Имидж основателя или основных руководителей организации.
Имидж основателя или основных руководителей включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках основателя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки и параметры не основной деятельности, или точнее контекст, в котором действует основатель (руководители) организации.
Внешность. Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой руководителя, не требующей для своего опознания длительного времени, представляет собой один из источников невербальной информации о нем.
4. Имидж персонала. Имидж персонала - собирательный обобщенный
образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Имидж персонала формируется, прежде всего, на основе прямого контакта с работниками организации потребителей, представителей контактных аудиторий и др. субъектов рынка. При этом каждый работник может рассматриваться как лицо организации, по которому судят о персонале в целом.
5. Визуальный имидж организации. Визуальный имидж организации является представлением организации, результатом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, внешнем облике персонала, а также фирменной символике.
На визуальный имидж организации оказывают влияние индивидуальные (эстетический вкус) психологические и этнические (символика цвета в различных национальных культурах) особенности восприятия предметов, в том числе одежды, помещений и их оформления. Кроме того, визуальный имидж организации находится под воздействием социальных факторов, таких как мода, мнение значимых других.
6. Социальный имидж организации. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Социальный имидж формируется посредством информирования общественности о социальных аспектах деятельности организации, таких как спонсорство, меценатство, поддержка общественных движений, участие в решении проблем экологии, занятости, здравоохранения и т.д.
7. Бизнес-имидж организации. Бизнес-имидж организации - представления об организации как субъекте определенной деятельности. Основные составляющие бизнес – имиджа: деловая репутация, соблюдение этических норм бизнеса, деловая активность организации, индикаторами которой являются: объем продаж; относительная доля рынка; инновационность, технологии и степень ее освоения; патентная защита; разнообразие товаров; гибкость ценовой политики; доступ к сбытовым сетям.
Имиджевый профиль (профиль - совокупность основных, типичных черт, характеризующих имидж) предприятия – работодателя представлен в таблице 1 .
Таблица 1. Пример имиджевого профиля организации - работодателя
Оценка имиджевого профиля | ||||||
Прогрессивность | Отсталость | |||||
Хозяйственность | Бесхозяйственность | |||||
Прозрачность | Запутанность | |||||
Открытость | Замкнутость | |||||
Щедрость, великодушие | Мелочность | |||||
Небюрократичность | Бюрократичность | |||||
Нацеленность на будущее | Бесперспективность | |||||
Дальновидность | Близорукость | |||||
Поддержка | Тормоз | |||||
Совещательность | Приказ | |||||
Следование традициям | Отсутствие традиции | |||||
Надежность | Ненадежность | |||||
Социальность | Несоциальность | |||||
Открытость | Скрытость, утаивание | |||||
Справедливость | Несправедливость | |||||
Гарантии | Отсутствие гарантий | |||||
Подвижность | Неподвижность, жесткость | |||||
Дружественный настрой | Отсутствие дружеского настроя | |||||
Увлекательная работа | Скука | |||||
Коллегиальность в работе и принятия решений | Неколлегиальность | |||||
Демократичность | Отсутствие демократии в руководстве и принятии решений |
Методы анализа имиджа персонала.Для анализа имиджа персонала используют следующие методы:
Опрос общественного мнения. Опросы общественного мнения, базирующиеся на социально-научной основе и родившиеся в процессе исследования имиджа продукта в рамках рыночной психологии, редко используют для выявления имиджа персонала, прежде всего по причине их высокой стоимости. Однако изменение имиджа персонала часто находятся в тесной зависимости с изменениями имиджа продукции организации. Выявив проблемы, можно успешно управлять ситуацией.
Приток заявлений на работу. Изучая заявительные документы, поступившие из внешних источников, необходимо отследить в их массиве долю невостребованных организацией, а также полученных при участии посредников и от родственников работников, занятых в организации.
При анализе внутренних заявлений на освободившиеся или новые вакансии можно получить результаты об их увеличении, стагнации или уменьшении относительно прошлых периодов и остальных заявительных документов. Дополнительные сведения можно получить также на основе изучения поведения практикантов, предлагающих предприятию по окончании практики свои услуги в качестве штатных сотрудников. Если преобладающая часть практикантов регулярно теряется из-за трудоустройства в другие организации или предприятие вообще не использует их как источник кадрового пополнения, можно говорить о негативных для его имиджа последствиях.
Текучесть кадров, простои и прогулы. Из анализа тенденции процесса текучести, простоев и прогулов можно сделать заключение о настроении среди сотрудников предприятия или их части. Прежде всего, при высокой степени выраженности этих явлений возникает опасность выноса сотрудниками своего негативного настроения вовне и, как следствие, возможного ухудшения имиджа персонала.
Высказанная критика и личное недовольство.Объем и содержание критики, высказанной начальнику или службе персонала, позволяют судить о настроении в коллективе. Работники, открыто выражающие критику, показывают свое личное недовольство происходящим внутри предприятия. Если они решаются на ультиматум и официальную жалобу, то это является одним из предупредительных сигналов об их дальнейшем поведении и вместе с этим, соответственно, имидже. Развиваясь внутри предприятия, проявленная неудовлетворенность может распространяется на вновь принятых сотрудников.
Собеседования с работниками. Каждое собеседование с сотрудниками должно быть использовано для того, чтобы услышать мнение партнера по разговору о коммуникациях, стиле и поведении на предприятии, избегая при этом такого варианта общения, как «сплетни на завалинке», и добиваясь истинной и реалистичной картины. В этом случае можно честным и открытым способом устранить выявленные недоразумения.
Особое значение в этой связи имеет беседа с каждым сотрудником, увольняющимся с предприятия по собственному желанию. Такой разговор должен играть роль не только заключительного интервью для выяснения мотива увольнения. С его помощью можно еще до разрыва трудовых отношений своевременно повлиять на негативное настроение работника. Оценка причин и сопутствующих им обстоятельств, приведших к увольнению по собственному желанию, имеют самое непосредственное влияние на имидж персонала на рынке труда.
Совет организации как важный источник информации. Практика показала, что необходимо принимать во внимание тот факт, что совет организации, как правило, обладает информацией и контактами, не доступными службе персонала. Если предпосылками взаимодействия с ним является основанное на взаимном доверии сотрудничество, то совет может быть успешно включен в исследования и формирование кадрового имиджа, в позитивности которого он будет также сильно заинтересован.