Методы анализа потребностей персонала.
Тест. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»[27 с. 75]
Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно, в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.
Инструкция
Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях:
1. Как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?
2. Как оценивает их ваш руководитель?
3. Как оцениваете их вы сами в своей работе?
4. Как оценивают их ваши коллеги?
Таблица 5. Шкала для оценки ответов:
Какое имеет значение | В какой мере | ||||
очень большой | достаточно небольшой | средней | достаточно большой | очень большой | |
1.Денежный заработок | |||||
- я как руководитель | |||||
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи | |||||
2.Стремление к продвижению по работе: | |||||
- я как руководитель |
Продолжение таб. 5
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи | |||||
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей: | |||||
- я как руководитель | |||||
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи | |||||
5.Ориентация на престиж и уважение со стороны других: | |||||
- я как руководитель | |||||
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи | |||||
6.Удовлетворение от хорошо выполненной работы: | |||||
- я как руководитель | |||||
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи |
Продолжение табл. 5
7. Общественная полезность труда: | |||||
- я как руководитель | |||||
- мой руководитель | |||||
- я сам | |||||
- мои товарищи |
Рассчитайте ВМ, ВПМ ВОМ следующим образом:
ВМ = баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7 разделить на 2;
ВПМ= сумма баллов за ответы 1,2,5 разделить на 2;
ВОМ=сумма баллов за ответы 3 и 4 разделить на 2.
Впишите полученные показатели в таблицу
Таблица 6. Оценка результатов
Мотивация | |||
внутренняя | внешняя | ||
положительная | отрицательная | ||
- я как руководитель | |||
- мой руководитель | |||
- я сам | |||
- мои товарищи | |||
Сумма: |
Обработка результатов и выводы
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ>ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Тест. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»[27 с. 78]
Методика разработана Т.Л. Бадаевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом
Проведение опроса
Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семи бальной шкале: «очень удовлетворен» (+3балла); «в основном удовлетворен» (+2); «скорее удовлетворен» (+1); « и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1); « в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).
Оцениваемые факторы:
1. Значимость профессии.
2. Престижность профессии.
3. Вид трудовой деятельности.
4. Организация труда.
5. Санитарно – гигиенические условия.
6. Размер заработной платы.
7. Возможность повышения квалификации.
8. Отношение администрации у труду, отдыху и быту работников.
9. Взаимоотношения с коллегами.
10. Потребность в общении и коллективной деятельности.
11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.
12. Возможность творчества в процессе работы.
13. Удовлетворенность работой в целом.
Обработка результатов и выводы
Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов ( с учетом их знака).
Тест. Методика «Потребность в достижении»[27 с. 86]
Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижении (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личное свойство, установку.
Инструкция
Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны – «нет».
Текст опросника
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для меня смысл.
3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, в не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Обработка результатов
За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да» - по положениям 2,6-8,14,16,18,19,21-23; только за ответы «нет» - по положениям 1,3-5,9-13,15,17,20. Потребность в достижениях (ПД) равна суме баллов за ответы «да» и «нет».
Выводы
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
Тест: опросник «МАС» [27 с. 99]
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Инструкция
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, если вы согласны с данным высказыванием. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Таблица 7. Оценка опросника
№ | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
Мне нравится быть в центре внимания | ||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту | ||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других | ||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам | ||||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим |
Продолжение таб. 7
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей | ||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||
Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи | ||||
Азарт состязания мне чужд | ||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией | ||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной | ||||
Я готов работать не пределе своих сил, чтобы опередить конкурента | ||||
Мое честолюбие помогает моим достижениям | ||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать | ||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в их | ||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня | ||||
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать | ||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества и выйти победителем из ситуации | ||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему | ||||
Меня радует возможность много и интенсивно работать | ||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы на то, чтобы обойти конкурентов | ||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей | ||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно |
Окончание таб. 7
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов | ||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей | ||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего |
Ключ к тесту
Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1,4,7,10,13,16,22,28,31,34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 2,5,8,11,17,20,23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14,26,29,32,35.
Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 3,6,12,15,18,21,24,30,33,36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма балов с учетом знаков. Выводы
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у обследуемого выражено соответствующее стремление.
Методика «Мотивация к успеху»[27 с. 101]
Автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, успеху
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте в бланке для ответа знак «+» (да), при несогласии – знак «-» (нет).
Текст опросника
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие – это основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. На моем честолюбии легко сыграть.
18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи у какой то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремиться к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры.
Обработка результатов
По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2-5,7-10,14-17,21,22,25-30,32,37,41 и «нет» - по следующим: 6,13,18,20,24,31,36,38,39. Ответы по пунктам 1,11,12,19,23,33-35,40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.
Выводы
Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованного выражена мотивация на достижение успеха.
Тест. Методика «Мотивация к избеганию неудач»[27 с. 103]Предложена Т. Элерс.
Инструкция
Вам предлагается список слов и 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель – это номер строки, а знаменатель – номер слова в строке).
Таблица 8. Вид опросного листа со списком слов
№ | |||
смелый | бдительный | предприимчивый | |
кроткий | робкий | упрямый | |
осторожный | решительный | пессимистичный | |
непостоянный | бесцеремонный | внимательный | |
неумный | трусливый | не думающий | |
ловкий | бойкий | предусмотрительный | |
хладнокровный | колеблющийся | удалой | |
стремительный | легкомысленный | боязливый | |
не задумывающийся | жеманный | непредусмотрительный | |
оптимистичный | добросовестный | чуткий | |
меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый | |
трусливый | небрежный | взволнованный | |
опрометчивый | тихий | боязливый | |
внимательный | неблагоразумный | смелый | |
рассудительный | быстрый | мужественный | |
предприимчивый | осторожный | предусмотрительный | |
взволнованный | рассеянный | робкий | |
малодушный | неосторожный | бесцеремонный | |
пугливый | нерешительный | нервный | |
исполнительный | преданный | авантюрный |
Продолжение таб. 8
предусмотрительный | бойкий | отчаянный | |
укрощенный | безразличный | небрежный | |
осторожный | беззаботный | терпеливый | |
разумный | заботливый | храбрый | |
предвидящий | неустрашимый | добросовестный | |
поспешный | пугливый | беззаботный | |
рассеянный | опрометчивый | пессимистичный | |
осмотрительный | рассудительный | предприимчивый | |
тихий | неорганизованный | боязливый | |
оптимистичный | бдительный | беззаботный |
Обработка результатов
Испытуемый получает по 1 баллу за следующие пункты: 1/2;2/1;2/2;3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2 ;12/1; 12/3;13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2 ; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида
Таблица 9. Бланк-ключ
В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т.д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.
Выводы
Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к защите.
При сумме от 2 до 10 баллов – низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите; при сумме от 11 до 15 баллов – средний уровень мотивации; при сумме от 16 до 20 баллов – высокий уровень мотивации; при сумме свыше 20 баллов – очень высокий уровень мотивации.