Направления применения инструментария поддержки принятия решения в стратегическом контексте контроллинга
С позиции системы контроллинга применение метода SWOT-анализа в целях повышения эффективности системы управления предполагает следующий набор функциональных задач контроллинга:
- информационно-методическое обеспечение технологий и инструментов бизнес-инжиниринга, опирающихся на систему информационных моделей хозяйствующего субъекта и моделей внешней среды;
- разработка методических рекомендаций по применению метода SWOT-анализа в подсистеме стратегического планирования хозяйствующего субъекта;
- согласование представлений руководителей по оценочным суждениям в рамках метода SWOT-анализа, в том числе по оценкам внутренних и внешних факторах эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, по приоритетности направлений развития, по стратегическим целям и т.п.;
- проверка обоснованности выбранных на основе SWOT-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта в сопоставлении с факторами внешней и внутренней среды;
- внесение предложений по обеспечению эффективной реализации выбранных на основе SWOT-анализа эффективных стратегий хозяйствующего субъекта с акцентом на внутреннего ресурсного потенциала системы управления хозяйствующего субъекта[1].
…
Технико-экономическая характеристика предметной области на предприятии
Объектом исследования является условное предприятие, целевая характеристика которого включает следующие стратегические позиции:…
Организационная структура предприятия является типовой и представлена в таблице 2.
Таблица 2
Уровни и службы управления | Основные задачи |
Руководство предприятия | Координация работ и ресурсов; контроль работы служб предприятия; стратегическое планирование деятельности |
Финансово-бухгалтерские службы | Контроль движения денежных средств; реализация необходимой менеджменту учетной политики и управленческого учета; мониторинг и анализ движения товарно-материальных потоков |
Управление производством | Планирование и контроль выполнения заказов; планирование загрузки и управление использованием производственных мощностей; определение фактической себестоимости продукции (услуг) |
Служба маркетинга и рекламы | Продвижение товаров на рынок; анализ рынка сбыта в целях его расширения; формирование политики цен и скидок; информационно-аналитическая поддержка маркетинга и рекламы |
Служба контроллинга на предприятии явным образом не выделена, а ее функции в части анализа, выполняются в рамках службы маркетинга и рекламы. Результатом проведения SWOT - анализа является отчет, который предоставляется руководителю. Это позволяет руководителю более четко увидеть и проанализировать преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке; что позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Так, в рамках технико-экономической характеристики предметной области выделены следующие недостатки:…
…
Организационное обеспечение
Для более эффективной работы в предметной области принято решение создать службу контроллинга. Главная функция контроллера на предприятии будет заключаться в надлежащем контроле и своевременном внесении поправок в стратегию организации. В общем случае, благодаря новой службе:
- появится конкретное лицо, с которого можно будет спросить за результаты и выполнение функций и задач контроллинга;
- информация об уровне достижения поставленных целей в области экономики, финансов, персонала, клиентов, бизнес – процессов и т.д. будет сосредоточена в одном месте, что обеспечит оперативность ее получения и интерпретации;
- можно быстрее добиться введения единых стандартов и правил планирования, контроля, учета, анализа и отчетности по подразделениям, что облегчит автоматизацию процесса управления;
- планы всех подразделений будут лучше скоординированы, интегрированы и проверены на правдоподобность, если этим вопросом будет заниматься одна служба;
- уменьшатся тенденции к изоляции функциональных подразделений, т.е. локальные оперативные цели подразделений будут теснее связаны со стратегическими целями предприятия.
Для обеспечения совместной работы менеджера и контроллера их функции разделены. Менеджер занимается сбором необходимой информации для анализа. Контроллер проводит необходимые расчеты и анализ развития предприятия, анализ работы подразделений предприятия. Итогом совместной деятельности менеджера и контроллера является отчет для руководства предприятия, в котором прописываются рекомендации по развитию предприятия.
Так, для эффективной реализации метода… предлагается следующая организация службы контроллинга…
…
Методическое обеспечение
Реализуется в следующей последовательности этапов.
1. Оценка факторов внутренней среды предприятия. Данные предоставляются менеджером (см. табл.4.).
Таблица 4
Составляющие внутренней среды | Эффективность | Важность | Эффективность (скорректированная) |
Маркетинговая сфера | (Гр. 2)х(Гр. 3) | ||
Финансовая сфера | (Гр. 2)х(Гр. 3) | ||
Производственная сфера | (Гр. 2)х(Гр. 3) | ||
Кадрово–организационная сфера | (Гр. 2)х(Гр. 3) |
Примечания:
1. В графе 2 необходимо экспертно оценить эффективность факторов внутренней среды.
2. В графе 3 необходимо экспертно оценить важность фактора значением от 0 до 1.
