Принципы построения структуры управления в бизнесе
Принципы построения структуры управления в бизнесе
Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Источники финансирования ТБ
Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.
Внутреннее финансирование предполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.
Выделяют следующие источники финансирования:
Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).
Привлеченные средства (иностранные инвестиции).
Заемные средства (кредит, лизинг, векселя).
Лизинг — форма приобретения имущества в рассрочку, которая заключается в следующем:
лизинговая компания сначала приобретает за счет собственных средств выбранное лизингополучателем имущество и передает его лизингополучателю для дальнейшей эксплуатации;
лизингополучатель в течение определенного лизинговым договором срока (до нескольких лет) выкупает данное имущество у лизинговой компании, ежемесячно перечисляя лизинговые платежи;
после осуществления всех выплат по лизинговому договору лизинговая компания передает имущество в собственность лизингополучателю.
Преимущества лизинга:
ваши собственные средства остаются в обороте и приносят вам прибыль;
вы используете налоговые преимущества лизинга за счет механизма ускоренной амортизации;
лизингополучатель имеет возможность досрочно (до окончания срока договора лизинга, но не ранее 6 месяцев) выкупить предмет лизинга у лизинговой компании. Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводной вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте.
Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен.
Планирование финансов торг.п-я
Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.
Предприятие определяет цели развития и функционирования на конкретный период времени, а также способы использования средств для достижения поставленных целей, то есть разрабатывает финансовую стратегию.
Финансовое планирование означает, прежде всего, сознательную организацию финансового развития на основе гармоничной и, по возможности, оптимальной структуры целей и соответствующих им средств достижения. В то же время финансовое планирование - это процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий.
Сущность финансового планирования при рыночной экономике заключается в том, что в основу финансовой деятельности хозяйствующего субъекта положен финансовый план, разрабатываемый финансовой службой под руководством финансового директора и направленный на достижение общей цели - получение прибыли.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Основной формой финансового планирования является баланс доходов и расходов.
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы является:
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов, служит инструментом получения внешнего финансирования.
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов -бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.
Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющие на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Организация службы имиджа
Известно, что наибольшего успеха чаще добиваются те предприятия, которые создают специальные подразделения или приглашают специалистов, отвечающих за проведение коммуникационной политики. Следует всегда помнить девиз: «Правильная организация мероприятий по созданию деловой репутации предприятия гораздо важнее их финансирования».
Некоторые правила создания деловой репутации предприятия:
1) Образ фирмы, сконструированный специалистами, и ее репутация, закрепившаяся в сознании потребителей, должны соответствовать друг другу.
2) Создаваемый образ должен основываться на реальных возможностях и достоинствах фирмы.
3) Имидж должен быть оригинальным, простым, понятным, легко запоминающимся и распознаваемым.
Образ фирмы обязан быть пластичным и, оставаясь неизменным в воспроизведении потребителей, оперативно изменять форму в ответ на изменения экономической, социальной, психологической ситуации, моды и т.д. Под «репьютингом» понимается совокупность принципов, методов, средств и форм создания позитивной деловой репутации производителя (иначе, эффективного имиджа) в массовом сознании потребителей (общества), разработанных с цепью поддержания высокой устойчивости предприятия и увеличения его прибылей.
Основу «репьютинга» составляют: разработка определенных этических норм производителя; эстетика производства и товара; определение стиля и эффективности коммуникаций.
Деловая репутация фирмы (предприятия) многоступенчата:
· фирменный стиль предприятия;
· его имидж (образ);
· собственно деловая репутация (устойчивый образ) предприятия;
· «гудвилл» (стоимость деловой репутации).
Цель «репьютинга» –свести на нет усилия по поиску потребителей и сбыту, т.е. настолько хорошо познать клиента, его желания и потребности, что последнему будут импонировать взаимоотношения с производителем данного товара или услуги.
Переговоры о цене товара
Проверьте до начала переговоров
1. Вы сами уверены, что цена на ваш товар справедлива, а именно:
* соответствует «полезности» товара для покупателя;
* учитывает цены и качество товаров конкурентов;
* может быть разумно обоснована вами (честные затраты - соответствующее качество — справедливая прибыль).
2. Вы можете четко показать покупателю, что «ощущаемая им ценность товара» соответствует запрашиваемой цене.
