Проблемы качества и безопасности в практике современного сервиса
Ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ – это качество не только продуктов и услуг, но и бизнес процессов и системы управления организации. Качество имеет решающее значение при удовлетворении требований и ожиданий потребителей, партнеров, акционеров и других заинтересованных лиц.потребителям труднее определить качество услуг, чем качество товаров;
качество услуги является результатом сравнения ожиданий потребителя и реального уровня предоставления услуги;
оценка качества услуги происходит как на основании результата, так и процесса предоставления услуги.
Из этих трех положений видно, что ключевым моментом определения качества услуг лежит мнение покупателя, его удовлетворение и восприятие полученной услуги. То есть оценка качества услуг должна базироваться на критериях, используемых потребителем для этих целей. Именно эта предпосылка лежит в основе распространенных в настоящее время концепций определения качества услуг.
Под качество услуги, сервисного продукта понимается комплекс полезных свойств, нормативно – технологических характеристик обслуживания, благодаря которым общественные и индивидуальные потребности удовлетворяются на уровне установленных требований, сопоставимых как с национальными традициями, так и с мировыми стандартами.
Полезные свойства услуги выступают как объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно – правовым критериям.
Безопасность услуги – это показатели качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности недопустимых изменений (утраты) для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды.
^ В целом безопасность человека в сфере услуг определяется эффективным функционированием данной сферы, отсутствием в ее рамках разного рода угроз.
К числу наиболее распространенных свойств разного рода угроз, которые можно фиксировать, подсчитывать, сравнивать, относятся следующие:
количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;
особенности протекания технологического цикла выполнения услуги;
информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов;
период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;
длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;
характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком помещений, где выполняется услуга;
экологические характеристики услуги;
характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;
численный состав сотрудников, участвующих в процессе обслуживания, а также их профессионально – квалификационные характеристики;
этические качества обслуживания;
эстетические качества обслуживания.
Специального внимания персонала требуют к себе следующие стороны процессов обслуживания, как наиболее важные источники угроз:
работа оборудования, состояние и качество материалов, веществ, продуктов, сырья, задействованных в процессе обслуживания;
природно – ландшафтные, климатические и физические условия;
деятельность криминальной среды;
неквалифицированные действия персонала;
личные качества сознания или состояния здоровья клиента;
форс – мажорные обстоятельства.
5. Сервисная деятельность, как и любая другая разновидность человеческой активности, происходит во времени, имеет длительность, выступая, таким образом, развертывающимися процессами с ярко выраженными адаптационными, т. е. приспособительными, функциями. Данные процессы имеют множество сторон и аспектов, многие из которых заметно влияют на производство и потребление услуг, а также на эффективность бизнеса в сервисной сфере. Важность многих процессуально-временных аспектов выступает столь очевидным фактором, что они тщательно анализируются и учитываются каждым предпринимателем, работающим в сфере услуг. Вместе с тем есть и неочевидные, порой скрытые стороны в процессуальных особенностях сервисной деятельности, которые требуют глубокого анализа.
Учет динамико-временных аспектов, прежде всего, важен для самих предпринимателей, а также для всей корпоративной среды сервисного бизнеса. С позиций своих интересов подходят к осмыслению этих сторон обслуживания многие потребители, которые дорожат своими интересами, а также временем, затраченным на обслуживание. Наконец, только с учетом временных параметров возможно корректное регулирование сервисной деятельности со стороны властно-правовых органов.
Сервисные процессы могут разворачиваться во временных периодах от нескольких десятилетий, лет до нескольких месяцев, дней и даже часов, минут. Предметом анализа выступают характеристики сервиса, связанные с деятельностью конкретных работников, а также коллективов фирм, корпоративных объединений и отраслевых структур. В этой связи сервисная деятельность должна быть рассмотрена, прежде всего, в рамках общеэкономической динамики. Взятая в целом, хозяйственная практика каждой страны, выступая частью мировой экономической практики, представляет собой целый поток непрерывных качественных и количественных изменений. Направленность, степень изменения рынка товаров и услуг, сложившиеся на данный период времени и отличающиеся от предыдущего периода, выступают экономической конъюнктурой.
