Неудачи начинают приносить прибыль
На третий и четвертый год моей работы в «Xerox» я уже не только поднялся с нижней строчки списка торговых агентов, но и перешел в его самую верхнюю часть. Я стал неплохо зарабатывать. Мои неудачи приносили прибыль. На четвертый год я уже прочно укрепился в почетном звании коммивояжера номер один. И как только я достиг этой вершины, я понял, что пришло время сделать следующий шаг. Пора было уходить — мои «школьные» дни в сфере продаж подходили к концу. Настала пора учиться чему-то другому. Но как же мало я тогда знал! Я и не подозревал, что мой успех в сфере продаж очень скоро обернется самым большим провалом в моей жизни.
Четыре школы бизнеса
Богатый папа разъяснял своему сыну и мне, что есть четыре различных типа школ, в которых можно научиться вести бизнес.
1. Традиционные школы бизнеса. Эти школы существуют при колледжах и университетах и предлагают своим учащимся традиционные программы обучения, за которыми следует получение соответствующей степени, например степени магистра в сфере бизнеса.
2. Семейные школы бизнеса. Многие семьи, в которых из поколения в поколение принято заниматься бизнесом — вроде семьи моего богатого папы, — предоставляют прекрасные возможности
получить соответствующее образование. Но для этого желательно быть членом такой семьи.
3. Корпоративные школы бизнеса. Многие компании предлагают тем, кто хочет в них работать, особые программы обучения бизнесу. После окончания такого курса люди работают в данной компании и делают карьеру. Часто компании готовы даже заплатить за обучение, а затем предоставить свободное время для повышения квалификации. Получив такое формальное образование, многообещающие молодые люди впоследствии имеют возможность побывать на разных местах работы в разных подразделениях компании, что позволяет им увидеть всю ее работу в целом и получить превосходный опыт.
4. Уличная школа бизнеса. Эта школа предпринимательства начинается, когда вы покидаете уютную парту в семейной или корпоративной школе бизнеса. Это такая школа, где вы должны набираться ума сами, в столкновениях с реальной жизнью.
Из школы в школу
Все четыре вида школ имеют как свои достоинства, так и недостатки. Не стану утверждать, что какая-то из них лучше, а какая-то — хуже. Мне повезло, что за свою жизнь я смог, так или иначе, побывать во всех четырех школах.
Традиционная школа бизнеса
Когда я работал в компании «Xerox», я одновременно посещал вечернюю школу бизнеса при местном университете с целью получить в конце концов диплом магистра
в области бизнеса. Так продолжалось менее года. Потом я понял, что это не для меня. Все наши преподаватели были людьми из разряда наемных работников: либо профессиональные преподаватели, либо служащие из различных корпораций. Те, кто учился в этой школе, тоже, в свою очередь, хотели стать высокооплачи-ваемыми, высокообразованными наемными служащими, такими же, как те, кто их учил. Их интересовала только возможность сделать карьеру в рамках крупных корпораций, а я хотел сам владеть корпорациями. Под этим подразумевалось совсем другое отношение к жизни, и оно не укладывалось в их учебный план. Так что я бросил эту школу.
Семейная школа бизнеса
Благодаря моей дружбе с Майком я имел возможность посещать семейную школу бизнеса, которой руководил богатый папа. Для меня это была великая школа, хотя бы потому, что я посещал ее очень, очень много лет, но, ко всему прочему, еще и потому, что богатый папа был не только настоящим процветающим предпринимателем, но и великим педагогом.
Корпоративная школа бизнеса
Работая в корпорации «Xerox», я имел возможность познакомиться с одной из лучших в мире корпоративных учебных программ. Вскоре после того, как в 1974 году я поступил на работу, компания купила для меня билет первого класса на самолет и отправила в городок Лисбург в штате Виргиния, чтобы за две недели я мог научиться
вести дела в местном филиале компании. Это была просто фантастика! Прослушав очередную лекцию в классе, мы тут же отправлялись на улицу, чтобы попробовать на практике осуществить то, чему научились. Нами руководили прекрасные учителя и наставники, которые в то же время были прекрасными менеджерами. Они учили нас, как применять теоретические знания, полученные в классе, к проблемным ситуациям реального мира, с которыми мы можем столкнуться. Мы учились, не жалея сил, не только познавая навыки ведения торговли, но также изучая продукцию и стратегии наших конкурентов. В то время перед нами стояла одна-единственная цель — победить в конкурентной борьбе фирму IBM. Это был опасный конкурент и достойный противник, так что мы понимали, что трудностей на нашем пути будет предостаточно.
Уличная школа бизнеса
Но самой трудной школой бизнеса для меня стала уличная школа бизнеса. Как только я покинул компанию «Xerox» и отправился завоевывать улицу, она буквально сбила меня с ног. Это была поистине ужасная школа, жестокий учитель, и получить в ней диплом оказалось труднее, чем где бы то ни было. Здесь мне много раз пришлось оказаться лицом к лицу с тем, чего я боялся больше всего, и получить самые тяжелые удары по своему самолюбию. Но, с другой стороны, это была лучшая школа бизнеса, какую я только мог пройти. Здесь преподавали только те предметы, которые действительно необходимо было знать. А вместо отметок мои успехи и неудачи измерялись в полученных или потерянных долларах.
День окончания школы
В 1978 году я «получил диплом» в школе бизнеса корпорации «Xerox» и перешел в школу бизнеса реального мира. С эмоциональной точки зрения это было непросто. Мне пришлось покинуть мир полетов в первом классе, изящных офисов, надежных окладов — мир, где за все это платила компания, на которую я работал, — для того, чтобы перейти в мир, где мне самому приходилось платить абсолютно за все, включая скрепки для бумаги. Кроме того, я должен был платить другим людям — моим наемным работникам. До того как я ушел из корпоративной школы бизнеса, у меня не было ни малейшего представления о том, во что обходится собственный бизнес. В течение последующих двух лет, чтобы сократить расходы, я и двое моих партнеров решили не назначать себе никакого жалованья. И снова, как и во многих других случаях, я трудился бесплатно, но теперь я понял, почему богатый папа настаивал, чтобы его сын и я работали на него бесплатно. Он хотел подготовить нас к миру предпринимательства, где каждый должен сначала заплатить другим, а уж потом получить деньги для себя... если, конечно, что-нибудь останется.