Теоретическая часть. Сущность конкурентоспособности
Понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность». Критерии и показатели конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «конкурентоспособный» – способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Это определение базируется на понятии «конкуренция», что в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Под данным термином чаще всего подразумевают борьбу между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Общепринятого определения термина «конкурентоспособность» нет. Каждый исследователь использует свою систему понятий, и это обусловлено многогранностью понятия, которое необходимо рассматривать, с одной стороны, как динамично развивающийся процесс, с другой – как часть экономической системы, представленной на различных уровнях, начиная с микроуровня – от конкретного продукта и заканчивая мировой экономикой на макроуровне.
Определение конкурентоспособности в современном экономическом словаре следующее: «это способность объекта отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на данном рынке»[1].
Родионова Л.Н., д.э.н, профессор, трактует конкурентоспособность товара как «более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента[2].
Определение Фатхутдинова Р.А., д.э.н., профессора: «Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами рынка».[3]
Анализ определений конкурентоспособности продукции позволяет выделить следующие особенности. Во-первых, конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителя. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований. Во-вторых, конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры во времени. В-третьих, конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемая продукция.
Существует позиция ученых: конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции находится в прямой зависимости: чем выше конкурентоспособность продукции, тем выше спрос на неё, тем больший экономический эффект получает организация от её реализации. Между категориями «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия» существует определенная взаимосвязь. Очевидно, организация не может быть конкурентоспособной, если ее товары не имеют сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия основывается на совокупности конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество – какая-либо (в ряде случаев эксклюзивная) ценность, которой обладает объект, и которая дает ему превосходство перед конкурентами[4].
Таблица 1 – Типы конкурентных преимуществ
Тип конкурентных преимуществ | Определение |
Ресурсные | Конкурентные преимущества компаний, связанные с ценовыми характеристиками приобретаемой для хозяйственной деятельности продукции |
Технологические | Преимущества, обусловленные эксплуатацией технологий, позволяющих использовать эффект масштаба производства, увеличивающих потребительский спрос за счет ценовых и качественных характеристик |
Инновационные | Конкурентные преимущества, связанные с качественными параметрами продукции, сформированными за счет использования результатов НИОКР |
Глобальные | Преимущества производителей, сформировавших и выполняющих стандарты хозяйственной деятельности и реализуемой совместными действиями фирм и государства |
Культурные | Конкурентные преимущества производителей, обусловленные историческими и культурными связями стран, позволяющие фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов |
Очевидно, чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные и иные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных его сегментах.
Формирование конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компаний происходит благодаря следующим факторам:
Ø внедрению новшеств и улучшению технологии. Новшества могут проявляться в различных областях (совершенствовании конструкции, технологии, организации производства и труда, маркетинге, стратегии развития);
Ø освоению новых перспективных рыночных ниш;
Ø развитию НИОКР, что обеспечивает доступ к высоким технологиям, позволяет диверсифицировать деятельность компании[5].
Конкурентоспособность товара предусматривает его соответствие требованиям рынка. Иначе говоря, товар должен иметь совокупность экономических, технических и эксплуатационных параметров, при которых он способен выдержать соперничество с аналогами конкурентов на рынке как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Эти параметры представляют собой критерии конкурентоспособности – качественные или количественные характеристики продукции.
Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик.
Таблица 2 – Классификация критериев конкурентоспособности продукции
Признак классификации | Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей | Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления |
Количество учитываемых характеристик | Единичный Групповой Обобщенный |
Критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).
Критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворять целый комплекс потребностей, начиная от базовых, и заканчивая продвинутыми (эстетическими, отражающими принадлежность к определенной социальной группе и пр.)
Критерий «уровень новизны товара» определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет улучшения известных показателей, так и скрытые, т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.
Критерий «информативность» позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.
Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.
Наконец, критерий «цена потребления» отражает потребность в приобретении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.
В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
Групповой критерий – это комплексный критерий конкурентоспособности, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.
Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности».
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Таблица 3 – Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) | Критерий (следствие) |
Производственный: · имидж предприятия; · сертифицированная система качества; · применение защитных мер по предупреждению фальсификации. Сбытовой: · количество посредников Сервисный: · продолжительность гарантийного срока Рыночный: · рыночная новизна | 1. Имидж товара 2. Уровень качества 2.1. Стабильность уровня 3. Подлинность товара 4. Цена потребления товара 4.1. Цена товара 4.2. Текущие затраты 5. Потребительская новизна |
Следует отметить, что одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента». «Наличие системы качества» - важный комплексный критерий конкурентоспособности предприятия. Но в то же время оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности товаров, как «стабильность уровня качества товаров».
Более подробно факторы конкурентоспособности рассмотрены в следующем разделе.
При исследовании категории «конкурентоспособность» необходимо определить также понятие «управление конкурентоспособностью организации».
Управление конкурентоспособностью организации в условиях рыночных отношений – это совокупность мероприятий, осуществляемых для разработки стратегии производства, сбыта для обеспечения не только выживаемости организации в условиях рыночных отношений, но и достижения наивысшей эффективности для получения максимальной прибыли. Предполагает разработку четкой системы управления конкурентоспособностью предприятия, предопределяющей достижение конечной цели.
Следует отметить, что в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается длительной и безупречной работой на рынке. Следовательно, при сравнении и оценке двух организаций, выпускающих одинаковые товары равного качества, организация, работающее более длительный период времени на данном рынке будет иметь конкурентные преимущества перед организацией только входящим на данный рынок.
Процесс управления конкурентоспособностью организации должен включать следующие основные этапы:
1) изучение рынка;
2) изучение конкурентов;
3) анализ деятельности организации по всем направлениям;
4) оценка конкурентоспособности;
5) разработка стратегии повышения конкурентоспособности.
Необходим выбор приоритетов при выработке стратегии управления конкурентоспособностью организации, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рынка и наилучшим образом использующих имеющиеся конкурентные преимущества.