Коммерческая деятельность предприятия
Коммерческая деятельность: понятие, значение, виды
Коммерция - слово латинского происхождения (commercium - торговля). Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основной частью любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы"
Понятие КД как объекта исследования было сформулировано Гарвардской школой управления КД в 1958 году.
Классическое определение гласит: коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования.
Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство.
Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Таким образом, коммерциюследует рассматривать как одно из направлений (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. направления или элементы коммерческой деятельности могут быть присуще во всех видах предпринимательства, но не являться для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров на потребительском рынке для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Коммерческая деятельность характеризуется как:
деятельность на рынке в сфере товарно-денежных отношений;
деятельность, проводимая на принципах маркетинга и направленная на получение максимальной прибыли;
управленческая деятельность, включающая целенаправленные управленческие решения на объекты сбора и обработки необходимой информации и реализацию соответствующих решений.
Целью КД является продажа наибольшего количества товаров с наибольшими доходами и одновременным обеспечением высокой репутации фирмы, достижения устойчивого максимального сбыта в будущем .
Особенности КД:
коммерческая работа возникает только тогда, когда торговые организации несут всю полноту экономической ответственности за закупку и реализацию товаров;
коммерческая работа не ограничивается торговой отраслью, так как в качестве оптовых продавцов и покупателей товаров и услуг выступают примышленные предприятия;
коммерческая работа имеет свое содержание и поэтому требует специальной службы и соответствующих профессионалов.
Принципы КД: неразрывная связь с принципами маркетинга; выделение приоритетов;
ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
направленность на достижение прибыли.
Функции КД:
маркетинговые исследования; управление ассортиментом и качеством товаров;
управление сбытом, продвижение товаров и услуг.
87. Проведение коммерческих переговоров, заключение договоров купли-продажи
Деловые переговоры являются средством взаимодействия двух сторон для достижения какой-либо совместной цели. В основном переговоры предназначены для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы получить отвечающее интересам обеих партнеров соглашение. Они состоят из выступлений, дискуссий, споров и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим затруднением, или вообще не прийти к согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения.
В случае достижения выгодного для обеих сторон соглашения, на их завершающей стадии следует резюмировать и подвести итоги переговоров. Кратко повторите основные положения, которые были затронуты в процессе переговоров, и, что наиболее важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто согласие сторон. Тем самым вы докажете уверенность в том, что все участники переговоров отчетливо понимают суть основных аспектов соглашения. Важно добиться ощущения того, что в ходе переговоров был достигнут определенный прогресс. Также будет целесообразно обсудить перспективу будущих встреч и разработать план дальнейшего сотрудничества.
Содержание договора:
1. Вводная часть (№ и дата заключения, полное наименование продавца и покупателя, должности и фамилии участников договора, основание для действий (доверенности))
2. Предмет договора (определяются вид сделки, объём партии, условия поставки, качество и цена товара, прилагается спецификация(точная характеристика товара))
3. Сроки поставки (устанавливаются фиксированные даты поставок; периоды времени, в течение которого должна быть произведена поставка)
4. Условия поставки (определяются конкретный объём партии, оплата расходов).