Направления применения инструментария поддержки принятия решения в стратегическом контексте контроллинга

С позиции системы контроллинга применение метода SWOT-анализа в целях повышения эффективности системы управления предполагает следующий набор функциональных задач контроллинга:

  • информационно-методическое обеспечение технологий и инструментов бизнес-инжиниринга, опирающихся на систему информационных моделей хозяйствующего субъекта и моделей внешней среды;
  • разработка методических рекомендаций по применению метода SWOT-анализа в подсистеме стратегического планирования хозяйствующего субъекта;
  • согласование представлений руководителей по оценочным суждениям в рамках метода SWOT-анализа, в том числе по оценкам внутренних и внешних факторах эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, по приоритетности направлений развития, по стратегическим целям и т.п.;
  • проверка обоснованности выбранных на основе SWOT-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта в сопоставлении с факторами внешней и внутренней среды;
  • внесение предложений по обеспечению эффективной реализации выбранных на основе SWOT-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта с акцентом на внутреннего ресурсного потенциала системы управления хозяйствующего субъекта[1].

Технико-экономическая характеристика предметной области на предприятии

Объектом исследования является условное предприятие, целевая характеристика которого включает следующие стратегические позиции:…

Организационная структура предприятия является типовой и представлена в таблице 2.

Таблица 2

Уровни и службы управления Основные задачи
Руководство предприятия Координация работ и ресурсов; контроль работы служб предприятия; стратегическое планирование деятельности
Финансово-бухгалтерские службы Контроль движения денежных средств; реализация необходимой менеджменту учетной политики и управленческого учета; мониторинг и анализ движения товарно-материальных потоков
Управление производством Планирование и контроль выполнения заказов; планирование загрузки и управление использованием производственных мощностей; определение фактической себестоимости продукции (услуг)
Служба маркетинга и рекламы Продвижение товаров на рынок; анализ рынка сбыта в целях его расширения; формирование политики цен и скидок; информационно-аналитическая поддержка маркетинга и рекламы

Служба контроллинга на предприятии явным образом не выделена, а ее функции в части анализа, выполняются в рамках службы маркетинга и рекламы. Результатом проведения SWOT - анализа является отчет, который предоставляется руководителю. Это позволяет руководителю более четко увидеть и проанализировать преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке; что позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

Так, в рамках технико-экономической характеристики предметной области выделены следующие недостатки:…

Организационное обеспечение

Для более эффективной работы в предметной области принято решение создать службу контроллинга. Главная функция контроллера на предприятии будет заключаться в надлежащем контроле и своевременном внесении поправок в стратегию организации. В общем случае, благодаря новой службе:

- появится конкретное лицо, с которого можно будет спросить за результаты и выполнение функций и задач контроллинга;

- информация об уровне достижения поставленных целей в области экономики, финансов, персонала, клиентов, бизнес – процессов и т.д. будет сосредоточена в одном месте, что обеспечит оперативность ее получения и интерпретации;

- можно быстрее добиться введения единых стандартов и правил планирования, контроля, учета, анализа и отчетности по подразделениям, что облегчит автоматизацию процесса управления;

- планы всех подразделений будут лучше скоординированы, интегрированы и проверены на правдоподобность, если этим вопросом будет заниматься одна служба;

- уменьшатся тенденции к изоляции функциональных подразделений, т.е. локальные оперативные цели подразделений будут теснее связаны со стратегическими целями предприятия.

Для обеспечения совместной работы менеджера и контроллера их функции разделены. Менеджер занимается сбором необходимой информации для анализа. Контроллер проводит необходимые расчеты и анализ развития предприятия, анализ работы подразделений предприятия. Итогом совместной деятельности менеджера и контроллера является отчет для руководства предприятия, в котором прописываются рекомендации по развитию предприятия.

Так, для эффективной реализации метода… предлагается следующая организация службы контроллинга…

Методическое обеспечение

Реализуется в следующей последовательности этапов.

1. Оценка факторов внутренней среды предприятия. Данные предоставляются менеджером (см. табл.4.).

Таблица 4

Составляющие внутренней среды Эффективность Важность Эффективность (скорректированная)
Маркетинговая сфера   (Гр. 2)х(Гр. 3)
Финансовая сфера   (Гр. 2)х(Гр. 3)
Производственная сфера   (Гр. 2)х(Гр. 3)
Кадрово–организационная сфера   (Гр. 2)х(Гр. 3)

Примечания:

1. В графе 2 необходимо экспертно оценить эффективность факторов внутренней среды.

