Путей повышения экономической эффективности
Деятельности магазина «Айсберг» ИП Муханов А.И.
В данном разделе приведены примеры расчетов экономического обоснования некоторых мероприятий.
1. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота.
На величину розничного товарооборота влияют такие факторы, как товарные фонды, численность работников и производительность их труда, рациональное использование основных средств предприятия и т.д.
Величина фактической реализации товаров находится в прямой зависимости от товарных фондов, т.е. поступление товаров и товарных запасов на начало и конец года. Для определения влияния на величину розничного оборота изменения выше величин применяют следующую формулу:
Qзап + Qт = Qр +Qвыб + Qзап,
где: Qзап – запас товаров на начало отчетного года;
Qт – поступление товаров в течение года;
Qр – реализация товаров в розницу;
Qвыб – прочее выбытие товаров;
Qзап – запас товаров на конец года.
Расчет по формуле позволит определить как влияем уменьшение товарного запаса, а также поступление товаров, на объем реализации. Расчет влияния на объем розничного товарооборота отдельных элементов товарного баланса по таблице 18.
Таблица 18 - Товарный баланс торга на перспективу, тыс. руб.
Элементы товарного баланса | Факт. | Перспектива |
Запасы товаров на начало периода, (Qзап./) | ||
Поступление товаров, (Qт) | ||
Всего в приходе с остатком, (Qзап/ + Qт) | ||
Реализация товаров в розницу, (Qр) | ||
Прочее выбытие товаров, (Qвыб.) | ||
Итого в расходе, (Qр+Qвыб.) | ||
Запасы товаров на конец периода, (Qзап.) | ||
Всего в расходе с остатком, (Qр+Qвыб.+Qзап.) |
Величина объема розничной реализации товаров:
Qр= Qзап./+Qт-Qвыб.-Qзап.
Qр факт=4560+3700-52-2258=5950
Qр перспектива=5300++4200-94-1506=7900
Из указанных данных делаем вывод о том, что увеличение товарного запаса и объем поступления товаров оказывают влияние на объем реализации (7900-5950=1950) в сторону увеличения на 24,68 %.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Так чистая прибыль, полученная предприятием, к 2014 г. снижается на 36,6%.
Исходя из проведенного анализа деятельности торгового предприятия, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день предприятие находится в крайне нестабильном финансовом положении. Для решения возникшей проблемы предлагается несколько путей решения, основные из них:
1. Поддержание устойчивого ассортимента товаров,
ориентированного на сезонность, спрос и на покупателей со средним достатком;
2. Эффективное использовать имеющихся торговых площадей,
рациональное проведение выкладки товаров;
3. Организация системы безналичного расчета за приобретенный
товар (по пластиковым картам).
4. Эффективное использование кредитов банка, участие в программах
поддержки субъектов малого предпринимательства.
Выводы и предложения
Майонез − сложный тонкодисперсный, однородный, расслаивающийся продукт, приготовленный из рафинированных растительных масел, воды с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, вкусоароматических добавок, пряностей и других пищевых ингредиентов.
Майонез представляет собой мелкодисперсную сметанообразную эмульсию типа «масло в воде», приготовленную из рафинированных дезодорированных растительных масел с добавлением белковых, вкусовых компонентов и пряностей. Майонез один из наиболее потребляемых (практически повседневных) продуктов на столе россиян, применяется в качестве приправы для улучшения вкуса и усвояемости пищи, а также в качестве добавки при приготовлении различных блюд.
Сегодня на российском рынке представлена продукция большого числа производителей, начиная от таких международных компаний, как «Юнилевер», «Хайнц» и крупных российских производителей, например «Пётросоюз», «ЭФКО», «НМЖК», «Балтимор», до небольших местных жировых комбинатов, работающих исключительно на региональный рынок.
Данные по долям компаний на рынке, которые указывают производители, различаются между собой, тем не менее среди основных производителей майонеза можно назвать Нижегородский МЖК (14%), «ЭФКО» (12%), Екатеринбургский ЖК (11%), «Юнилевер - СНГ» (8%) и Московский ЖК (6%).