3. В графе 4 необходимо скорректировать эффективность фактора умножением балльной оценки эффективности на оценку важности.
2. Характеристика качества менеджмента предприятия.Оценочные выводы о качестве системы управления предприятием на основе распределения ответственности (функции или отдела менеджмента) за эффективность деятельности предприятия. Данная таблица заполняется контроллером (табл.5).
Таблица 5
Составляющие внутренней среды | Ответственность | |||
Подразделение (специалист, функция) менеджмента | Подразделение (специалист, функция) менеджмента | Подразделение (специалист, функция) менеджмента | Подразделение (специалист, функция) менеджмента | |
Маркетинговая сфера | ||||
Финансовая сфера | ||||
Производственная сфера | ||||
Кадрово–организационная сфера |
3. Характеристика внешней среды в плановый период. Предполагает экспертную оценку факторов внешней среды, значимых для деятельности предприятия в плановый период. Заполняется менеджером (табл.6).
Таблица 6
Составляющие внешней среды | Эффективность | Вероятность реализации | Эффективность (скорректированная) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Политические | (Гр.2)х(Гр.3) | ||
Экономические | (Гр.2)х(Гр.3) | ||
Финансовые | (Гр.2)х(Гр.3) | ||
Социальные | (Гр.2)х(Гр.3) | ||
Правовые | (Гр.2)х(Гр.3) |
Примечания:
1. В графе 2 необходимо экспертно оценить эффективность факторов внешней среды.
2. В графе 3 необходимо экспертно оценить вероятность реализации фактора в плановый период значением от 0 до 1.
3. В графе 4 необходимо скорректировать эффективность фактора умножением балльной оценки эффективности на оценку вероятности.
…
6. Функции контроллинга по поддержке стратегических направлений деятельности предприятия. Определение роли (функций) контроллинга в рамках информационно–аналитической поддержки системы управления предприятием в целях повышения качества управления, а значит, и эффективности стратегических направлений деятельности предприятия в плановый период.
Таблица 9
Типы стратегий | Функции контроллинга(по информационно-аналитической и методической поддержке подразделений в контексте стратегий) | |
Подразделение (специалист, функция) менеджмента | Подразделение (специалист, функция) менеджмента | |
Маркетинговая | ||
Финансовая | ||
Производственная | ||
Кадрово–организационная |
…
Так, методика включает следующие этапы… Результатом является …
…
Информационное обеспечение
В стратегическом анализе используется как внешняя, так и внутренняя информация. К внутренней информации можно отнести сведения об объемах продаж товара, информацию о прибыли предприятия и т.п. К внешним источникам можно отнести опросы, проводимые менеджером и контроллером…
На основе полученных расчетов, приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, контроллер разрабатывает и предоставляет руководству предприятия отчет по информационно-аналитической поддержке подразделений для более эффективного использования стратегического потенциала. Отчет включает в себя таблицы, на основе которых делаются основные выводы, заключение контроллера и основные рекомендации по более эффективному использованию стратегического потенциала предприятия.
Так, входной информацией в рамках методики является … Результатная информация представлена в виде отчета, содержащего … с позиции контроллинга.
…
Пример применения инструментария поддержки принятия решения в стратегическом контексте контроллинга
Для проведения SWOT – анализа на предприятии необходимо придерживаться следующих действий:
Шаг 1. Анализ внутренней среды, представлен в таблице 12.
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации и имеет несколько срезов.
Таблица 12
Составляющие внутренней среды | Эффективность | Важность | Эффективность (скорректированная) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Маркетинговая сфера | |||
Доля рынка в России | 4 | 1 | 4 |
Доля рынка в Европе | 3 | 0,8 | 2,4 |
Финансовая сфера | |||
Прибыль | 4 | 0,9 | 3,6 |
Затраты на маркетинг | -4 | 0,9 | -3,6 |
Производственная сфера | |||
Выработка на 1 рабочего | 1 | 0,8 | 0,8 |
Проблема в модернизации действующей системы магистральных газопроводов | -3 | 0,7 | -2,1 |
Кадрово–организационная сфера | |||
Уровень квалификации сотрудников | 3 | 0,7 | 2,1 |
Текучесть кадров | -2 | 0,4 | -0,8 |
Шаг 2. Характеристика качества менеджмента предприятия (организации). Оценочные выводы о качестве системы управления предприятием на основе распределения ответственности (функции или отдела менеджмента) за эффективность деятельности предприятия, представлено в таблице 13.
