Оценка деловой репутации в бизнесе
деловая репутация — нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств[1].Деловая репутация организации — это разница между покупной ценой организации и стоимости ее по бухгалтерскому балансу.
Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками[2]. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов[3].
Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов[4]: стоимость деловой репутации определяется как разница между текущей рыночной ценой, предлагаемой продавцу (владельцу) актива при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и стоимостью всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т. н. гудвилл (понятие используемое в зарубежной деловой практике). Гудвилл (англ. Goodwill) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.
Гудвилл возникает из-за того что при приобретении инвестиций может возникать разница между себестоимостью инвестиций и чистой справедливой стоимостью активов и обязательств ассоциированного предприятия. Такая разница и называется гудвилл. Гудвилл равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств. Положительный гудвилл в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а негативный гудвилл сразу списывается на прибыли и убытки[5]. [6]
[править]
Расчёт гудвилла
Гудвилл, возникающий в момент приобретения дочерней компании, рассчитывается как превышение справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, над его долей в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании.
Оценка деловой репутации предприятия и иных неидентифицируемых активов лучше связывается с некоторыми идентифицируемыми активами, включая товарный знак или бренд.
Оценка представляет собой совокупность средств, позволяющих потребителю приобретать определенный товар, принося организации сверхприбыль. Каждое предприятие имеет репутацию, но её стоимость, то есть гудвилл, оценивается порой по-разному. Стоимость гудвилла выражается суммой, которую согласен заплатить покупатель сверх реальной цены активов компании.
В деловом мире различают два основных метода оценки:
Балансовый метод – это когда гудвилл является разницей между стоимостью организации и стоимостью активов на рынке;
Оценка избыточных доходов – оценка гудвилла определенной торговой марки или бренда, который позволяет получать компании такие прибыли, которых не было бы, если б не бренд.
Значение гудвилла бывает положительным или отрицательным. Оценка деловой репутации организации будет положительной, если стоимость предприятия будет превышать стоимость пассивов и активов, а отрицательной – в случае, когда стоимость предприятия будет ниже, чем балансовая стоимость чистых активов.
Деловая репутация фактически не имеет никакого срока давности и является величиной условной, так как практически невозможно рассчитать точный период, в течении которого будет продолжаться положительный эффект от действия репутации.
31. Формирование требований к потенциальным работникам ТП
Формирование профессиональных требований должно основываться на установлении специфических требований и особенностей выполнения работы по определенной должности; определении сложности работы; требуемого уровня специальной подготовки работника и наличия необходимого производственного опыта. Помимо названных профессиональных требований, кадровой службе организации необходимо установить перечень требований к личным качествам потенциального работника. При этом следует учитывать:
1. Способность к восприятию новой информации.
2. Черты характера: организованность, коммуникабельность, целеустремленность и др.
3. Моральные качества человека и его отношение к труду.
4. Индивидуальные психофизиологические особенности: аналитические и творческие способности, дисциплинированность, умение вести за собой коллектив.
При определении требований очень важно, чтобы они были обоснованными. Перечень требований к личным качествам работников зависит, прежде всего, от характера содержания деятельности по определенной должности или на определенном рабочем месте. Поэтому кадровым службам организации при выработке требовании к профессиональным и личным качествам работников целесообразно использовать рекомендации Министерства по труду и социальной политике и ученых.