3. У вас есть серьезный набор доводов («от качества», «от рынка», «от ситуации», «от покупателя» и т. д.), чтобы аргументировать свою ценовую позицию.
4. Вы четко знаете, на какие «ценовые уступки» вы готовы пойти в ответ на определенные (и продуманные вами заранее!) встречные шаги покупателя.
5. Вы хорошо понимаете 10 главных правил «Как правильно говорить о наших ценах» и вспомогательные приемы «продажи цены».
«Как правильно говорить о ценах» - 10 главных правил
Правило 1
Цену нельзя просто «отстаивать и обосновывать»: ее нужно «продавать», т. е. постоянно и четко показывать покупателю, почему эта цена выгодна ему:
* это получается тогда, когда вы хорошо представляете его потребности, ситуацию, возможности, ограничения;
* любая цена покажется покупателю высокой, пока он не ощутит пользу и выгоду от предлагаемой цены.
Правило 2
Если покупатель проявляет особую активность и напористость только тогда, когда вы дошли до цены, то это означает, что предыдущие этапы переговоров (особенно презентацию своего товара) вы провели неудачно. «До цены» нужно сделать все возможное, чтобы полезность и преимущества вашего товара для покупателя были четко ясны ему.
Правило 3
Никогда не начинайте разговор с покупателем с цены - это самая грубая ошибка. Любым способом давайте «ценовой бутерброд»:
* в начале - полезность и выгода товара для покупателя;
* в «серединке» - цена;
* затем - дополнительная «бесплатная польза».
Правило 4
Произносите цену твердо и уверенно. Настаивайте на цене, пока и поскольку покупатель не делает «встречных предложений»:
* неуверенное и сбивчивое произнесение цены - верный сигнал покупателю, что нужно «атаковать» и у вас можно быстро кое-что «выторговать» без всяких уступок;
* если вы не настаиваете на цене, то первой же мыслью покупателя будет: «Ну и пройдоха - хотел мне "втюхать" по этой дикой цене! Ну, теперь-то уж мы его...» и т. д.;
* воспитание у покупателя уверенности, что вы даете «всегда честную цену», - важнейший момент взаимоотношений.
Правило 5
Максимально используйте все психологические возможности «уменьшения цены» в глазах покупателя:
* применяйте «деловое разбиение цены»;
* применяйте «сведение к пустяку»;
* применяйте «сравнение».
Правило 6
Обязательно продумайте до начала беседы «дополнительную бесплатную пользу», подкрепляющую вашу цену:
* упомяните о достижениях, «вложенных» в товар, и как эти знания может использовать покупатель;
* отметьте удобное расположение ваших складов;
* грамотно продемонстрируйте готовность вашей фирмы к любым дополнительным консультациям; особо — если есть «горячая линия»;
* обучение персонала покупателя;
* положительные результаты продаж, зафиксированные «до того», и т. д. и т. п.
Чем больше покупатель получит «за ту же цену» — тем крепче позиции этой цены.
Правило 7
Давайте возможность покупателю «ощутить» действие преимуществ и выгодность для него вашей цены. Например:
* «Представьте себе, что...»;
* «Как приятно будет увидеть (услышать, узнать и т. д.), что...»;
* «Ваш шеф, узнав об этой (о такой) отличной покупке...»;
* «Что скажут ваши друзья (жена, муж, партнеры и т. д.), если вы им скажете (покажете, продемонстрируете и т. д.)...».
Правило 8
Если покупатель все-таки торопится узнать цену, тогда вы:
* назовите ее приблизительно фразой типа «При примерных объемах Ваших закупок...»;
* задайте встречные вопросы: - Сколько вы хотите брать...? Когда вы планируете...? Как часто вам требуется...? и пр.
* не стесняйтесь использовать «последнее средство»: «Я сейчас же поговорю с вами о цене, только разрешите...»
Правило 9
Покупатель говорит: «Это слишком дорого!» Что тогда?
1-я линия поведения. Согласитесь, что фактор цены, экономичности,финансовых результатов — важнейший и... плавно перейдите к чисто экономическим выгодам для покупателя (возможно, вы их объяснили не очень ясно).
2-я линия поведения. Встречный вопрос типа:
«Дорого по сравнению с чем?»:
* с преимуществами;
* с финансовыми возможностями;
* со старой ценой;
* со способами производства;
* с ценами конкурентов.
Как только вы поняли суть, у вас появилась «логика преодоления возражений о цене» - конкретный аргумент.
