Государственные внебюджетные фонды, источники формирования, направления использования

Характеристика Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ. Источники формирования бюджетов фондов. Целевое использование средств фондов

Онятие внебюджетных фондов, их сущность, назначение и виды.

Внебюдж.фонды гос-ва представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Создавались они для решения отдельных жизненно важных для общества задач социального и экономического характера. Региональные внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования отдельных региональных программ.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Они решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Главное назначение фондов – реализация конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья. Доходы и расходы таких внебюджетных фондов формируются в рамках Бюджетного кодекса РФ.

Классификация внебюджетных фондов: Экономические и социальные.

Экономические фонды в основном служат источником накопления и использования средств в рамках хозяйственных нужд (дорожные, НИОКР(научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ), Федеральный экологический фонд идр.), а социальные внебюджетные фонды предназначаются для формирования пенсионных, страховых и прочих резервов, которые именуют социальной защитой населения.

Увеличение кол-ва и объемов таких фондов объясняется рядом причин: 1) У органов гос-й власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики; 2) Будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны гос-ва. Именно появление внебюдж. фондов со строго целевым использованием ср-в обеспечивает более эффективный гос-ый контроль; 3) Внебюдж.фонды могут при определенных условиях, (при наличии активного сальдо), использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Особенности: 1. Отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти. 2. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет. 3. Формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц. 4. Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер. 5. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением. 6. Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.

Виды государственных внебюджетных фондов

На территории Российской Федерации действует ряд государственных внебюджетных фондов:

1.Пенсионный фонд Российской Федерации. 2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 3. Фонд социального страхования Российской Федерации. 4. Фонд занятости. 5.Федеральный экологический фонд РФ;

Территориальные финансы

В современном мире ускорился процесс развития демократи­ческих принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляе­мое самим населением через свободно избранные им представи­тельные органы. Для выполнения функций, возложенных на тер­риториальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных час­тей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обес­печивают финансирование широкого круга мероприятий, свя­занных с социально-культурным и коммунально-бытовым об­служиванием населения.

Таким образом, территориальные финансы (финансы субъектов РФ) – это система экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов, ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдает­ся регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к террито­риальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливает­ся, а сфера их использования — расширяется. Величина терри­ториальных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через территориальные финансы государство активно прово­дит социальную политику. На основе предоставления территори­альным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здра­воохранения, коммунального обслуживания населения, строи­тельства и содержания дорог. При этом круг финансируемых ме­роприятий расширяется. За счет средств территориальных бюдже­тов стали финансироваться не только общеобразовательные шко­лы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью территориальных финансов государство осуще­ствляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, гео­графических, военных и других условий отстали в своем эконо­мическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональ­ные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих админист­ративно-территориальных единиц, а также налогов вышестоя­щих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделя­ются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Состав территориальных финансов. Территориальные финан­сы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориаль­ных финансов – финансовое обеспечение социальной и час­тично производственной инфраструктуры. Основным источни­ком ее финансирования стали бюджетные ассигнования и сред­ства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

1. Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на под­ведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость даль­нейшего расширения и укрепления финансовой базы террито­риальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

2. Одним из звеньев территориальных финансов могут являться средства субъектов хозяйствования:

1. финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия);

2. финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-ком­мунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социаль­ной поддержки своих работников строят и приобретают жи­лые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, меди­цинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют сред­ства предприятий, направляемые на социальное развитие.

3. Следующим компонентом территориальных финансов яв­ляются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и на­селения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

4. Государственный кредит субъекта РФ. Сюда включается привлечение денежных средств субъектом РФ путем выпуска долговых ценных бумаг для решения задач регионального значения, выдача бюджетных ссуд, а также предоставление гарантий по займам субъектов хозяйствования.

Наши рекомендации