К позитивным способствующим занятию бизнесом, можно отнести:
• высокий образовательный статус российских женщин;
• опыт многих женщин в области торговли и коммерции, с одной стороны, или опыт управленческой в государствен ных или общественных структурах — с другой;
• большую гибкость и выносливость их терпение и опти мизм;
• выраженное стремление части женщин к личной свободе и неза висимости от мужской
• относительно больший процент женской безработицы, толкающей женщин на занятие предпринимательской деятельностью.
Благодаря этим факторам доля женщин среди российских пред принимателей неуклонно увеличивается. По экспертным оценкам, сделаннымпо шести регионам России в г., участие женщин-предпринимателей в управлении фирмами составило от 20 до и эта доля по стране неуклонно увеличивается.
Как показывают социологические и экономические исследования феномена женского предпринимательства, многие женщины, достиг шие определенных успехов в предпринимательстве, имеют опыт ты в бывших советских, профсоюзных и партийных структурах, что обеспечило им деловые связи, умение вести деловые переговоры и управлять персоналом. Типичным для женщин оказался карьерный
Л. С. предпринимательство в России и СНГ - резерв
ции Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. - 2002.
252 10. Культура
путь от самых нижних статусных должностей на производстве или в заведении до самых высоких позиций. В результате поэтап ной карьеры женщины приобрели знание всех аспектов своей работы, ее составляющих, возможных слабых и сильных звеньев [7].
Как отмечают психологи, семьи играет немаловаж ную роль в обеспечении успешности выбранного женщиной дела. Семейная усиливает ощущение собственной ценности, создает чувство защищенности. Женщина чувствует удовлетворение собой, профессиональн ым выбором в основном тогда, когда ее деятельность принята ближайшими родственниками, максимально соотносится с традициями и моральными нормами [7; с. 129]. Если же жен щина сознательно семьей ради бизнеса, то это способно приводить к серьезному внутреннему конфликту. Ее близкие могут болезненно воспринимать дефицит ее внимания, а муж, если он за рабатываетменьше,но по-прежнему считает себя семьи»,будет негативно воспринимать ее успехи. В этом случае женщине приходится делать тяжелый выбор между любимой семьей и успеш ным бизнесом.