Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит
Государственный бюджет- роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения функций государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджета -это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. Основным источником доходов госбюджетов развитых стран в настоящее время являются налоги с корпораций и населения, на них приходится около 80% доходной части бюджета. Вторым по значению источником доходов бюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
Расходы бюджетапредставляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: военные расходы; расходы на вмешательство в экономику; расходы на социально-культурные нужды; расходы на содержание государственного аппарата управления.
Военные расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание военных блоков. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.
Расходы на вмешательство в экономику могут оказывать огромное стимулирующее воздействие на ее развитие. Финансовая поддержка осуществляется в виде затрат на НИОКР, на экономическую и социальную инфраструктуру, на функционирование и развитие государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства.
Затраты на социальные целивключают расходы на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Расходы на социальное страхование включают расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособия многодетным семьям, пособия по безработице и т.д.
Расходы на управлениевключают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции и органов государственной безопасности.
Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от многих причин: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап развития экономики, приоритеты в экономическом развитии, уровень благосостояния населения, размер госсектора экономики и т.д.
Основное требование к бюджету – его сбалансированность3.
Несмотря на постоянное увеличение доходной части бюджетов, в ведущих зарубежных странах наблюдается постоянный бюджетный дефицит- превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведет к росту государственного долга и росту расходов по управлению государственным долгом. В случае превышения доходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный профицит.
Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений является бюджетной системой.
Бюджетная системаРоссийской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней и включает: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ; 3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, сельских бюджетов).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются (в форме правовых актов) представительными органами местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Консолидированный бюджет Российской Федерации-это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Они представляют собой статистические своды бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.