Таблица 13
Составляющие внутренней среды | Ответственность | |||
Служба маркетинга | Финансовый отдел | Отдел качества | Отдел кадров | |
Маркетинговая сфера | ||||
Доля рынка в России | да | да | нет | нет |
Доля рынка в Европе | да | да | нет | нет |
Финансовая сфера | ||||
Прибыль | да | да | нет | нет |
Затраты на маркетинг | да | да | нет | нет |
Производственная сфера | ||||
Выработка на 1 рабочего | нет | да | да | да |
Проблема в модернизации действующей системы магистральных газопроводов | нет | да | да | нет |
Кадрово–организационная сфера | ||||
Уровень квалификации сотрудников | нет | нет | нет | да |
Текучесть кадров | нет | да | нет | да |
Так, показатель затраты на маркетинг не достаточно эффективен (является слабой стороной предприятия) и относится к сфере ответственности финансового отдела и службы маркетинга, значит, необходимо службам финансового отдела и маркетинга работать более эффективно. Показатель объем производства достаточно эффективен (является сильной стороной предприятия) и относится к сфере ответственности отдела качества, значит, отдел качества работает достаточно эффективно…
Шаг3. Характеристика внешней среды в плановый период предполагает экспертную оценку факторов внешней среды, значимых для деятельности предприятия (организации) в плановый период, что представлено в таблице 14.
Таблица 14
Составляющие внешней среды | Эффективность | Вероятность реализации | Эффективность (скорректированная) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Политические: | |||
Политика по недопущению иностранных компаний в разработку перспективных объектов | -2 | 0,6 | -1,2 |
Уровень конкурентоспособности | 1 | 0,7 | 0,7 |
Экономические: | |||
Прибыльность в отрасли из-за внутренних регулированных тарифов на газ | -2 | 0,7 | -1,4 |
Сохранение достигнутых позиций на рынке | 4 | 0,9 | 3,6 |
Финансовые: | |||
Инвестиции в разработку новых месторождений | 4 | 0,7 | 2,8 |
Социальные | |||
Рост мировой потребности в энергетических ресурсах | 1 | 0,2 | 0,2 |
Признанный лидер рынка | 4 | 0,8 | 3,2 |
Правовые | |||
Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов | -3 | 0,8 | -2,4 |
…
Шаг 6. Функции контроллинга по поддержке стратегических направлений деятельности предприятия. Определение роли (функций) контроллинга в рамках информационно–аналитической поддержки системы управления предприятием в целях повышения качества управления, а значит, и эффективности стратегических направлений деятельности предприятия в плановый период, представлено в таблице 17.
Таблица 17
Типы стратегий | Функции контроллинга | |||
Служба маркетинга | Финансовый отдел | Производственный отдел | Отдел кадров | |
Маркетинговая | Проведение исследования рынка и разработка новых приемов и методов в представлении рекламы | - | Информационно-аналитическое обеспечение для принятия решений в области технологических изменений | - |
Финансовая | - | Разработка методических рекомендаций по созданию резервного фонда | Проведение диагностики обновленных производственных фондов | - |
Производственная | - | Схема координации движения средств резервного фонда на обновление производственных фондов | Контроль связей с поставщиками | - |
Кадрово-организационная | - | Консультация руководства по мотивации рабочего персонала и выделение средств на повышение квалификации | - | Проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня персонала предприятия |
Так, сформированы следующие заключения с позиции контроллинга: … При этом выработаны следующие рекомендации с позиции контроллинга: …
…
Выводы
В рамках предметной области выделяют следующие основные подходы: ...
Экономическая сущность метода, рассмотренного в работе, заключается в определении ...
Для обеспечения (повышения) эффективности в предметной области реализуются следующие задачи контроллинга: ...
Для устранения недостатков эффективности предметной области принята следующая схема организации функций контроллинга на предприятии...
Методика реализации метода включает следующие этапы: …
В качестве входной информации используются ... Результатом является отчет …
Взаимодействие менеджера и контроллера на этапах следующее: ...
В рамках примера сформированы следующие заключения с позиции контроллинга: … При этом выработаны следующие рекомендации с позиции контроллинга: …
…
10. Список использованной литературы:
1.Бородулин, А.Н. Контроллинг [Текст]: учеб. пособие / Бородулин, А.Н., Коновалова, А.С. ; Тверской гос. техн. ун-т - Тверь: ТГТУ, 2009. - 175 с.
2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананькина, Е.А., Данилочкин, С.В., Данилочкина, Н.Г. ; под ред. Н.Г. Данилочкиной - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 279 с.
3. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / Зайцев, Л.Г., Соколова, М.И. - М.: Магистр, 2008. - 525 с.
4. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Таганрог. гос. радиотехн. ун-т - Таганрог: Таганрогский гос. радиотехн. ун-т, 2004. - Внешний сервер.
…
10.Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник по спец. "Менеджмент орг." / Парахина, В.Н., Максименко, Л.С., Панасенко, С.В. - М.: КноРус, 2011. - 496 с.