В зависимости от массовой доли жира майонезы подразделяются на: высококалорийные, среднекалорийные, низкокалорийные.
Майонез является мультикомпонентной системой, а качественный и количественный состав ингредиентов определяет его функции и свойства. При изготовлении майонезов используют следующее сырье: растительное рафинированное дезодорированное масло, яичный порошок или сухой яичный желток, молоко сухое, сахар, соль, горчичный порошок, уксус (или лимонную кислоту) и другие компоненты в зависимости от вида майонеза.
Кроме основных продуктов в состав майонезов входят эмульгаторы, стабилизаторы, структурообразователи, а также вкусовые, функциональные и другие пищевые добавки, придающие майонезам различный вкус, аромат, пищевую и физиологическую ценность и позволяющие создать большой ассортимент этих продуктов.
Наиболее важным дефектом майонеза является расслаивание эмульсии, в результате чего из массы выделяется жир. Расслаивание майонеза является следствием разрушения эмульсии. Кроме того, к дефектам майонеза относятся: наличие большого количества пузырьков воздуха; прогорклый привкус, вызванный порчей жировой основы; несвойственные майонезу привкусы и запахи различного происхождения; неоднородность окраски.
ИП Муханов А.И. имеет в собственности магазин «Айсберг» находящийся по адресу: Тюменская область, Казанский район, п. Челюскинцев, ул. Советская, 5. Режим работы магазина с 8.00 до 20.00, без обеда и выходных дней. Магазин располагается в отдельно стоящем здании. Общая площадь магазина – 89 м2, торговая – 61м2.
Ассортимент магазина включает в себя все необходимые группы продовольственных товаров и минимум непродовольственных товаров. Продукция данного магазина удовлетворяет спрос покупателей. Продукты всегда свежие, степень обновления товаров высокая. Эффективность проведения ассортиментной политики в данном магазине удовлетворяет потребностям потребителей.
В магазине реализуется 8 наименований майонеза и майонезных соусов известных торговых марок, зарекомендовавших себя на отечественном рынке. Наибольший удельный вес в ассортименте майонеза занимают два основных производителя продукции ОАО «Жировой комбинат» ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» на долю которых приходится 37,5% и 25% соответственно. На долю ООО «Юнилевер Русь», г.Москва, ОАО «Казанский жировой комбинат» и ОАО «Нэфис - Биопродукт», Татарстан приходится по 12,5 % от общего ассортимента представленной группы товаров.
При исследовании полноты маркировочных данных майонеза установлено, что данные майонеза «Ряба», майонеза «Ласка» и майонеза «Мечта хозяйки» соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Упаковка всех трех видов майонеза «дой-пак» не повреждена, отсутствуют какие-либо посторонние включения. Оформление яркое, красочное, запоминающееся, значительно отличающееся друг от друга, своеобразное для каждого наименования.
По органолептическим показателям майонезы «Ряба», «Ласка » и «Мечта хозяйки» отклонений не имеют. Следовательно, испытуемые виды майонеза по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху и цвету соответствуют требованиям ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия» и ФЗ №90 от 24.06.2008 «Технический регламент на масложировую продукцию».
Проведя изучение потребительских предпочтений в магазине «Айсберг» установили, что около 60% респондентов покупают майонез не реже чем раз в неделю и чаще, что говорит о признании продукта, как часто употребляемого. Большинство респондентов выбирают майонезы марки «ЕЖК» и «Ряба». Покупатели п.Челюскинцев отдают предпочтение классическому майонезу, так ответило 57% покупателей. Для 31% опрошенных обязательным условием при покупке майонеза является низкая цена.
Выручка от реализации была снижена на 2,94%, стоимость производственных фондов на 24,73 %, численность работников на 40%, электрические мощности 7,14%. Затраты на реализацию к 2014 г. увеличиваются на 175,9 тыс. руб., при этом и чистая прибыль и рентабельность продаж снижаются на 368,9 тыс. руб. и 5,91% соответственно.
