Психологические особенности успешной деятельности
Способы достиженияуспехав бизнесе
Стратегииличности
Существуют три основные системы координат, через которые можноопределить жизненные личности любого человека, в том числе и предпринимателя.
— обозначает место стратегии на оси эгоизм — альтру изм. Одни люди больше ориентируются на собственные интересы, другие на общественную пользу.
— определяет степень ответственности человека за соб ственную судьбу, что обусловлено уровнем субъективного контроля (об этом см. в разделе 5.2.2).
— определяет возможные средства достижения целей. На одном ее полюсе располагается на другом — мораль ные ограничения и нравственный самоконтроль (рис. 6.1).
Если говорить о стратегии предпринимательской деятельности, то она смещена по этим осям в области эгоизма, прагматизма и внут реннего локуса контроля. Это не означает, что предпринимателям не присущи такие черты, как альтруизм, высокие моральные принципы и вера в судьбу, — просто эти ориентиры не являются главными в жизни Нетрудно представить себе, что произойдет, если предприниматель станет больше заботиться о выгоде своих конку рентов в ущерб себе, начнет размышлять, насколько нравственно на вязывать потенциальн ым клиентам свои товары или же прекратит усилия по расширению своего бизнеса, решив, что от судьбы не убе жишь. Такой предприниматель почти не имеет шансов для выжива
в жестоком мире Реалиижизни свидетельствуют, что определенный альтруизм и размышления «овеч-
Способыдостижения успеха в бизнесе
номи как правило, начинают занимать сознание бизнесменовв конце их жизненной карьеры, когда они уже добиваются финансового успеха, а значит, выходят из стадии предпринимателя.
В рамках этих главных стратегических направлений жизненного
ти можно выделить более узкие направления деятельности людей, связанные с реализацией потребностей
Рис. Трехмерная сетка направленность стратегии личности
ДЛЯодних предпринимателей главной целью является рение физиологических потребностей, для других — престиж и ува жение окружающих, для третьих — свобода и независимость, для иных — возможность самореализации.
Само понятие может иметь различное со держание и зависеть от исходных философских, психологических или экономических воззрений различных исследователей. В одной из работ, посвященных предпринимательству, жизненная стратегия понимается как «способ бытия, системы ценностей и целей, реализа ция которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать жизнь эффективной и успешной»; «целью жизненной стратегии ловека является поиск и осуществление своего уникального
[2; с. 338]. Здесь можно заметить, что далеко не каждый человек имеет осознанную и сложившуюся стратегию жизни, большинство людей
См.пирамидупотребностейА.Маслоув разделе
6. особенности деятельности
свои приоритеты частью импульсивно, а частью интуи апоиском собственной уникальности занимается ничтожно
малая часть популяции предпринимателей. Для отечественных несменов уникальности актуален лишь в плане поиска того рынка, в котором они ожидают для себя максимальной при быльности. В какой-то мере это тоже связано с уникальным предна личности, но весьма опосредованно, так как большинство предпринимателей слегкостью меняют сферу своего бизнеса на иную, более выгодную в плане прибыли.
Как мы уже в разделе3.3.2, общую стратегию жизниловека во многом определяют родительские наставления, которые еще в детстве формируют сценарий жизненного пути ребенка (систе ма по Э. Берну) .
Предположим, что три человека решили стать предпринимателями и по ставили перед собой цель через пять лет иметь сеть из пяти
венных магазинов. Предприниматель с программой через положенный срок добьется поставленной цели и будет иметь торговую сеть из пяти или даже шести магазинов. Предприниматель с программой разоритсяуже на первом году бизнеса и после нескольких неудачных попыток лишний раз убедится в своей никчемности. Пред приниматель несмотря натяжелыйупорныйтруд,добьется определенных результатов, но не достигнет намеченного (например, у будет только три-четыре магазина с устойчивой, но не слишком прибыльной торговлей) . Интересно, что если бы поста вил своей целью иметь три магазина, то имел бы два только потому, что заложенная в нем программа нацеливает его на упорный труд, но не по зволяет ему добиваться легкого и полного успеха.
Причины, побуждающие людей заняться предпринимательской деятельностью, могут быть самыми разными, как внутренними, так и внешними. К внутренним причинам можно отнести стремление к свободе, желание самореализовать улучшить свое благосостояние т. д. Внешние причины также могут быть весьма разнообразными. Е. Н. Емельянова и Е. Е. Поварницына в их числе называют:
1) давление обстоятельств — по (ко гда фирма передается по наследству) ;
2) переход из категории менеджеров в категорию собственников, ста бизнесмена с помощью при под
держке
Емельянов В. Психология — 1998.
Способыдостиженияуспехав
Исследователи в России отмечают, что желание расстаться с наемной работой менеджеров часто объясняется ростом амбиций. Людям становится неинтересно работать на и они рассчитывают значительно увеличить свой доход, который уже не будет ограничиват ь кто-то Однако переход в новое амплуа редко проходит без жертв. Дело в том, что бывшие топ-менеджеры привыкли к решению вопросов стратегического уровня, а становясь предпринимателями, они начинают тонуть в мелочах, каждая из ко торых может оказаться важной. Кроме того, менеджерам, решившим открыть свое собственное дело, поначалу приходится жертвовать привычным уровнем доходов и социальным статусом. Кроме того, им нужно проходит ь все этапы становления нового бизнеса, начиная с самого и выполнять большой объем черновой работы. Все это требует изрядной доли здорового авантюризма и колоссальной
Средств в бизнесе никогда не бывает много. Каков бы ни был раз мер стартового капитала у бывшего менеджера, ему приходится серь езно менять свое отношение к деньгам после перехода в статус пред принимателя. Ему приходится пускать в оборот все свои доходы, чтобы развиват ь бизнес, и платить зарплату сотрудникам, чтобы они не ушли к конкурентам.