3-я линия поведения. Используйте снова «метод сравнения» («Слишком дорого?!» (Удивление); «Разумеется, цена... на первый взгляд...» (Согласие); «Если же посмотреть... то...» (Преодоление возражений).
Правило 10
Как бы ни развивался разговор о цене, старайтесь использовать (для ее «продажи»!) все вспомогательные приемы:
* «перечисление»: «Давайте еще раз вместе порассуждаем: за (цена) вы получаете (длинный перечень выгод и преимуществ)»;
* «умножение»: «Если вы, благодаря этой сделке, получите...; то в годовом исчислении...»;
Особенности у-я ТП
Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.
Основными функциями управления организацией являются:
организация;
нормирование;
планирование;
координация;
мотивация;
контроль;
регулирование.
Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.
Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.
В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).
Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.
Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.
Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.
Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.
Прогноз движения наличности
В наше время прогноз движения наличности составляет большинство хорошо организованных предприятий. Тем самым важность этого вопроса не оспаривается. Трудность состоит в составлении разумного прогноза, в том смысле, что нужно найти приемлемый баланс между точностью и затратами на его составление. Так как прогнозы почти всегда имеют отклонения от фактических результатов, надо акцентировать внимание не на том, как составить точный прогноз, а как составить реалистичный прогноз, который бы достоверно отражал финансовые потребности. Конечной целью должна быть не точность составления прогноза, а достаточность финансовых средств для развития предприятия.
Часто движение наличности путают с прибылью. Счета прибылей и убытков, в которых записываются доходы и расходы за определенный период, составляются на основе счетов-фактур. Иными словами, доход записывается на момент выставления соответствующего счета-фактуры (принцип реализации), а расходы, связанные с этим доходом, записываются также на основе счета-фактуры, но с корректировкой, учитывающей накопление и предварительную оплату (принцип накопления дои сопоставления). Таким образом, доходы и расходы включаются в счет независимо от поступления или выплаты соответствующих им денежных средств.
Имеется принципиальная разница между прибылью и наличностью. В случае движения наличности доходы и расходы рассматриваются не на основе счетов-фактур, а только в соответствии с выплаченной или полученной наличностью. В связи с этим движение наличности является более широким понятием, чем прибыли и убытки. Имеется много примеров, когда выплата денежных средств не отражается в счете прибылей и убытков. Один из таких примеров — НДС. Мы знаем, что получаем НДС от заказчиков и платим его поставщикам, перечисляя разницу в таможенное и акцизное управление (Customs and Excise), но он не появляется в счете прибылей и убытков (поскольку принадлежит не предприятию, а скорее государству). НДС только в движении наличности.
Жизненный цикл продукции
Жизненный цикл изделия (продукции) — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.[1]
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от возникновения потребности в создании продукции до её ликвидации вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы ЖЦП: проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. Применяется по отношению к продукции с высокими потребительскими свойствами и к сложной наукоёмкой продукции высокотехнологичных предприятий.
Этапы жизненного цикла
Маркетинговые исследования
Проектирование продукта
Планирование и разработка процесса
Закупка
Производство или обслуживание
Проверка
Упаковка и хранение
Продажа и распределение
Монтаж и наладка
Техническая поддержка и обслуживание
Эксплуатация по назначению
Послепродажная деятельность
Утилизация и(или) переработка
Учет этапов жизненного цикла позволяет уменьшить издержки на доработку изделия или даже предотвратить возможную катастрофу вследствие действия «непредусмотренных» обстоятельств, рационально спланировать деятельность по созданию и обслуживанию продукции.
Процесс делового общения
Деловое общение – искусство, позволяющее войти в контакт с другими лицами или организациями для получения взаимовыгодных результатов.
Участники делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловом общении четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы.
Деловое общение, как в своей письменной (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) формах отличается высокой степенью конвенциональноти, т.е. жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана (речевая этика), так и общеповеденческого (деловая этика).
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими людьми, друзьми, родственниками.
Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц. Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное деловое общение не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы. Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой прямого делового общения является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений.
В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент.
Служба безопасности ТП
В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. На текущий момент не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в сознании большинства граждан все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Хотя предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой «страх» и «риск», т.е. в первую очередь владелец бизнеса должен взглянуть на свое предприятие и определить те жизненно важные интересы, которые необходимо защищать в первую очередь. И защищать эти интересы нужно компании самой, а не надеяться на помощь государства. Одним из инструментов по обеспечению защиты безопасности предприятия может стать создание на его базе собственной службы безопасности.