В настоящее время различают изменения иррегулярные, возникающие под влиянием случайных, непредсказуемых событий, и регулярные, предсказуемые, которые в свою очередь можно подразделить на две разновидности: эволюционные (необратимые), которые при отсутствии резких посторонних воздействий всегда протекают в определенном, линейном направлении, и волнообразно-циклические (повторимые, обратимые), которые периодически меняют свое направление, рано или поздно возвращаясь к исходному состоянию.
7. Связь сервисной сферы с геоландшафтными, а также почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности опосредуется теми надобностями, какие данные условия порождают в обществе. Человечество в историческом развитии освоило разные ландшафтно-климатические территории — северные земли (тундру, прибрежные местности Северного Ледовитого океана), средние широты, а также пустыни, полупустыни и др. Везде человек приспосабливал процессы удовлетворения собственных потребностей непосредственно к окружавшим его условиям жизнедеятельности, климату и ландшафту.
Подобная зависимость от географического фактора постоянно отображалась на хозяйственных занятиях людей, тем самым порождая в обществе некую систему разделения труда. Исторические исследования дали возможность нам увидеть, что уже в древние эпохи возникли земледельческие народы, которые жили оседло, и народы-кочевники, мигрирующие вместе со своими стадами по определенным территориям. Как у тех, так и у других заметно различались не только лишь характер труда, но и уклад, образ жизни в целом.
Народы, что живут на берегах морей, осваивают рыболовство и морское дело с торговлей. Их жизнь сопряжена с морской стихией, с длительными, небезопасными странствиями и длительной разлукой с близкими. Отсюда определенный порядок их жизни, а также бытовые традиции, которые связанны с частым и продолжительным отсутствием на берегу мужской доли населения. Торговое дело, лежащее как основа жизненного благополучия множества жителей приморских населенных пунктов, содействовало тому, что тут создавались профессиональные организации и кодекс чести сотрудников, чей труд так либо иначе был сопряжен с морской торговлей. В данном случае обособляется еще семейный уклад и непосредственно частная жизнь, в тот момент как общественная жизнь развиваться на институционально-правовой базе. В обществе данного вида рано акцентируются и занятия, что связанны с различного рода услугами.
Теперь рассмотрим роль демографических факторов в развитии сервисной деятельности. ^ Демографические факторы связаны с численным составом и рядом воспроизводственных характеристик населения той или иной страны. Речь идет о структуре населения (соотношение мужчин и женщин, разных возрастных групп, числа семей разного масштаба и др.), об уровне рождаемости и смертности, о перемещениях на территории населения в силу разных причин, включая и социально-экономические.
Демографические характеристики общества в немалой степени определяют темпы развития и качественные особенности хозяйственно-экономической практики. Для сервисной деятельности и сферы услуг они приобретают особую важность. Динамика изменений в пропорциях возрастных групп (детей, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста) существенно влияет на расширение или сужение деятельности разных видов сервиса.
8. Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда так или иначе регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения (армию, полицию, пенитенциарную систему), регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло.
Механизмы государственно-правового регулирования нередко действовали выборочно, защищая интересы аристократических или богатых слоев населения за счет низших и бедных. Однако и в прошлом, и в современных условиях государственная власть вынуждена проявлять заинтересованность в сохранении определенного баланса общественных интересов.
То же самое можно сказать относительно правового регулирования взаимодействий между субъектами хозяйственной активности, а также между государством и предпринимательством. Торговцы, ремесленники во многих странах были многочисленными и далеко не самыми привилегированными слоями населения. Тем не менее они оставались прилежными налогоплательщиками, что способствовало распространению на их деятельность государственного протекционизма. Государство не только собирало с них налоги, выдавало лицензии, привлекало к выполнению общественных работ и благотворительных акций, но и опосредовало их взаимодействия с клиентами.
