Управление сферой торговли, общественного питания и бытового обслуживания
Структура потребительского рынка представлена предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, большая часть которых в настоящее время перешла в частную собственность (около 90 %, кроме муниципальных предприятий школьного питания). В то же время значительный объем ресурсов, обращающихся в данной сфере, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления постоянно отслеживать ситуацию и своевременно принимать меры по стабилизации в данной сфере исходя из нужд местного населения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее по тексту - ФЗ № 131) относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания [1].
Необходимость управления данной сферой объясняется рядом причин:
1. Сохранение определённой доли предприятий данной сферы в муниципальной собственности.
2. Ущемление интересов покупателей, требующее регулирования со стороны органов власти.
3. Возможное неоптимальное распределение предприятий на территории города при становлении рынка.
4. Формирование нерационального ассортимента продуктов и услуг, ущемление интересов низко оплачиваемых слоёв населения.
Торговые предприятия можно классифицировать по различным группам:
- стационарная сеть (непродовольственная и продовольственная, включая оптовую торговлю и магазины), рынки (специализированные, продовольственные и вещевые), мелкорозничная сеть (павильоны, палатки, киоски и лотки, тележки, машины).
Основная задача общественного питания на ближайшее время – восстановить утраченные позиции в обслуживании населения, создать условия для интенсивного использования имеющейся сети предприятий. Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, а также малообеспеченных слоев населения.
Типы предприятий общественного питания можно классифицировать следующим образом:
а) для граждан с высокими доходами: рестораны высокого класса, бары, казино, клубы;
б) сеть массового обслуживания: рестораны, кафе, столовые, предприятия быстрого питания (рюмочные, кофейни, чайные, Макдоналдс, Русское бистро, закусочные различных типов, торговые автоматы);
в) ведомственные предприятия:
- рабочие столовые, буфеты, школьные столовые, буфеты;
- институтские кафе, буфеты, бары, столовые.
Можно выделить основные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка:
- установление налоговых льгот и выдача льготных кредитов;
- выдача гарантий по займам;
- страхование коммерческих рисков;
- снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги;
- выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду;
- изменение ставок арендной платы;
- установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров, выдача муниципального заказа;
- административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.
1.3 Оценка эффективности функционирования муниципальной собственности
Эффективность использования муниципального имущества необходимо рассматривать в соответствии с группами собственности города, приняв в качестве основного критерия эффективности степень достижения целей по каждой из этих групп.
Для первой «социальной» группы применяются, как правило, такие показатели:
- количество врачей на тысячу горожан;
- количество учителей на тысячу детей школьного возраста;
- общий объём ветхого жилья;
- протяжённость инженерно-коммунальных сетей.
Ко второй группе применимы такие показатели как:
- общий объем пассажирских перевозок в динамике (пассажирооборот);
- численность единиц общественного транспорта;
- количество пассажиро-километров на одного жителя за период времени (сутки, месяц, год);
- наполняемость подвижного состава (количество пассажиров на один машино-километр);
- уровень безопасности (нормативный уровень дорожно-транспортных происшествий).
Основными критериями эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта являются:
а) критерии эффективности работы транспорта:
- увеличение числа исправно работающего и нового подвижного состава;
- сокращение времени проезда в транспорте за счет совершенствования маршрутов движения;
- повышение собираемости выручки;
- улучшение экономических показателей работы транспортных предприятий.
б) критерии эффективности управления транспортом:
- степень достижения целей управления транспортом;
- соответствие поставленным целям стиля, методов и форм управления;
- соотношение расходов на управление транспортом со степенью достижения целей.
Третья группа, «коммерческая», характеризуется такими показателями, как прибыль, рентабельность, фондоотдача, объём средств, поступающих в бюджет города в виде арендной платы, земельного налога, сбора за отвод земельных участков и т.д.
Обобщающим показателем является уровень бюджетной обеспеченности в расчёте на одного жителя города, суммарный доход от использования муниципальной собственности на одного жителя, в который включаются как прямые поступления в виде арендной платы, так и налоги на муниципальные предприятия и отчисления от их прибыли.
Необходимо учитывать, что эффективность функционирования муниципального сектора зависит от эффективности экономики региона, в котором расположено данное муниципальное образование.
Среди экономических задач наибольшее внимание уделяется оценке рыночной стоимости недвижимости в целях управления, получившей самый высший рейтинг. Это объясняется интересом участников рынка недвижимости к муниципальным объектам с точки зрения возможности извлечения максимального дохода.
Чаще всего в процессе управления необходимо решить обратную задачу, т.е. по стоимости объекта рассчитать величину потенциального дохода (арендной платы) и операционных расходов.
Большое значение придается вопросам налогообложения недвижимости (3-й рейтинг), так как на сегодняшний день в результате неадекватной процедуры оценки налоги на недвижимость носят символический характер, в то время как в большинстве стран они составляют основу местных финансов.