Сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.
Показатели затрат времени
Затраты времени на выполнение отдельных рабочих операций или комплекса операций определяются хронометражем. К среднему чистому времени, затраченному на работу, определенному несколькими хронометражами у разных исполнителей, добавляют 20% на непредвиденные задержки (заржавевшие болты, поломка инструмента, настройка диагностической или регулировочной аппаратуры и т. п.). Полученные величины называют нормо-часами, утверждают приказом по предприятию. Введение новой часовой ставки является важным управленческим решением, поскольку она должна не только возмещать затраты и прибыль предприятия, но и учитывать расходы, которые клиенты готовы оплатить за предлагаемые услуги автосервиса. Поэтому одно из важных условий для принятия правильного решения — знание конкурентной среды. Изменение часовой ставки должно быть рыночно обоснованным.
Понятие и виды менеджмента.
Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.
Основными составляющими любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.
Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента – США – менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Необходимо отметить, что употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения с людьми; властью и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица».
В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В учебном пособии «Менеджмент организаций» под редакцией доктора экономических наук, профессора З.П.Румянцевой, доктора экономических наук, профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям».[2]
Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд значений.
«Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в «автономном плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно – административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.
Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.
В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует термин «руководство».
В-четвертых, менеджмент – учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.
В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы».[3]
На мой взгляд – это наиболее полное определение понятия «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что “русское слово “управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».
Вышеизложенные определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:
1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:
· менеджмент социальной сферы;
· банковский менеджмент;
· налоговый менеджмент;
· организационный менеджмент;
· международный менеджмент;
· кадровый и др.
1.2 Содержание менеджмента.
Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.
Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.
Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.
Чтобы выполнить сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.
К первой группе относится:
А) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
Б) высокая информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
В) знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
Г) способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
Д) умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним можно отнести:
А) владение искусством управления человеческими ресурсами;
Б) владение искусством налаживания внешних связей;
В) способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.
В тоже время, важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:
А) функциональное;
Б) структурное;
В) технологическое;
Г) профессионально-квалификационное.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.
Структурное разделение труда менеджеров строиться исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специально для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Вертикально разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низшего, среднего, высшего.
К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
Средний уровень – самый многочисленный. Он состоит примерно, из 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации и включает в себя менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда же входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия. Его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организации в целом, ее функциональными и производственно – хозяйственными комплексами. В него входят всего 3 – 7 % общего управленческого персонала.
Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного – двух на малых предприятиях до восьми – десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, которые решаются на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них, предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.
Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего уровня к высшему, увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей. Поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Специалисты выделяют пять подсистем, а именно: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы.
Техническое и профессионально – квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты же осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.
сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.
Социальные отношения — это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
В структуре любого отношения выделяются:
— субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);
— объект(то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);
— потребности (отношения субъект — объект);
— интересы (отношения субъект — субъект);
— ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).
Социальные отношения складываются между группам и людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.
3. Сервисные технологии
Сервис - это весь процесс обслуживания клиентов, начинающийся в момент их привлечения и включающий послепродажное сопровождение. Технология (от греч. -искусство, мастерство, умение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, продажу и обслуживание изделий и услуг. Таким образом, сервисные технологии – это создание и предоставление сервисного продукта, разработка и внедрение регламентов в отношении процессов управления, производства, продажи и оказания услуг, описывающих методы осуществления работы и последовательность действий. Понимание сущности сервисных технологий дает руководителям преимущество для того, чтобы создать соответствующие стратегию, структуру и управление, способные обеспечить оптимальное соотношение между интересами клиента и интересам предприятия сервиса. Интересы клиента состоят в том, чтобы получить необходимую услугу по приемлемой цене с определенным качеством, а интересы предприятия – в оказании как можно большего количества услуг по выгодной цене с минимальными затратами. Работник сферы сервиса, помимо высокой квалификации, должен обладать способностью понимать клиента, иметь развитые коммуникативные навыки, быть доброжелательным, иметь достаточный уровень мотивации, быть проактивным. Поэтому подготовка сотрудников сферы сервиса включает как социальную, так и техническую составляющие. При этом особое внимание следует уделять тем процессам, участие в которых принимают клиенты, т.е. процессам обслуживания и продажи, а также процессам отбора, адаптации и обучения персонала, поскольку именно их навыки, знания и умения создают услуге дополнительную ценность.
