Трансфер технологий и интеллектуальная собственность
Трансфер технологий-передача инновационных разработок из научной сферы в промышленность.
Основной движущей силой, обеспечивающей передачу знаний из исследовательского в промышленный сектор, являются все более возрастающие потребности предприятий в инновациях, обусловленные жесткой конкуренцией в сфере экономики нововведений.
Важнейшим элементом процесса трансфера технологий является правовая охрана прав на ее использование, так как новая технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность, как правило, в двух случаях: если подтверждены исключительные права на использование или если технология составляет ноу-хау, что та является предметом правовой охраны. Это обстоятельство очень ярко прослеживается на развитых конкурентных рынках, таких, технологические рынки США и Великобритании. Дело в том, что в рыночных условиях новый продукт или технология могут быть реализованы в виде товара и доведены до конечного потребителя только в рамках определенного бизнеса, а современный бизнес воспринимает (иными словами, инвесторы не вкладывают деньги) технологии, не имеющие такого конкурентного преимущества, исключительные права, обеспеченные, например, патентом на изобретение. Менеджеры по коммерциализации технологий рассматривают наличие исключительных прав как необходимое условие вращения новой идеи в товар, в продукт для потребителя.
Для обозначения прав на результаты интеллектуальной деятельности в российском и международном законодательстве исполняется такая собирательная категория, как интеллектуальная собственность. В частности, в соответствии с трактовкой Всемирной организации интеллектуальной собственности интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
• литературным, художественным и научным работам;
• исполнительской деятельности, звукозаписи, радио- и теле- вещанию;
• изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
• научным открытиям;
• промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям;
• защите против недобросовестной конкуренции;
Это могут быть также другие права, связанные с результатами интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях.
Итак, сегодня практически любая инновационная технология неразрывно связана с исключительными правами на ее использование — правами интеллектуальной собственности.
Кроме того, как правило, трансфер технологии юридически представляет собой продажу лицензии на ее использование. Указанное справедливо и для других форм трансфера технологий, таких, как, например, заказные |НИОКР или поглощение технологически ориентированного предприятия. В частности, при выполнении заказных НИОКР важным элементом исследовательского контракта является раздел о правах не только на создаваемые объекты интеллектуальной собственности но и на предшествующие патенты и сопутствующие разработки. К сожалению, пока лишь немногие российские предприятия придают этому фактору договорных отношений должное значение, но в международной практике такой раздел договора на выполнение НИОКР уже стал общепринятой нормой — элементом культуры.
Учитывая вышеизложенное, в дальнейшем мы будем рассматривать охрану интеллектуальной собственности как неотъемлемый элемент процесса трансфера технологий.
Успех трансфера технологии и эффективность ее последующего использования в бизнесе определяется целым комплексом мер: правовых, технических и экономических.
Определяющая роль в этом списке принадлежит, конечно, правовой охране объекта.
Основной экономической мерой предупреждения нарушения исключительных прав является разумная ценовая политика. Некоторые владельцы прав на объекты интеллектуальной собственности неоправданно завышают цены на лицензионную продукцию, тем самым провоцируя развитие пиратского рынка как в сфере промышленной собственности, так и в сфере авторского права. Так, например, не соответствующая на наш взгляд, российскому уровню цен стоимость на российском рынке программных продуктов фирмы Microsoft является основной причиной того, что подавляющее большинство российских пользователей массовых продуктов, как WINDOWS и OFFICE, используют именно пиратские версии. С другой стороны, в российской практике есть целый ряд примеров адаптации цен на программные продукты (компания 1С, Москва) к возможностям конкретного рынка, которая привела в совокупности с другими мерами к снижению количества пиратских копий, увеличению продаж лицензионной продукции и, как следствие, к увеличению общих доходов владельцев прав.
Следует также подчеркнуть, что права интеллектуальной собственности- весьма важный аспект любого бизнеса, даже не связанного непосредственно с трансфером технологий. Выходя на международные рынки товаров и услуг, российские предприятия должны готовиться к более жестким правилам игры на рынке объектов ИС,
в следующих сферах:
• обеспечение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
• минимизация рисков, связанных с нарушением прав третьих лиц, в том числе при трансграничных перемещениях объектов ИС;
• капитализация нематериальных активов.
Существенной угрозой на внешних рынках для российских предприятий является широко распространенная и отработанная в развитых странах практика использования и оборота объектов как инструмента конкурентной борьбы и капитализации бизнеса. На международных рынках конкуренты будут более жестко по сравнению с отечественной практикой отслеживать нарушения исключительных прав ИС.
Таким образом, одна из основных задач подготовки российских предприятий к интеграции в мировую экономику — повышение инновационной культуры, в рамках которой проведение патентных исследований для оценки рыночной конъюнктуры, патентование изобретений для повышения конкурентоспособности собственного бизнеса, проверка патентной чистоты продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках стали бы традицией, общепринятой нормой на предприятии.
Предмет коммерческого права
По своему предмету коммерческое право сходно с предметом предпринимательского права, но в данном случае все же существует разница между предметами данных отраслей. Предпринимательское право, в частности, регулирует отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, в результате которой достигается одна из главных целей предпринимательства— получение прибыли.
Предметом коммерческого праваявляется правовое регулирование общественных отношений в сфере профессиональной торговой (коммерческой) деятельности,
Торговая деятельность(товарообращение) — это определенная цепочка взаимосвязанных действий по продвижению товара от производителя к потребителю.
Составляющими звеньями современной торговой деятельности являются:
1) сбыт товара непосредственно производителем;
2) деятельность профессиональных торговых посреднических (в большинстве случаев оптовых) фирм, передающих, продающих товар от производителя до торговой (как правило, розничной) сети;
3) деятельность розничных торговых коммерческих организаций (образующих торговую розничную сеть);
4) деятельность потребителей по приобретению товаров.
Следует иметь в виду, что могут существовать и иные виды организации торговой деятельности (например* продажа товара без посредников, продажа товаров на основании государственных заказов, купля-продажа товаров на биржах и т. д.).
Указанные выше действия регулируются большим количеством правовых норм, которые далеко не все прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, а разбросаны в различного рода законах и подзаконных нормативно-правовых актах, а также сформированы обычаями делового оборота, практикой.
Как видим, предмет коммерческого права по своему составу достаточно сложен и требует особого правового регулирования. Среди юристов бытует мнение о необходимости разработки Торгового Кодекса России, в котором должны быть урегулированы специальные нормы права о коммерческой деятельности. Возможно данный правовой акт, в случае его принятия, принесет положительные плоды для развития торговой, коммерческой деятельности в Российской Федерации.