В своей работе я хотела бы остановиться на целях и структуре службы безопасности предприятия, а также на основных ее функциях.
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Прежде чем, перейти к непосредственному изучению целей, структуры и функциям службы безопасности нужно определить перечень объектов, которые нуждаются в защите на предприятие.
Во-первых, к ним относятся:
- территория предприятия;
- расположенные на территории предприятия объекты (здания, сооружения);
- носители конфиденциальной информации (документы, изделия);
- материальные ценности (грузы).
Во-вторых, к особым объектам охраны относятся руководство предприятия, персонал, допущенный к конфиденциальной информации. Организация охраны руководства и персонала предприятия регулируются отдельным положением (инструкцией), которое утверждается руководителем предприятия, и, в необходимых случаях согласовывается с территориальными органами внутренних дел и органами безопасности.
Основные цели охраны руководства и персонала предприятия — обеспечение их личной безопасности в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, предотвращение возможных попыток завладения злоумышленниками защищаемой информацией путем физического и иного насильственного воздействия на этих лиц, выработка рекомендаций охраняемым лицам по особенностям поведения в различных ситуациях.
К другим важным целям относятся также:
- предотвращение попыток проникновения посторонних лиц (злоумышленников) на территорию (объекты) предприятия;
- своевременное обнаружение и задержание лиц, противоправно проникших (пытающихся проникнуть) на охраняемую территорию;
- обеспечение сохранности находящихся на охраняемой территории носителей конфиденциальной информации и материальных средств и исключение, таким образом, нанесения ущерба предприятию;
- предупреждение происшествий на охраняемом объекте и ликвидация их последствий. К основным задачам охраны перечисленных объектов относятся следующие:
- контроль объекта и охраняемой территории, в том числе территории с особым режимом пропуска, в целях обнаружения и предотвращения попыток несанкционированного проникновения на них посторонних лиц (злоумышленников);
- обеспечение конфиденциальности и сохранения в тайне фактов проведения закрытых мероприятий на предприятии (его объектах), обсуждаемых или рассматриваемых на них вопросов;
- сопровождение и охрана носителей конфиденциальной информации, в том числе служебных документов предприятия, материальных ценностей и грузов при их транспортировке и перевозке (доставке);
- защита объектов и территорий с особым режимом пропуска от насильственных действий и вооруженных нападений, которые могут нанести ущерб предприятию;
- выполнение в необходимых случаях специальных задач по обеспечению личной охраны руководства предприятия и персонала предприятия, допущенного к конфиденциальной информации;
- В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы самой компании с развитой штатной численностью.
Типы электронной торговли
Электронная торговля (E-shopping) представляет собой одно из направлений электронной коммерции (E-commerce) - понятия, которое объединяет методы и направления коммерческой деятельности субъектов рынка в сфере сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Электронную коммерцию в большей мере следует рассматривать как поставщика ИКТ-решений для электронной торговли, включая электронный обмен данными (Electronic Data Interchange - EDI), глобальное электронное сетевое пространство - (WWW - World Wide Web), хранилище данных (Data Warehouse), электронных страниц (SGML -Standard Generalized Markup Language, HTML, ХML - eXtensible Markup Language), интерактивный интерфейс (CGICommon Gateway Interface) и другие[1]. Эти технологии позволяют создавать различные инструментарии проведения торговых операций в электронном телекоммуникационном пространстве - магазины, биржи, аукционы, витрины, каталоги и т.п. Основные типы электронной торговли в Интернет сложились и различаются по категориям участников торговых отношений[4]:
- электронная торговля по обеспечению закупок для государственных нужд, участниками которой являются государственные органы исполнительной власти и юридические лица - производители и поставщики (business-to-government, сокращенно В2G);
- крупно- и мелкооптовая электронная торговля между юридическими лицами - предприятиями и организациями различных формы собственности (business-to-business, сокращенно - В2В);
- розничная электронная торговля по удовлетворению потребностей в товарах и услугах физических лиц (business-to-consumer, сокращенно В2С).
Различные категории торговых отношений, в том числе и электронных, требуют различных, соответствующих действующему законодательству и правилам делового оборота инструментариев осуществления электронной торговли.