Цель, условия и принципы разработки управленческих

Решений

Цель разработки управленческого решения. Основные типовые задачи принятия решений (альтернатив).

Критерии выбора решения. Количественные и качественные критерии. Многоцелевые (многокритериальные) задачи. Экстремальные задачи. Оптимальные решения. Конфликтные задачи и компромиссные решения.

Ресурсные ограничения и принятие решения. Общие условия разработки управленческого решения.

Классификация и виды управленческих решений. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, и рациональные решения.Стратегические, административные и оперативные решения.

Основные методологические подходы к разработке управленческих решений.

Цель разработки управленческого решения. Основные типовые задачи принятия решений (альтернатив)

Предпосылкой успешной деятельности предприятия служит эффективная организация и управление его ресурсами. Очевидно, что и организация, и управление предприятием призваны обеспечить достижение целей и развитие предприятия на фоне подвижных факторов среды. Поэтому состав производственных и руководящих подразделений предприятия и связи между ними проектируются таким образом, чтобы иметь возможность продвигаться к намеченным ориентирам, несмотря на возникающие внешние и внутренние помехи (среди первых – повышение инфляции, снижение платежеспособного спроса, срывы поставок ресурсов, неплатежи потребителей услуг, обострение конкуренции на рынке и др., вторых – рассогласование в движении материальных, информационных и других потоков на предприятии, отказы оборудования, нарушения технологической и трудовой дисциплины, конфликты в коллективе и др.).

Между тем создание рациональной структуры предприятия является лишь необходимым условием его жизнеспособной деятельности. Достаточным же условием становится наполнение структуры предприятия ресурсными потоками (материально-техническими, энергетическими, трудовыми, информационными, финансовыми и др.) и придание их движению и накоплению такого режима, который позволит преодолеть негативное влияние помех и добиться поставленных целей, что входит уже в задачу управления предприятием. Тем самым организация и управление органически взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя вместе целостную систему менеджмента предприятия.

Исходя из этого, управленческая деятельность состоит в поиске и обеспечении выполнения решений, реализация которых отвечает стратегическим и тактическим намерениям предприятия в ожидаемой экономической ситуации. Вот почему каждое решение, с одной стороны, сохраняет в себе направленное движение к целям, а с другой, обязано уменьшить или нейтрализовать отклонения от плановой траектории поведения предприятия. Эта задача ныне приобретает особую актуальность ввиду того, что предприятие испытывает влияние быстрых перемен, требующих от него не менее оперативного реагирования. Ускорение изменений в нашем окружении и побуждает повышать эффективность принимаемых решений, на что неоднократно обращали внимание авторитетные теоретики менеджмента [1,2,3].

В частности, И. Ансофф для характеристики степени изменчивости окружения предприятия вводит понятие турбулентности внешней среды, уровень которой определяется комбинацией следующих факторов: непостоянством рыночной среды, скоростью изменений, интенсивностью конкуренции, технологическими возможностями, покупательскими предпочтениями, давлением со стороны правительства и отдельных влиятельных групп [2, с. 315-316]. Чем выше уровень турбулентности внешней среды, тем агрессивнее должно быть поведение предприятия на рынке, что имеет прямое отношение к его внутренним управленческим способностям.

Стремительность этого процесса выливается в непрерывную коррекцию деятельности предприятия, осуществляемую благодаря планированию показателей его работы и наблюдению за поведением внешней и внутренней среды предприятия. Поскольку по прошествии времени появляется возможность для сравнения полученных фактически результатов с запланированными показателями, последующее управленческое решение учитывает происходящие в среде изменения и обеспечивает «вывод» предприятия на расчетную траекторию. В итоге цель разработки управленческого решения заключается в достижении намеченных целей на основе анализа процесса деятельности и ресурсообеспечения предприятия с учетом прогноза изменения внешней и внутренней среды в плановом периоде.

Коротко коснемся характерных типов управленческих задач в работе предприятий. Выделяют следующие типовые задачи принятия решений (альтернатив) [4]:

упорядочение альтернатив – ранжирование их по некоторому критерию (по степени важности, необходимости и др.). Так, предприятие может определить наиболее выгодные для себя инвестиционные проекты и менее привлекательные в зависимости от их будущей доходности;

распределение альтернатив по классам решений – соотнесение их с классами лучших, посредственных и т.д. альтернатив. Например, отбраковка при планировании производства явно не пользующихся спросом видов продукции в отличие от товаров-лидеров;

выделение лучшей альтернативы – поиск предпочтительной альтернативы из набора возможных. В частности, это может быть отыскание самого высоко прибыльного плана производства продукции (услуг, работ и т.д.) среди допустимых вариантов плана.