Если взглянуть на государственно-правовые органы с общесоциальных позиций, то их регулятивные функции по отношению к обществу и к субъектам хозяйственной деятельности также выступают услугой особого рода. Именно так рассматривается государ-
ственно-правовая деятельность в теории общественного блага.Данная теория исходит из того, что рыночные отношения сами по себе не в состоянии учесть все многообразие общественных потребностей и отрегулировать их удовлетворение. Существует целая система общественных благ, которые являются неделимыми и не могут быть перераспределены индивидуальным потребителям на коммерческой основе. В то же время потребителей невозможно и отстранить от их пользования. Речь идет о благах, связанных с национальной обороной и безопасностью, государственным управлением, обращением национальной валюты, а также с экологическими, оздоровительными, образовательными программами.
В практике государственного строительства постепенно отрабатывались правовые и финансовые механизмы перераспределения общественных благ. Посредством налогообложения, сосредоточения в своих руках ряда властных полномочий государственные органы расширяли свою возможность распоряжаться немалыми финансами, позволяющими не только содержать армию, полицию, но и перераспределять средства, не допуская безудержного обогащения одних слоев и предельного обнищания других.
Помимо функций поддержки общественного порядка, обороноспособности, объектом государственного контроля и управления становились также коммуникации (почтовая связь, транспорт и др.), общее и профессиональное образование, здравоохранение, производство некоторых наиболее доходных видов продуктов и алкогольных напитков. В последние 100-150 лет в рамках государственной социальной политики во многих странах стало функционировать социальное обеспечение, осуществляться работа со слабо защищенными слоями населения - бедными, инвалидами, стариками. Также в качестве самостоятельного направления деятельности многих правительств формируется культурная политика, направленная на сохранение культурного наследия и на приобщение к нему разных социальных групп и слоев.
Таким образом, государство в современных условиях выполняет немало сервисных функций, хотя его деятельность в этом направлении носит такие названия, как обеспечение военной безопасности, поддержание общественного порядка, борьба с преступной средой, осуществление социальной или культурной политики и др.
Наличие указанных общих закономерностей влияния государственно-правовых механизмов на развитие услуг сопрягается с еще одной важной тенденцией: в целом роль и значение государственных рычагов всегда было более акцентированным в странах Востока (арабо-мусульманский мир, Индия, Китай, Япония и др.), а также в России, в то время как в странах Западной Европы, начиная с Нового времени, эволюция сервиса происходила под решающим воздействием процессов рыночного обмена.
Прошедший XX в. стал периодом действия двух социально-экономических моделей - капиталистической системы с небольшой или умеренной долей участия государства в развитии экономики и социальных отношений, а также социалистической системы с масштабной или почти стопроцентной долей государственного участия в хозяйстве и общественной жизни. Но в деле удовлетворения важнейших общественных потребностей и та и другая политическая система имели немало общего. Так, к середине XX в. и в СССР, и в странах Западной Европы и в США функционировали государственные системы образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, которые были реальными, всеобщими, обеспечивались из бюджета государства и определились как часть гражданских прав. Опыт поколений, которые пользовались плодами деятельности «государства благосостояния» (страны Запада) и «государственного социализма» (СССР), показал также, что, несмотря на все усилия и значительные расходы, большинство важнейших социальных проблем не поддавалось искоренению, а на многие социальные программы средств хронически не хватало. (См.: Шанин Т.Социальная работа как культурный феномен современности // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики 7 Пер. с англ. М., 1997)
Развитие капиталистической и социалистической моделей, а также разные способы реализации ими общественных потребностей породили в мировом масштабе широкий диапазон промежуточных форм как государственного регулирования сервисной деятельности, так и рыночных принципов функционирования сферы услуг. Каждая модель имела свои сильные и уязвимые стороны, по-разному действуя в разных странах и в разнообразных конкретно-исторических условиях.
