Тема 9. формирование стратегии.
Формирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.
Процесс формирования стратегиизаключает в себе три этапа:
1. формирование общей стратегии организации;
2. формирование конкурентной (деловой) стратегии;
3. определение функциональных стратегий фирмы.
Этап. Формирование общей стратегии.
Существует 3 альтернативы общей стратегии предприятия:
1. Стратегия стабильности;
2. Стратегия сокращения;
3. Стратегия роста.
1. Стратегия стабильности- сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке.
2. Стратегия сокращения.Заключается в перегруппировке сил после роста или в связи необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения во внешней среде.
Ее разновидностями являются:
Стратегия ликвидации
Описание стратегии
Представляет собой предельный случай стратегии сокращения и связана с прекращением бизнеса.
Условия осуществления стратегии
Компания не может вести дальнейший бизнес.
Стратегия «сбора урожая»
Описание стратегии
Отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Данная стратегия предполагает:
q Сокращение затрат на закупки
q Сокращение затрат на рабочую силу
q Получение максимального дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства
Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, что бы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения максимального совокупного дохода.
Условия осуществления стратегии
Бизнес бесперспективен и не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая».
Стратегия сокращения
Описание стратегии
Заключается в том, что компания закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, с целью осуществления долгосрочного изменения границ ведения бизнеса.
Условия осуществления стратегии
q В диверсифицированной компании один из бизнесов плохо сочетается с другими
q Нужны средства для развития более перспективных, либо же открытие новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов
Стратегия сокращения расходов
Описание стратегии
Данная стратегия достаточно близка к стратегии сокращения и заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведения соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Отличительными особенностями данной стратегии является то, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также то, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана:
q Со снижением производственных затрат
q Повышением производительности
q Сокращением найма и даже увольнением персонала
q Прекращением производства неприбыльных продуктом и закрытием соответствующих производственных мощностей
3. Стратегия роста- увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков.
Разновидности стратегии роста:
Стратегии концентрированного роста
Изменение продукта и/или рынка
Описание стратегий
Данные стратегии связаны с изменениями продукта и/или рынка. В случае следования этим стратегиям компания пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо же перехода на новый рынок.
Стратегия усиления позиции на рынке
Описание стратегии
Фирма делает все, что бы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.
Требования к компании для реализации стратегии
q Применение больших маркетинговых усилий
q Осуществление горизонтальной интеграции, при которой компания пытается установить контроль над своими конкурентами или поглотить их
Стратегия развития рынка
Описание стратегии
Заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта.
Стратегия развития продукта
Описание стратегии
Заключается в выпуске нового или усовершенствованного продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке.