Изучение рынка сырья и материалов

Изучение рынка сырья и материалов — один из элементов планиро­вания материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Целями исследования рынка сырья и материалов являются дос­тижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов.

В России в соответствии с существующей классификацией мате­риальных ресурсов различают:

• сырье — продукция добывающих отраслей;

• основные материалы — предметы труда, составляющие суб­станцию готовой продукции;

• вспомогательные материалы — предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;

• комплектующие детали и покупные полуфабрикаты — пред­меты труда, входящие в готовую продукцию и требующие до­полнительной обработки на данном предприятии и затрат труда на сборку.

Рационально закупить материальные ресурсы — значит приоб­рести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.

Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющая­ся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойст­вами все это делает рынок менее обозримым. В то же время усло­вием успешного материального обеспечения промышленного пред­приятия является наличие полной информации о рынке.

Более точно дать количественную оценку предложения матери­альных ресурсов на рынке можно на основании емкости рынка по формуле:

Е= Q + И - Э + 3, (4.2)

где Q— производство материального ресурса определенного вида; И, Э — соответственно импорт, экспорт материального ресурса определенного ви­да; 3— товарные запасы материального ресурса.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика, которая равна отношению фактического объема реализации поставщиком данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение этого показателя важно для предприятий — по­требителей, так как позволяет лучше оценить возможность каждого поставщика на рынке сырья и материалов.

При анализе предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет анализ их ассортимента: в том числе но­вые виды сырья и материалов, их характеристика. Особо значи­тельную роль при анализе предложения имеют ценына материаль­ные ресурсы, поскольку цены имеют в ряде случаев решающее зна­чение при выборе поставщиков. В зависимости от форм купли-продажи, сфер экономики цены на материальные ресурсы в усло­виях рынка подразделяются на мировые, договорные, оптовые, за­купочные, розничные.

Мировая цена— денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. По одним товарам она оп­ределяется уровнем цен стран-экспортеров, по другим — ценами бирж, по третьим — ценами ведущих фирм мира.

Договорная ценаустанавливается по договоренности между про­изводителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на опреде­ленные объемы продукции.

Оптовые (отпускные) ценына продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления а также точные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат, включая себестоимость продукции, а также прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Оптовые цены увеличиваются на сумму налога на добавленную стоимость, а оптовые цены на товары того потребления, облагаемые акцизами, — на сумму акцизов.

Свободные (закупочные) ценызаготовительных, снабженческо-сбытовых, оптово-посреднических, торгово-закупочных организаций включают оптовую отпускную цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, акциз, а также затраты этих организаций и прибыль, необходимую для их нормальной деятельности.

Свободные (розничные) ценыопределяются розничными органи­зациями в соответствии с конъюнктурой рынка на основе цены закупки с учетом налога на добавленную стоимость и торговой наценки. В торговую наценку включаются издержки обращения роз­ничной организации.

В условиях рынка цены подразделяются также в зависимости от воздействия государства на их определение на свободные рыночные и регулируемые государством.

Свободные рыночные ценыскладываются на основе конъюнктуры рынка и не испытывают воздействие государственных органов.

Регулируемые ценыиспытывают определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения либо регламентацией рентабельности. В настоящee время в России регулируются цены на электроэнергию и тепловую энергию, природный газ, реализуемый населению, и некоторые другие товары. Государственное регулирование цен имеет и в некоторых странах развитой рыночной экономики и определяется изменяющимися экономическими условиями,

Изучение перспектив развития рынка сырья и материалов тоже немаловажное значение, поскольку в мире происходит развитие научно-технического прогресса, совершаются открытия, могущие повлечь коренные изменения в области производства и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарооборота. Определенное место в изучении рынка сырья и материалов занимает анализ транспортных условий, содержание которого представлено на рис. 4.2.

При анализе конкретных поставщиковсырья и материалов roe значение имеет информация о состоянии портфеля заказов у поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время, Информация об уменьшении портфеля заказов у поставщика может использована заказчиком для получения льготных условий поставок, расчетов и получения скидок.

При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, т.е. решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные детали, комплектующие изделия у поставщи­ков, либо производить у себя. При решении этого вопроса опреде­ляющими моментами являются: состояние рынка сырья и материа­лов, уровень цен, производственные возможности самого предпри­ятия. Даже когда предприятие имеет все необходимые производст­венные возможности для изготовления у себя тех или иных деталей, материалов, вопрос о производстве в каждом отдельном случае должен тщательно и всесторонне анализироваться. Закупки на сто­роне и отказ от производства деталей внутри предприятия объяс­няются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализиро­ванных предприятий по сравнительно низким ценам.

Выработка стратегии снабженияосуществляется на основе срав­нительного стоимостного анализа, в основе которого лежат идеи рас­чета издержек по укрупненным частям, принадлежащие Ойгену Шмаленбаху (Eugen Schmalenbach) и составляющие основу возник­шего в США Direct Costing (директ-костинг) — вида расчета издержек на производство и реализацию продукции по укрупненным частям, в центре которого находится различие между издержками, постоянными по отношению к объему производства, и издержками, изменяющимися пропорционально объему производства. Постоянные издержки в расчете на единицу продукции снижаются с увеличением количества выпускаемой продукции.

К постоянным издержкамотносятся:

· амортизационные отчисления на здания, оборудование и ма­шины, производственно-конторский инвентарь, транспортные средства;

· заработная плата служащих, вспомогательного персонала и обязательные социальные выплаты;

· аренда оборудования и помещений;

· налог на землю;

· страховые взносы;

· издержки на научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы;

· расходы на рекламу;

· расходы на уборку, отопление и освещение помещений.

К переменным издержкамотносятся:

· основные и вспомогательные материалы для изготовления продукции;

· заработная плата основных производственных рабочих с обя­зательными социальными выплатами; топливо и нефтепродукты для изготовления продукции; упаковочные материалы;

· транспортные расходы на перевозку материально-технических ресурсов;

· расходы на реализацию продукции предприятия;

· канцелярские и почтово-телеграфные расходы.

Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие должно сравнивать собственные затраты на производство необходимых деталей комплектующих изделий, обозначаемые как

(V ∙Q+С),

Где V - переменные расходы предприятия в расчете на единицу комплектующих изделий;

С — постоянные расходы предприятия, с ценой поставщика, обозначаемой как

(S∙Q),

S — цена покупки единицы комплектующих изделий; Q— количество комплектующих изделий, необходимых для выпуска запланированного объема продукции.

Воспользовавшись условием равенства затрат предприятия для обоих вариантов (закупать или производить), представленного уравнением

V∙ Q + С = S∙Q, и решив его относительно Q, получим

Q = Изучение рынка сырья и материалов - student2.ru (4-3)

При полученном значении Q затраты на закупку комплектую­щих изделий у поставщика и на их производство на предприятии равны.

Определяя издержки предприятия на изготовление комплек­тующих изделий, а также затраты на их закупку у поставщика при разных значениях Q, можно выработать стратегию снабжения.

Наши рекомендации