Особенностями сервисной коммуникации являются: (от нее зависит успех продажи и сотрудничества с потребителем) 1. непосредственный, прямой характер взаимодействия 2. двухсторонняя связь, диалог 3. индивидуальное отношение к потребителю Личный подход к потребителю – это единственный вид маркетинговых коммуникаций, который заканчивается непосредственной продажей услуги/товара.
В Сервисных технологиях можно провести типологию продавцов и покупателей в процессе приобретения услуги, данную типологию провели проф Р.Блейк и Дж.Муттон, она основывается на степени заинтересованности продавца в потребителе и в продаже. Продавцы могут быть: 1. Равнодушный продавец 2. продавец заинтересованный в потребителе (лучший друг потребителя) 3. авторитарный продавец (продает путем нажима на потребителя «цель оправдывет средства») 4. продавец, удовлетворяющий потребности и покупателя и фирмы. 5. продавец умеренно заинтересованный в потребителе и продаже- обычный продавец. Эта же теория применяется к типологии потребителя, только оценивается по степени доверия к реализуемой услуге и по степени заинтересованности в приобретении этой услуги. Потребители бывают: 1. равнодушный покупатель 2. легковерный потребитель (высокая степень доверия) 3. осторожный потребитель 4. опытный потребитель 5. конформный потребитель(полагается на марку или мнение)
Существует определенная структура сервисного взаимодействия в процессе предоставления услуги. Взаимодействие потребителя и продавца имеют общие цели (познание потребителя, влияние на потребителя) и параметры взаимодействия (уровни взаимодействия, степень вовлеченности во взаимодействие и удовлетворение потеребителя):
1. Уровни взаимодействия (различие в понимании и восприятии исполнителя услуги потребителя, как партнера в сервисном взаимодействии) -примитивный (потребитель, как предмет, функция, источник средств)
2. монипулятивный -стандартизивный (стандартный подход к потребителю) -конвенциональный (партнеры пытаются понять друг друга) -деловой -духовный
3. Степень вовлеченности (восприятие ситуации, взаимопонимание и оценка действий других людей) -идентификация (способность исполнителя уподоблению покупателю)
4. проекция (перенесение собственных представлений на потребителя) -соц.перцепция (воспроизведение поведения определенной соц группы потребителя) -эмпатия (сопереживание)
5. аттракция (привлекательность) -стереотипизация (формирование собственного образа потребителя на основе опыта)
6. каузальная атрибуция (интерпритация исполнит услуги,повед и мотивов др людей) -интуиция -инсайт (озарение)
7. Факторы удовлитворенности – это характеристика чувств потребителя возникшая в результате приобретения и использования услуги
8. комплексность услуги (продолжение обслуживания плсле покупки)
9. качество услуги
10. предоставление услуги, как дополнительного источника знаний (о материале, способе и тд.)
Показатели затрат времени
Затраты времени на выполнение отдельных рабочих операций или комплекса операций определяются хронометражем. К среднему чистому времени, затраченному на работу, определенному несколькими хронометражами у разных исполнителей, добавляют 20% на непредвиденные задержки (заржавевшие болты, поломка инструмента, настройка диагностической или регулировочной аппаратуры и т. п.). Полученные величины называют нормо-часами, утверждают приказом по предприятию. Введение новой часовой ставки является важным управленческим решением, поскольку она должна не только возмещать затраты и прибыль предприятия, но и учитывать расходы, которые клиенты готовы оплатить за предлагаемые услуги автосервиса. Поэтому одно из важных условий для принятия правильного решения — знание конкурентной среды. Изменение часовой ставки должно быть рыночно обоснованным.