После краха системы социализма на рубеже XX-XXI вв. в разных регионах мира формируются новые тенденции в соотношении государственно-правовых механизмов и рыночных принципов сервисной деятельности. Так, во многих странах дает о себе знать обширный кризис государственной власти, особенно связанной с централизованной формой управления. Прежним идеям огосударствления и универсальных форм социального управления многие общественные силы противопоставляют принцип децентрализации регулирования общественных потребностей, создания условий свободы индивидуального выбора, т.е. отстаивается право людей самим определять свои потребности и создавать социальные механизмы их удовлетворения.
Однако вряд ли можно сегодня говорить об исчерпанности значения государственно-правовых механизмов в регулировании сферы сервиса и в реализации потребностей населения. Во всех странах мира государство продолжает выполнять свои функции, регулируя определенные аспекты экономической практики, а также реализуя социальную политику. Правда, и регулирование и социальная политика в новых условиях на рубеже столетий заметно трансформируются.
Рассмотрим это на примере изменений социальной политики во многих странах мира. Хотя важнейшие направления такой политики продолжают сопрягаться с прежними целями (создание безопасной социальной среды, борьба с бедностью, образование молодежи, предоставление определенного объема медицинских услуг населению и др.), но они во многих странах реализуются другими способами. Органы государственной власти уже не стремятся охватить все социальные проблемы самостоятельно, а вырабатывают тактику опоры на активные группы и сообщества. Нынешнее государство нередко допускает в определенных масштабах проникновение в сферу социальных служб рыночных принципов, внедряет хозрасчетные начала в систему оказания социальных услуг.
Еще одно новое качество государственных служб, осуществляющих социальную работу, сводится к тому, что имеет место разукрупнение учреждений социальной сферы с целью их приближения к запросам потребителей. Социальная политика все в большей степени ориентируется не на среднего гражданина со стандартным набором потребностей, а на многообразие общественных и личных запросов, на предоставление потребителям возможности выбора услуг.
Аналогичные тенденции можно наблюдать и в социальной политике властных органов России. Федеральное правительство и региональные власти также поощряют развитие негосударственного сектора в его коммерческом и некоммерческом вариантах, что призвано стимулировать активность на местах. Однако при этом государственные органы нашей страны не всегда готовы считаться с глубоким экономическим кризисом, масштабы которого способны увеличиваться из-за непродуманной технологии социальной политики.
Особенно высоким остается роль государственного участия в развитии сервиса развивающихся стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Здесь в ходе модернизации не снижается значение государства в осуществлении крупных проектов, начиная от долевого участия в постройке железных дорог, формировании гражданского воздушного транспорта и кончая созданием систем рекреации, социального обеспечения, образования и др. Все это свидетельствует о том, что институт государства продолжает развиваться во многих регионах мира.
На рубеже XX-XXI вв. страны Востока, а в последние десятилетие и страны СНГ активно осваивают принципы рыночного развития сервисной деятельности. Государство всемерно способствует этим процессам. При этом конкретные страны продолжают заметно различаться между собой по масштабам протекционистской политики в отношении к сервису, по доле участия государства в обслуживании населения, по формами правового регулирования как сферы сервиса в целом, так и отдельных его разновидностей.
Анализ отношений между институтом государственной власти, механизмами правового регулирования, с одной стороны, и сферой услуг, с другой, свидетельствует, что между ними всегда сохранялись тесные связи, так как объективно они решали сходные задачи (хотя и разными способами) - отзывались на общественные запросы. Во многом эти связи определялись историческими традициями, укорененным укладом жизни в той или иной стране.
Вместе с тем данные связи повсюду приобретали гибкий характер, чутко реагируя на общественные и экономические изменения внутри страны и за ее пределами. В зависимости от конкретных условий жизни политика государства по отношению к сфере услуг динамично трансформировалась. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что сама власть выполняет сервисные функции по отношению к обществу, к гражданам страны.