Последние задачи обычно и составляют основной предмет изучения теории принятия решений и потому они будут в центре нашего внимания.

Критерии выбора решения. Количественные и качественные критерии. Многоцелевые (многокритериальные)задачи. Экстремальные задачи. Оптимальные решения. Конфликтные задачи и компромиссные решения

Выбор предпочтительного решения из множества возможных решений исходит из того, что существует мерило, оценивающее каждое решение и сообщающее о том, лучше оно или нет по сравнению с другими решениями. Такой измеритель определяет степень пригодности рассматриваемого решения с точки зрения достижения целей предприятия и указывает на наиболее выгодное решение, ввиду чего он и называется критерием выбора решения. Тем самым критерий выбора решения представляет собой показатель, обосновывающий принятие того или иного решения.

В литературе также можно встретить тождественные по смыслу понятия: показатель эффективности, качества, оптимальности. Выраженный в математических символах, такой критерий носит название целевой или критериальной функции.

В содержательном аспекте критерий представляет собой приоритетный для деятельности предприятия экономический показатель, например, выручку от реализации продукции (услуг, работ и т.д.), прибыль от продажи продукции, затраты на изготовление продукции, долю продукции предприятия на рынке, конкурентоспособность продукции и др.

Обычно различают количественные критерии, допускающие естественное численное измерение, и качественные, которые не могут непосредственно быть выражены в цифровой форме и потому оцениваются косвенным образом. Среди первых – натуральные (например, количество изготовленной продукции в штуках, тоннах и т.п.) и стоимостные (выручка, затраты, прибыль и т.д. в денежных единицах) показатели, среди вторых – социально-психологические параметры, конкурентоспособность продукции и др. Поэтому для выполнения формализованного анализа качественные критерии с помощью экспертного оценивания приобретают численную меру, что дает возможность вводить и обрабатывать такую информацию наряду с количественной и находить обобщающее решение.

Между тем в задаче критериев выбора решения может быть более одного (многоцелевые или многокритериальные задачи), что отвечает сложному характеру социально-экономических систем. Так, предприятие может стремиться к наращиванию объема продаж продукции и одновременно с этим к повышению ее конкурентоспособности, вследствие чего постановка задачи становится двухкритериальной.

Экономические задачи принятия решения чаще всего формулируются как экстремальные, отражая необходимость поиска экстремума критериальной функции – минимума или максимума ее значения в зависимости от характера критерия. Полученные с помощью применения оптимизационных экономико-математических методов, такие решения именуются оптимальными.

Следует заметить, что наряду с традиционной постановкой задачи максимизации извлекаемой прибыли, в настоящее время развивается и другой подход, вытекающий из психологии и раскрывающий ориентацию предприятий на некоторый уровень удовлетворенности. По этому поводу Г. Саймон пишет: «Если мы хотим объяснить поведение на основе этой теории, мы должны полагать, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного уровня продаж. Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации» [5, с. 55].

Примечательно, что цель большинства западных сервисных фирм - максимизация доходов, поскольку минимизация издержек, свойственная промышленным предприятиям, для фирм утрачивает актуальность из-за ее слабой зависимости от места расположения [6]. В этом отношении и управление прибылью рассматривается фирмами также в рамках задачи максимизации дохода или объема выработки продукции, ограниченной по объему в заданный период времени.

Вместе с тем между критериями может существовать противоречивость в том смысле, что достижение одного (одних) из них влечет за собой недостижимость для другого (других) критерия (критериев), причиной чему их объективная взаимосвязь и разнонаправленность изменения. Например, в упомянутой выше двухкритериальной постановке задачи максимум объема продаж продукции может быть не получен при условии максимизации общей конкурентоспособности выпускаемой продукции и наоборот. Подобный набор «трудно совмещаемых» критериев придает задаче конфликтный характер, ввиду чего они носят название конфликтных. Поиск решения в такой ситуации часто приводит к выбору компромиссного варианта, отвечающего в определенной мере всем учитываемым критериям. При этом степень компромисса является регулируемой и может варьироваться аналитиком, что позволяет находить взвешенное решение.

Приступая к задаче поиска наилучшего решения, следует тщательно обосновать и умело формализовать критерий или группу критериев, поскольку от этого зависит правильность разработки решения и успех деятельности предприятия.


Наши рекомендации