Поэтому многие бизнесмены начинают подумывать о том, чтобы вернуться в статус менеджера, работающего на преуспевающего хо зяина. Кто-то возвращается в наемные работники, потому что не смог наладить э фф ективн ы й бизнес, а кто-то потому, что не сумел набраться опы та в более масштабном предприятии. Такие процес сы — из м енед ж еро в в предприниматели и обратно — постоянно протекают в обществе, постепенно формируя две во многом проти воположные группы людей собственников и менеджеров. Только побывав и в той, и в другой роли, человек может с полным понима нием сказать, что у него получается лучше.
Конечно, представление об успехе у разных людей может разли чаться достаточно сильно. Для одних предпринимателей — это бо гатство, дл я других — власть, для третьих — независимость. Как по казывают эмпирические исследования, мужчины-предприниматели с небольшим стажем в бизнесе понимают успех довольно широко [7].Чаще всего в него вкладывается положительное эмоциональное со держание и успех ассоциируется с переживанием счастья, радости, покоя, с чувством удовлетворенности. Кроме этого, успех приносит предпринимателям ощущение стабильности, устойчивости. Успех
С.Из менеджеров в собственники... и Правильноерешение.2006.
Июль. С. 28-53.
142 Психологические особенности успешной деятельности
имеет также и определенный альный смысл положение в обществе, приобретение известности или даже славы. Значимость материальной стороны отражается в ас социациях успеха с конкретными вещами: квартирой, дачей, маши ной, двумя машинами и т. п. [7; с.
6.1.2. Основы эффективного
Чтобы достичь цели, нужно правильно ее
стое правило нередко забывают люди и в жизни, и бизнесе, ре зультате путь к цели оказывается длинным и
ряд признаков, отличающих правильно поставленную цель от цели смутной и нечетко очерченной [28], и далее мы разберем их примени тельно к предпринимательству.
достижимость. Перед тем как сформулиро вать цель, предпринимателю следует хотя бы примерно определить своих возможностей (хотя последние и расширяются вме сте С тренировкой и практикой). Цели, которые ставит предпринима тель, должны быть принципиально
это касается их научной
хочу достижима, если иметь в виду самолет или дельтаплан, но не достижима, если иметь в виду желание нау читься летать, как птицы.
нужно учитывать экономическую обоснованность цели. Если у человека в кармане сто долларов, неразумно ста вить цель стать миллионером год. Если предполагается низкая стоимость товара и уровень товарооборота (табач ный киоск), то капитал может быть относительно неболь шим, при обратных же (мебель,автомобили)начинающемупредпринимателю придется обзавестись значительным запасом фи нансовой он не хочет закончить свой бизнес срочной
При планировании своих доходов следует учитывать
в данной отрасли средние и максимальные нормы
нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как со
циальная В каждом стабильном обществе есть свой элемент консервативности: в царской России купец, сколь богатым он ни был, не мог рассчитывать на место в высшем дворянском обще стве. В нынешнее время, хотя общество стало более демократичным, этот фактор также существует. Свободный переход из одного соци ального слоя в другой, более высокий, возможен лишь в переходные
Способыдостижения успеха в бизнесе
периоды (коренных реформ, революций, когда люди с самых низов общества поднимались до его вершин. Говоря иными словами, цель должна быть реальной, т. е. учитывать объективные за коны, действующие в обществе.
2.Конкретность. Формулируя желаемую цель, следует четко сывать ожидаемый конкретный плане цели «стать
свое свой
ны, а посему бесполезны. Если человек цель
то он может легко ее битый
с трудом подлежащий вместо расплывча той иметь свою лучше максимально уточнить свою цель, например так: владельцем фирмы, которая дет с офис которой будет
не менее 50 которой будет работать как три сотрудника кроме во-первых, у вас будут четкие ориен тиры успеха, к которым вы будете стремиться, а во-вторых, вы смо жете четко узнать момент достижения цели.
3. Возможность воспроизведения цели в Когда ваша цель конкретна, вы может очень точно воссоздать ее в своем вообра жении. Задайте себе ряд вопросов:
Как вы узнаете, что поставленная цель достигнута?
— Какими должны быть ваши ощущения и чувства при этом?
— Что вы при этом увидите, услышите, почувствуете?
Следует так тщательно и любовно описать каждую деталь вашей желаемой цели, чтобы у вас сформировалась глубокая и непоколе бимая уверенность в неизбежном успехе. Тогда речь пойдет
o сроках и средствах.
Если предприниматель собирается открыть свой магазин, то он должен во всех деталях представить в своем воображении его ин терьер, прилавки, продавцов, посетителей, причем в таком виде, что бы это вдохновляло его и давало силы для работы над своей целью.
4.Сроки достижения. При формулировке цели следует обяза тельно определять для себя срок ее достижения. Вспомните, что в любом деловом договоре о поставках продукции есть несколько обяза тельных пунктов: обязанности сторон, описание товара, его стоимость и срок исполнения договора. Эти же пункты должны присутствовать и в договоре с самим собой, иначе хитрое и инертное подсознание че
ловека будет всеми силами откладывать работу над достижением пеха в бизнесе. Например, молодой оставить школу и открыть свои собственные курсы. Если он поставил
цель заработать миллион рублей, но не оговорил срок