2. В графе 3 необходимо экспертно оценить важность фактора значением от 0 до 1.

3. В графе 4 необходимо скорректировать эффективность фактора умножением балльной оценки эффективности на оценку важности.

2. Характеристика качества менеджмента предприятия.Оценочные выводы о качестве системы управления предприятием на основе распределения ответственности (функции или отдела менеджмента) за эффективность деятельности предприятия. Данная таблица заполняется контроллером (табл.5).

Таблица 5

Составляющие внутренней среды Ответственность
Подразделение (специалист, функция) менеджмента Подразделение (специалист, функция) менеджмента Подразделение (специалист, функция) менеджмента Подразделение (специалист, функция) менеджмента
Маркетинговая сфера
Финансовая сфера
Производственная сфера
Кадрово–организационная сфера

3. Характеристика внешней среды в плановый период. Предполагает экспертную оценку факторов внешней среды, значимых для деятельности предприятия в плановый период. Заполняется менеджером (табл.6).

Таблица 6

Составляющие внешней среды Эффективность Вероятность реализации Эффективность (скорректированная)
1 2 3 4
Политические (Гр.2)х(Гр.3)
Экономические (Гр.2)х(Гр.3)
Финансовые (Гр.2)х(Гр.3)
Социальные (Гр.2)х(Гр.3)
Правовые (Гр.2)х(Гр.3)

Примечания:

1. В графе 2 необходимо экспертно оценить эффективность факторов внешней среды.

2. В графе 3 необходимо экспертно оценить вероятность реализации фактора в плановый период значением от 0 до 1.

3. В графе 4 необходимо скорректировать эффективность фактора умножением балльной оценки эффективности на оценку вероятности.

6. Функции контроллинга по поддержке стратегических направлений деятельности предприятия. Определение роли (функций) контроллинга в рамках информационно–аналитической поддержки системы управления предприятием в целях повышения качества управления, а значит, и эффективности стратегических направлений деятельности предприятия в плановый период.

Таблица 9

Типы стратегий Функции контроллинга(по информационно-аналитической и методической поддержке подразделений в контексте стратегий)
Подразделение (специалист, функция) менеджмента Подразделение (специалист, функция) менеджмента
Маркетинговая
Финансовая
Производственная
Кадрово–организационная

Так, методика включает следующие этапы… Результатом является …

Информационное обеспечение

В стратегическом анализе используется как внешняя, так и внутренняя информация. К внутренней информации можно отнести сведения об объемах продаж товара, информацию о прибыли предприятия и т.п. К внешним источникам можно отнести опросы, проводимые менеджером и контроллером…

На основе полученных расчетов, приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, контроллер разрабатывает и предоставляет руководству предприятия отчет по информационно-аналитической поддержке подразделений для более эффективного использования стратегического потенциала. Отчет включает в себя таблицы, на основе которых делаются основные выводы, заключение контроллера и основные рекомендации по более эффективному использованию стратегического потенциала предприятия.

Так, входной информацией в рамках методики является … Результатная информация представлена в виде отчета, содержащего … с позиции контроллинга.

Пример применения инструментария поддержки принятия решения в стратегическом контексте контроллинга

Для проведения SWOT – анализа на предприятии необходимо придерживаться следующих действий:

Шаг 1. Анализ внутренней среды, представлен в таблице 12.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации и имеет несколько срезов.

Таблица 12

Составляющие внутренней среды Эффективность Важность Эффективность (скорректированная)
1 2 3 4
Маркетинговая сфера
Доля рынка в России 4 1 4
Доля рынка в Европе 3 0,8 2,4
Финансовая сфера
Прибыль 4 0,9 3,6
Затраты на маркетинг -4 0,9 -3,6
Производственная сфера
Выработка на 1 рабочего 1 0,8 0,8
Проблема в модернизации действующей системы магистральных газопроводов -3 0,7 -2,1
Кадрово–организационная сфера
Уровень квалификации сотрудников 3 0,7 2,1
Текучесть кадров -2 0,4 -0,8

Шаг 2. Характеристика качества менеджмента предприятия (организации). Оценочные выводы о качестве системы управления предприятием на основе распределения ответственности (функции или отдела менеджмента) за эффективность деятельности предприятия, представлено в таблице 13.

