Расчёт стоимости объекта с использованием сравнительного подхода
Методы оценки в рамках сравнительного подхода
В соответствии с методологией сравнительного подхода, величиной стоимости оцениваемого предприятия является наиболее вероятная реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. В рамках данного подхода используются следующие методы: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. В данной курсовой работе оценка стоимости производится методом рынка капиталов (компании-аналога).
Метод компании-аналога (рынка капитала) базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий.
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия по сравнительному (рыночному) подходу основано на использовании ценовых мультипликаторов.
Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой всех акций (капитализацией) и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является показателем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия. Такими показателями в зависимости от принятой методики могут относиться: прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и некоторые другие. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия, получим стоимость оцениваемого предприятия.
Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами. Основные критерии отбора следующие:
ü Отраслевое сходство – список потенциально сопоставимых предприятий всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.
ü Размер является важнейшим критерием при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера предприятия включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д.
ü Перспективы роста – необходимо определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия.
ü Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами: сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств; оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами; анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами – способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.
ü Качество менеджмента – оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место предприятия на рынке.
Выбор компаний-аналогов
В качестве объектов сравнения используется стоимость акций предприятий, основными видами деятельности которых являются такие же как и у анализируемого предприятия. Источниками информации об условиях и ценах продаж является информация фондового рынка (http://rts.micex.ru/ru/info/issuers/).
В Таблице 2 приводится информация о цене акций компаний, выбранных на основании принадлежности к одной отрасли, масштаба и финансового положения. Привести информацию о 8-10 компаниях. Цена сделок должна соответствовать дате проведения оценки. Если цена сделки указана в $, то следует перевести в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения сделок.
Таблица 2. Информация о цене акций компаний-аналогов
№ | Наименование компании | Средняя цена сделок, тыс. руб. | Общее количество обыкновенных акций в обращении, акции | Рыночная капитализация, руб. |
…. |
Для проведения дальнейших расчетов следует выбрать компанию, обосновав свой выбор. Следует учесть, что для расчета мультипликаторов должна быть доступна информация о финансовом положении компании-аналога. Студентам рекомендуется пользоваться сайтом для открытой публикации финансовой отчетности акционерных обществ http://disclosure.skrin.ru или другим аналогичным сайтом.
Финансовый анализ компании-аналога проводится в более укрупненной форме, чем анализируемого предприятия. Основные показатели анализа приводятся в таблице 3
Таблица 3. Сравнение финансового положения анализируемого предприятия и компании-аналога
Наименование показателя | Значение анализируемого предприятия | Значение компании-аналога |
Выручка от реализации, тыс. руб. | ||
Прибыль до налогообложения и оплаты процентов | ||
Прибыль до налогообложения | ||
Чистая прибыль, тыс. руб. | ||
Валюта баланса, тыс. руб. | ||
Оборотные активы | ||
Балансовая стоимость чистых активов (собственного капитала), тыс. руб. | ||
Краткосрочные обязательства | ||
Коэффициент текущей ликвидности | ||
Коэффициент автономии | ||
Оборачиваемость активов | ||
Оборачиваемость оборотных активов | ||
Рентабельность продаж | ||
Чистая рентабельность продаж |
Основные мультипликаторы, использующиеся в оценочной практике:
· Капитализация / Годовая выручка (P\S);
· Капитализация/ Прибыль до налогообложения (P/EBT);
· Капитализация/ Прибыль до налогообложения и оплаты процентов (P/EBIT);
· Капитализация/ Чистая прибыль (P\E);
· Капитализация / Денежный поток (P\CF);
· Капитализация / Чистые активы (P\BV).
Студентам следует самостоятельно выбрать 3 мультипликатора для дальнейших расчетов. В Таблице 4 следует привести итоговые значения рассчитанных мультипликаторов. Расчет мультипликаторов показать в тексте.
Таблица 4. Оценочные мультипликаторы для компании-аналога
Наименование мультипликатора | Рыночная капитализация, руб. | Базовый финансовый показатель, тыс. руб. | Значение мультипликатора |
Далее определяется итоговая величина стоимости оцениваемого предприятия по каждому мультипликатору. Итоговые значения стоимости оцениваемого предприятия по каждому мультипликатору приводятся в таблице 5.
Таблица 5. Расчет капитализации оцениваемого предприятия.
Наименование мультипликатора | Значение соответствующего мультипликатора | Значение базового показателя оцениваемого предприятия, тыс. руб. | Капитализация (стоимость собственного капитала), тыс. руб. |
Среднее значение, тыс. руб. |
При этом итоговая рыночная стоимость компаний будет определяться как среднее арифметическое по всем стоимостям.
На основании проведенных расчетов необходимо определить рыночную стоимость одной акции.
Рыночная цена акции = Капитализация/Количество акций в обращении
Рассчитанную рыночную стоимость акции следует сравнить с балансовой стоимость акции (BV), рассчитанной в методе чистых активов.