Социально-психологические особенности
Предмет и задачи курса
предпринимательства»
в сегодняшнем мире — это серьезная эконо мическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек при ходится от 40 до всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм
бой страны. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать гигантским транснациональн ым компаниям, и там ма ленькие фирмы смело вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низки ми затратами на управленческий аппарат. Своей высокой экономи ческой активностью они не позволяют монополиям бесконтрольно поднимать цены и способны эффективно развивать и эксплуатиро вать новые революционные технологии.
Не так давно эти процессы вновь заработали в России, что сделало актуальной проблему изучения психологии предпринимательства . Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране — о/дно из непре менных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии. Особенность исторического развития нашей страны состоит в том, что конец XX в. оказался переломным, так как сопро вождался резкой сменой устройства государства, форм собственности на средства производства и обще ственного сознания. Помимо основных социальных групп, характер ных для советского общества (рабочие, крестьяне, партийно-бюро-
и задачи курса7
кратический аппарат, интеллигенция), в постсоветской России но формируется новый класс собственников предпринимателей и бизнесменов, людей, которых классический марксизм определял как буржуазию.
Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы (например, технической интеллигенции) в другую (бизнес мен) определяется не только суммой денежных средств или матери альных имеющихсяв его распоряжении, но и во многом его сознанием, которое коренным образом различается у наемного рабочего
и свободного предпринимателя. Именно психологический мотивации, установки, волевые качества и другие личностные параметры определяет, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокупный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, темпы демократических преобразований и характеристики промышленного Поэтому одних лишь эконо мических категорий недостаточно для понимания сущности пред принимательства, и для описания этого социально-экономического феномена требуется привлечение психологических знаний, что вы звало необходимость введения в учебную программу менеджеров та
кого курса, как
Предмет данного курса — психологические особенности предпри нимателя как субъекта экономического процесса.
Студент, изучивш ий курс должен:
иметь представление:
o роли предпринимателе й в процессе исторического развития человечества;
• о социально-психологических аспектах деятельности совре менного российског о предпринимательства;
• о коммуникативных процессах в деятельности предпринима теля;
o понятии в психологической науке;
o психологических механизмах, влияющих на принятие управ ленческих решений;
o главных направлениях деятельности по обеспечению без опасности бизнеса;
o системном подходе к процессу продаж; о культуре и этике предпринимательства;
о особенностях ведения
са в различных странах;
$ особенности предпринимательства
2)
предпринимательской деятельности; предпринимателя;
структурупсихики человека;
мотивации предпринимательской деятельности; цели и средства общения как формы взаимодейст
качества, способствующие и препятствующие ус пеху в бизнесе;
основы эффективного руководства бизнес-процессами;
• составные элементы процесса продаж;
основыделовогоэтикета;
3) уметь:
• находить психологические явления в деятельност и предпри
• использовать знания механизмов познавательн ых процессов в бизнесе (например, для повышения эффективност и применять навыки делового общения в предпринимательской деятельности;
• находить оптимальные стратегии поведения в кон ф ликтн ы х ситуациях;
• применять навыки эффективного при плани ровании предпринимательской деятельности;
• выделять в деятельности предпринимател я основны е управ ленческие функции (планирование, организацию, мо тивацию контроль);
• применять основы тайм- и стресс-менеджмента в своей дея тельности.
взглядов на феномен предпринимательства
Одно из первых определений предпринимателя принадлежит Ричар ду который определял его как хозяйству ющего субъекта, добровольно принимающего на себя обязанност ь несения различных рисков в процессе экономической точку зрения разделял и другой известный экономист — Адам
определявший как
взглядовнафеномен 9
капитала, который ради реализации какой-то коммерческой и получения прибыл и идет на экономический Фактически в определении А. Смита мы видим все три основные деятельност и предпринимателя:
1) прибыль ка к цель деятельности;
2) коммерческая идея — как способ ее достижения;
3) риск — как неизбежное негативное условие всего процесса ( ри с 1.1).
В своем капитальном труде о природе и причинах богатства Адам См и т определил человека как автономного индивида, движимого двум я мотивами — своекорыстным интересом и склонностью к обмену. Этот ученый ратовал за свободное щение эконо мических сил, которое обеспечивает достижение благо
состояниячеловекаи Разработавтрудовуютеориюстоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством воплощенног о в не м См и т стал основоположником научной экономической теории.
Рис. Сущность предпринимательства согласно воззрению А. Смита
Ф ранцузский экономист Ж ан Батист Сей в отличие от А. См ит а полагал, что не предприниматели-землевладель ц, ыа про мыш ленн ы е и фин ансов ы е предпринимател и явля ю тс я основной дви ж ущ ей сило й развития экономики П о мнению Ж . Б. предпринимател ь это экономический агент, который комбинируе т ф акторы производства , перетаскивая ресурсы из сферы низкой изводительност и и прибыльност и в области, где они могут м акси м альн ы й доход ( рис . 1.2).
П оз ж е в конц е X I X в. возникл а субъективно-психологическа я концепци я эконо мических отношений, в основе которой находится стрем ление человека удовлетворит ь свои потребност и ( К,
Е. Б ем - Б аверк, Ф. Визер и др.). Согласно мнению этих
I лава особенности
предпринимательская деятельность инициируется отдельными лич ностями, которые открывают для себя выгоду видов дея или экономических операций, после чего остальные участ ники экономическог о процесса имитируют успешные действия пред принимателей, которые затем подкрепляются силами привычки и актами.Таким образом, в рамках данной концеп ции основную роль в предпринимательской деятельности играет творческий элемент сознания, позволяющий некоторым личностям открывать для себя наиболее выгодные способы получения прибыли.
Ряс. 1.2. предпринимательства согласно воззрению Ж. Б. Сея
Наиболее полно экономическая сторона деятельности предпри нимателя разработана в трудах американског о экономистаИ. петера, который отмечал, что предпринимательство не является про фессией, а скорее отражает некоторое состояние, через которое про ходит начинающий бизнесмен, создающий свое дело (рис.1.3).
Рис. 1.3. Взгляд Й. Шумпетера на предпринимательство как на определенную стадию развития бизнесмена
К категории предпринимателей он относил