Изучение рынка сырья и материалов
Изучение рынка сырья и материалов — один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.
Целями исследования рынка сырья и материалов являются достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов.
В России в соответствии с существующей классификацией материальных ресурсов различают:
• сырье — продукция добывающих отраслей;
• основные материалы — предметы труда, составляющие субстанцию готовой продукции;
• вспомогательные материалы — предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;
• комплектующие детали и покупные полуфабрикаты — предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном предприятии и затрат труда на сборку.
Рационально закупить материальные ресурсы — значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.
Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами все это делает рынок менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является наличие полной информации о рынке.
Более точно дать количественную оценку предложения материальных ресурсов на рынке можно на основании емкости рынка по формуле:
Е= Q + И - Э + 3, (4.2)
где Q— производство материального ресурса определенного вида; И, Э — соответственно импорт, экспорт материального ресурса определенного вида; 3— товарные запасы материального ресурса.
На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика, которая равна отношению фактического объема реализации поставщиком данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение этого показателя важно для предприятий — потребителей, так как позволяет лучше оценить возможность каждого поставщика на рынке сырья и материалов.
При анализе предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет анализ их ассортимента: в том числе новые виды сырья и материалов, их характеристика. Особо значительную роль при анализе предложения имеют ценына материальные ресурсы, поскольку цены имеют в ряде случаев решающее значение при выборе поставщиков. В зависимости от форм купли-продажи, сфер экономики цены на материальные ресурсы в условиях рынка подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные.
Мировая цена— денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. По одним товарам она определяется уровнем цен стран-экспортеров, по другим — ценами бирж, по третьим — ценами ведущих фирм мира.
Договорная ценаустанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции.
Оптовые (отпускные) ценына продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления а также точные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат, включая себестоимость продукции, а также прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Оптовые цены увеличиваются на сумму налога на добавленную стоимость, а оптовые цены на товары того потребления, облагаемые акцизами, — на сумму акцизов.
Свободные (закупочные) ценызаготовительных, снабженческо-сбытовых, оптово-посреднических, торгово-закупочных организаций включают оптовую отпускную цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, акциз, а также затраты этих организаций и прибыль, необходимую для их нормальной деятельности.
Свободные (розничные) ценыопределяются розничными организациями в соответствии с конъюнктурой рынка на основе цены закупки с учетом налога на добавленную стоимость и торговой наценки. В торговую наценку включаются издержки обращения розничной организации.
В условиях рынка цены подразделяются также в зависимости от воздействия государства на их определение на свободные рыночные и регулируемые государством.
Свободные рыночные ценыскладываются на основе конъюнктуры рынка и не испытывают воздействие государственных органов.
Регулируемые ценыиспытывают определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения либо регламентацией рентабельности. В настоящee время в России регулируются цены на электроэнергию и тепловую энергию, природный газ, реализуемый населению, и некоторые другие товары. Государственное регулирование цен имеет и в некоторых странах развитой рыночной экономики и определяется изменяющимися экономическими условиями,
Изучение перспектив развития рынка сырья и материалов тоже немаловажное значение, поскольку в мире происходит развитие научно-технического прогресса, совершаются открытия, могущие повлечь коренные изменения в области производства и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарооборота. Определенное место в изучении рынка сырья и материалов занимает анализ транспортных условий, содержание которого представлено на рис. 4.2.
При анализе конкретных поставщиковсырья и материалов roe значение имеет информация о состоянии портфеля заказов у поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время, Информация об уменьшении портфеля заказов у поставщика может использована заказчиком для получения льготных условий поставок, расчетов и получения скидок.
При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, т.е. решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные детали, комплектующие изделия у поставщиков, либо производить у себя. При решении этого вопроса определяющими моментами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия. Даже когда предприятие имеет все необходимые производственные возможности для изготовления у себя тех или иных деталей, материалов, вопрос о производстве в каждом отдельном случае должен тщательно и всесторонне анализироваться. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.
Выработка стратегии снабженияосуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа, в основе которого лежат идеи расчета издержек по укрупненным частям, принадлежащие Ойгену Шмаленбаху (Eugen Schmalenbach) и составляющие основу возникшего в США Direct Costing (директ-костинг) — вида расчета издержек на производство и реализацию продукции по укрупненным частям, в центре которого находится различие между издержками, постоянными по отношению к объему производства, и издержками, изменяющимися пропорционально объему производства. Постоянные издержки в расчете на единицу продукции снижаются с увеличением количества выпускаемой продукции.
К постоянным издержкамотносятся:
· амортизационные отчисления на здания, оборудование и машины, производственно-конторский инвентарь, транспортные средства;
· заработная плата служащих, вспомогательного персонала и обязательные социальные выплаты;
· аренда оборудования и помещений;
· налог на землю;
· страховые взносы;
· издержки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
· расходы на рекламу;
· расходы на уборку, отопление и освещение помещений.
К переменным издержкамотносятся:
· основные и вспомогательные материалы для изготовления продукции;
· заработная плата основных производственных рабочих с обязательными социальными выплатами; топливо и нефтепродукты для изготовления продукции; упаковочные материалы;
· транспортные расходы на перевозку материально-технических ресурсов;
· расходы на реализацию продукции предприятия;
· канцелярские и почтово-телеграфные расходы.
Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие должно сравнивать собственные затраты на производство необходимых деталей комплектующих изделий, обозначаемые как
(V ∙Q+С),
Где V - переменные расходы предприятия в расчете на единицу комплектующих изделий;
С — постоянные расходы предприятия, с ценой поставщика, обозначаемой как
(S∙Q),
S — цена покупки единицы комплектующих изделий; Q— количество комплектующих изделий, необходимых для выпуска запланированного объема продукции.
Воспользовавшись условием равенства затрат предприятия для обоих вариантов (закупать или производить), представленного уравнением
V∙ Q + С = S∙Q, и решив его относительно Q, получим
Q = (4-3)
При полученном значении Q затраты на закупку комплектующих изделий у поставщика и на их производство на предприятии равны.
Определяя издержки предприятия на изготовление комплектующих изделий, а также затраты на их закупку у поставщика при разных значениях Q, можно выработать стратегию снабжения.