Расчёт стоимости объекта с использованием сравнительного подхода

Методы оценки в рамках сравнительного подхода

В соответствии с методологией сравнительного подхода, величиной стоимости оцениваемого предприятия является наиболее вероятная реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. В рамках данного подхода используются следующие методы: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. В данной курсовой работе оценка стоимости производится методом рынка капиталов (компании-аналога).

Метод компании-аналога (рынка капитала) базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий.

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия по сравнительному (рыночному) подходу основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой всех акций (капитализацией) и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является показателем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия. Такими показателями в зависимости от принятой методики могут относиться: прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и некоторые другие. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия, получим стоимость оцениваемого предприятия.

Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами. Основные критерии отбора следующие:

ü Отраслевое сходство – список потенциально сопоставимых предприятий всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы.

ü Размер является важнейшим критерием при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера предприятия включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д.

ü Перспективы роста – необходимо определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия.

ü Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами: сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств; оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами; анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами – способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

ü Качество менеджмента – оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место предприятия на рынке.

Выбор компаний-аналогов

В качестве объектов сравнения используется стоимость акций предприятий, основными видами деятельности которых являются такие же как и у анализируемого предприятия. Источниками информации об условиях и ценах продаж является информация фондового рынка (http://rts.micex.ru/ru/info/issuers/).

В Таблице 2 приводится информация о цене акций компаний, выбранных на основании принадлежности к одной отрасли, масштаба и финансового положения. Привести информацию о 8-10 компаниях. Цена сделок должна соответствовать дате проведения оценки. Если цена сделки указана в $, то следует перевести в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения сделок.

Таблица 2. Информация о цене акций компаний-аналогов

Наименование компании Средняя цена сделок, тыс. руб. Общее количество обыкновенных акций в обращении, акции Рыночная капитализация, руб.
       
….        

Для проведения дальнейших расчетов следует выбрать компанию, обосновав свой выбор. Следует учесть, что для расчета мультипликаторов должна быть доступна информация о финансовом положении компании-аналога. Студентам рекомендуется пользоваться сайтом для открытой публикации финансовой отчетности акционерных обществ http://disclosure.skrin.ru или другим аналогичным сайтом.

Финансовый анализ компании-аналога проводится в более укрупненной форме, чем анализируемого предприятия. Основные показатели анализа приводятся в таблице 3

Таблица 3. Сравнение финансового положения анализируемого предприятия и компании-аналога

Наименование показателя Значение анализируемого предприятия Значение компании-аналога
Выручка от реализации, тыс. руб.    
Прибыль до налогообложения и оплаты процентов    
Прибыль до налогообложения    
Чистая прибыль, тыс. руб.    
Валюта баланса, тыс. руб.    
Оборотные активы    
Балансовая стоимость чистых активов (собственного капитала), тыс. руб.    
Краткосрочные обязательства    
Коэффициент текущей ликвидности    
Коэффициент автономии    
Оборачиваемость активов    
Оборачиваемость оборотных активов    
Рентабельность продаж    
Чистая рентабельность продаж    

Основные мультипликаторы, использующиеся в оценочной практике:

· Капитализация / Годовая выручка (P\S);

· Капитализация/ Прибыль до налогообложения (P/EBT);

· Капитализация/ Прибыль до налогообложения и оплаты процентов (P/EBIT);

· Капитализация/ Чистая прибыль (P\E);

· Капитализация / Денежный поток (P\CF);

· Капитализация / Чистые активы (P\BV).

Студентам следует самостоятельно выбрать 3 мультипликатора для дальнейших расчетов. В Таблице 4 следует привести итоговые значения рассчитанных мультипликаторов. Расчет мультипликаторов показать в тексте.

Таблица 4. Оценочные мультипликаторы для компании-аналога

Наименование мультипликатора Рыночная капитализация, руб. Базовый финансовый показатель, тыс. руб. Значение мультипликатора
       
       
       

Далее определяется итоговая величина стоимости оцениваемого предприятия по каждому мультипликатору. Итоговые значения стоимости оцениваемого предприятия по каждому мультипликатору приводятся в таблице 5.

Таблица 5. Расчет капитализации оцениваемого предприятия.

Наименование мультипликатора Значение соответствующего мультипликатора Значение базового показателя оцениваемого предприятия, тыс. руб. Капитализация (стоимость собственного капитала), тыс. руб.
       
       
       
Среднее значение, тыс. руб.      

При этом итоговая рыночная стоимость компаний будет определяться как среднее арифметическое по всем стоимостям.

На основании проведенных расчетов необходимо определить рыночную стоимость одной акции.

Рыночная цена акции = Капитализация/Количество акций в обращении

Рассчитанную рыночную стоимость акции следует сравнить с балансовой стоимость акции (BV), рассчитанной в методе чистых активов.

Наши рекомендации