Хотелось бы порекомендовать руководству магазина «Айсберг»:
- Расширить ассортимент выпускаемой продукции, путем включения в него новых видов майонезов;
- Проведение дегустации;
- Для улучшения условий труда можно сделать ремонт и улучшить освещенность рабочей зоны;
- Провести мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции, путем проведения акций для потребителей и использовать гибкую систему скидок;
- Периодически проводить обучение обслуживающего и управляющего персонала;
- В связи с тем, что на расстояние 200 метров от магазина проходит трасса федерального значения, поток машин по которой значительно существенный, необходимо установить рекламный щит, информирующий о магазине и товарах в нем.
Список литературы
1. ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия».
2. ГОСТ Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
3. ГОСТ 30004.1-93, Майонезы. Общие технические условия.
4. ГОСТ 30004.2-93. Майонезы. Правила и методы испытаний.
5. ГОСТ Р 51474-99. Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами.
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: Госсанэпиднадзор России, 2001. - 207с.
7. Аристов О.В. Управление качеством / О.В. Аристов. – М.: Инфра-М, 2004.-204 с.
7. Ахмин A.M. Основы управления качеством продукции: Учеб. пособие / А.М. Ахмин. – СПб.: Союз, 2002.-188 с.
8. Васильева, Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза / Г.А. Васильева и др. – М.: Банки и биржи: Юнити, 2005.-135 с.
9. Герасимова, В.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. / В.А. Герасимова, Е.С. Белокурова, А.А. Вытовтов. – СПб.: Питер, 2005.-416 с.
10. Гличев, А.В. Основы правления качеством продукции / А.В. Гличев. – М.: АМК, 2004.-175 с.
11. Дашков, Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-520 с.
12. Дзюбияский Р.Н. Масложировая промышленность России / Р.Н. Дзюбиянский // Масложировая промышленность. - 2003. - № 1. - С. 6-8.
13. Жаворонкова А.Ю. Оценивая ароматизаторы / А.Ю. Жаворонкова, И.А. Кудрявцева // Масложировая промышленность. - 2004. - №1. - С. 30.
14. Жиряева, Е.В. Товароведение / Е.В. Жиряева. – СПб.: Питер. - 2003.-415с.
15. Замедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров. / Е.А. Замедлина. – М.: Дело, 2005.-415 с.
16. Красовский, П.А. Товар и его экспертиза / П.А. Красовский. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.-235с.
17. Мамонова С.В., Удалова Л.П. Экспертиза пищевых жиров: Учеб. пособие / С.В. Мамонова, Л.П. Удалова. - Белгород: Кооперативное образование. 2002. - 94 с.
18. Нечаев Л.П. Майонезы / Л.П. Нечаев. – СПб.: ГИОРД, 2004.-80 с.
19. Николаев Б.Л. Исследования реологических характеристик майонеза летнего «Нежко» / Б.Л. Николаев // Масложировая промышленность. - 2004. - № 4. - С. 40.
20. Российский рынок майонезов (по материалам аналитиков компании «Балтимор») // Масложировая промышленность. -2004. -№10. - С. 41-44.
21. Удалова, Л.П. Экспертиза пищевых жиров: Учебно-методическое пособие / Л.П. Удалова, С.В. Мамонова. – Белгород: Кооперативное образование, 2003.-109 с.
22. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 2005. - 398с.
23. Горошенко А. Майонез / А. Горошенко // Коңюнктура товарных рынков. - 2004. - № 2. - С. 25-27.
24. Журавко Е.В. Майонез «Диабетический» с экстрактом стевии / Е.В. Журавко, Е.В. Грузунов // Масложировая промышленность. -2004.-№ 4.-С.42-46
25. Скурихин, И.М. Химический состав российских пищевых продуктов / И.М. Скурихин и др. – М.: ДеЛ и Принт, 2006. -236 с.
26. Соломатин А.Н. и др. «Экономика и организация торгового предприятия» – М.: ИНФРА, 2001.
27. Чепурной, И.П. Идентификация и фальсификация товаров. / И.П. Чепурной. – М.: ЮНИИ-Дана, 2006.-512 с.
28. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров.- СПб: ИНФРА, 2013.
Приложения