Таблица 13

Составляющие внутренней среды Ответственность
Служба маркетинга Финансовый отдел Отдел качества Отдел кадров
Маркетинговая сфера        
Доля рынка в России да да нет нет
Доля рынка в Европе да да нет нет
Финансовая сфера        
Прибыль да да нет нет
Затраты на маркетинг да да нет нет
Производственная сфера        
Выработка на 1 рабочего нет да да да
Проблема в модернизации действующей системы магистральных газопроводов нет да да нет
Кадрово–организационная сфера        
Уровень квалификации сотрудников нет нет нет да
Текучесть кадров нет да нет да

Так, показатель затраты на маркетинг не достаточно эффективен (является слабой стороной предприятия) и относится к сфере ответственности финансового отдела и службы маркетинга, значит, необходимо службам финансового отдела и маркетинга работать более эффективно. Показатель объем производства достаточно эффективен (является сильной стороной предприятия) и относится к сфере ответственности отдела качества, значит, отдел качества работает достаточно эффективно…

Шаг3. Характеристика внешней среды в плановый период предполагает экспертную оценку факторов внешней среды, значимых для деятельности предприятия (организации) в плановый период, что представлено в таблице 14.

Таблица 14

Составляющие внешней среды Эффективность Вероятность реализации Эффективность (скорректированная)
1 2 3 4
Политические:
Политика по недопущению иностранных компаний в разработку перспективных объектов -2 0,6 -1,2
Уровень конкурентоспособности 1 0,7 0,7
Экономические:
Прибыльность в отрасли из-за внутренних регулированных тарифов на газ -2 0,7 -1,4
Сохранение достигнутых позиций на рынке 4 0,9 3,6
Финансовые:
Инвестиции в разработку новых месторождений 4 0,7 2,8
Социальные
Рост мировой потребности в энергетических ресурсах 1 0,2 0,2
Признанный лидер рынка 4 0,8 3,2
Правовые
Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов -3 0,8 -2,4

Шаг 6. Функции контроллинга по поддержке стратегических направлений деятельности предприятия. Определение роли (функций) контроллинга в рамках информационно–аналитической поддержки системы управления предприятием в целях повышения качества управления, а значит, и эффективности стратегических направлений деятельности предприятия в плановый период, представлено в таблице 17.

Таблица 17

Типы стратегий Функции контроллинга
Служба маркетинга Финансовый отдел Производственный отдел Отдел кадров
Маркетинговая Проведение исследования рынка и разработка новых приемов и методов в представлении рекламы - Информационно-аналитическое обеспечение для принятия решений в области технологических изменений -
Финансовая - Разработка методических рекомендаций по созданию резервного фонда Проведение диагностики обновленных производственных фондов -
Производственная - Схема координации движения средств резервного фонда на обновление производственных фондов Контроль связей с поставщиками -
Кадрово-организационная - Консультация руководства по мотивации рабочего персонала и выделение средств на повышение квалификации - Проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня персонала предприятия

Так, сформированы следующие заключения с позиции контроллинга: … При этом выработаны следующие рекомендации с позиции контроллинга: …

Выводы

В рамках предметной области выделяют следующие основные подходы: ...

Экономическая сущность метода, рассмотренного в работе, заключается в определении ...

Для обеспечения (повышения) эффективности в предметной области реализуются следующие задачи контроллинга: ...

Для устранения недостатков эффективности предметной области принята следующая схема организации функций контроллинга на предприятии...

Методика реализации метода включает следующие этапы: …

В качестве входной информации используются ... Результатом является отчет …

Взаимодействие менеджера и контроллера на этапах следующее: ...

В рамках примера сформированы следующие заключения с позиции контроллинга: … При этом выработаны следующие рекомендации с позиции контроллинга: …

10. Список использованной литературы:

1.Бородулин, А.Н. Контроллинг [Текст]: учеб. пособие / Бородулин, А.Н., Коновалова, А.С. ; Тверской гос. техн. ун-т - Тверь: ТГТУ, 2009. - 175 с.

2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананькина, Е.А., Данилочкин, С.В., Данилочкина, Н.Г. ; под ред. Н.Г. Данилочкиной - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 279 с.

3. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / Зайцев, Л.Г., Соколова, М.И. - М.: Магистр, 2008. - 525 с.

4. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Таганрог. гос. радиотехн. ун-т - Таганрог: Таганрогский гос. радиотехн. ун-т, 2004. - Внешний сервер.

10.Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник по спец. "Менеджмент орг." / Парахина, В.Н., Максименко, Л.С., Панасенко, С.В. - М.: КноРус, 2011. - 496 с.

Наши рекомендации