Унифицированная форма n ко-2

┌────────┐

│ Код │

├────────┤

Форма по ОКУД│ 0310002│

├────────┤

_______________________ГБОУ "Академия"__________________ по ОКПО│46300000│

организация ├────────┤

_________________________Бухгалтерия____________________________│ │

структурное подразделение └────────┘

┌─────────┬───────────┐

│ Номер │ Дата │

│документа│составления│

├─────────┼───────────┤

│ 128 │12.07.2016 │

Расходный кассовый ордер └─────────┴───────────┘

┌────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────────┬──┐

│ Дебет │ │ │ │ │

├───┬──────────┬──────────┬──────────┼────────┤ │ │ │

│ │код струк-│корреспон-│код анали-│ Кредит │ Сумма, │Код целевого│ │

│ │турного │дирующий │тического │ │руб. коп.│ назначения │ │

│ │подразде- │счет, │учета │ │ │ │ │

│ │ления │субсчет │ │ │ │ │ │

├───┼──────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────┼────────────┼──┤

│ │ --- │0000 00000│ --- │0000 000│ 2 000,00│ --- │ │

│ │ │00000112 4│ │00000001│ │ │ │

│ │ │ 208 12 56│ │12 4 201│ │ │ │

│ │ │0 │ │ 34 610 │ │ │ │

└───┴──────────┴──────────┴──────────┴────────┴─────────┴────────────┴──┘

Выдать _________________Самсонову Сергею Степановичу_____________________

фамилия, имя, отчество

Основание: _Приказ от 11.07.2016 N 215 "О направлении в командировку"____

Сумма _Две тысячи рублей ---------------------------------------------_

прописью

___________________________________________________ руб. ____00_____ коп.

Приложение ___________________________---________________________________

_________________________________________________________________________

Руководитель организации ___Ректор______ __Михайлов__ ___Михайлов М.М.___

должность подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер ____Денисов______ _____Денисов Д.Д._____

подпись расшифровка подписи

Получил _Две тысячи рублей ---------------------------------------------_

сумма прописью

___________________________________________________ руб. ____00_____ коп.

" 12 " __июля____ 2016 г. Подпись ___________Самсонов_________________

По _паспорту серии 01 23 N 123456, выданному ПВС УВД Ленинского района __

наименование, номер, дата и место выдачи документа,

_города Брянска 10.08.2001_______________________________________________

удостоверяющего личность получателя

Выдал кассир ______Лапина________ __________Лапина Л.Л.______________

подпись расшифровка подписи

Оборудование кассы

Касса - место для проведения кассовых операций, определенное руководителем юридического лица (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", далее - Указание N 3210-У). В данной норме не говорится о кассе индивидуального предпринимателя, однако индивидуальный предприниматель также вправе определить соответствующее место (помещение, часть помещения).

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (п. 7 Указания N 3210-У). Таким образом, на сегодняшний день требований к особому оборудованию помещения кассы нормативными актами не установлено. Этот вопрос целиком оставлен на усмотрение самих организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они сами заинтересованы в сохранности собственных денежных средств. Соответственно, не предусмотрено и какой-либо ответственности за непринятие мер по обеспечению сохранности наличных денег.

При планировании и организации мероприятий по обеспечению сохранности наличных денежных средств можно воспользоваться Рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке (приложение N 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40) и Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к нему же). Эти документы утратили юридическую силу, однако могут использоваться в качестве ориентира.

Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) не предусматривает обязанности банков производить контроль за соблюдением организациями правил ведения кассовых операций.

Отменена в настоящее время и административная ответственность должностных лиц банков за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций, которая была предусмотрена ст. 15.2 КоАП РФ.

Ни одного нормативного правового акта, уполномочивающего какой-либо государственный орган (в том числе и налоговые органы) осуществлять контроль именно за соблюдением норм Указания N 3210-У, не существует.

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н) принят на основании и во исполнение законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Описанная в Регламенте процедура проверки основывается на проверке применения ККТ и выдачи клиентам бланков строгой отчетности при розничной продаже товаров, работ, услуг.

Отметим однако, что осуществляя такие проверки, представители налоговых органов имеют право исследовать, в частности, следующие документы (п. 29 Регламента):

- приходные и расходные кассовые ордера,

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов,

- авансовые отчеты,

- кассовую книгу,

- распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.

В то же время, согласно ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ дела о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) рассматриваются налоговыми органами*(1).

Таким образом, осуществлять проверки соблюдения кассовой дисциплины (за исключением случаев, связанных с проверкой применения контрольно-кассовой техники) налоговые органы, по нашему мнению, не вправе; однако в случае обнаружения нарушений установленного порядка ведения кассовых операций они вправе принять решение о привлечении организации, её должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера)*(2) или индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. К таким нарушениям относятся:

- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (100 тысяч рублей по одному договору - п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У),

КоАП РФ не содержит прямого ответа на вопрос о том, какая из сторон (производящая, принимающая платеж или обе) несет ответственность за это нарушение. Судебная практика по данному вопросу противоречива. В некоторых случаях суды исходят из того, что ответственность должно нести лицо, производящее платеж (постановления Седьмого ААС от 27.10.2016 N 07АП-9216/16, ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4070-06, ФАС Поволжского округа от 30.10.2003 N А55-4572/03-3, Двадцатого ААС от 18.07.2012 N 20АП-3327/12, Восемнадцатого ААС от 19.07.2012 N 18АП-6510/12). Вместе с тем в арбитражной практике встречаются многочисленные решения, подтверждающие наличие состава административного правонарушения также и при получении наличных денег сверх установленного максимума (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 N А28-16681/2009, от 22.09.2008 N А79-1817/2008, Шестого ААС от 17.02.2015 N 06АП-100/15, Второго ААС от 21.02.2014 N 02АП-80/14, Одиннадцатого ААС от 13.08.2013 N 11АП-11902/13);

- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,

- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,

К ответственности за данное нарушение организации и индивидуальные предприниматели привлекаются, в частности, в случае расходования наличной выручки на цели, не предусмотренные или прямо запрещенные пунктами 2 и 4 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У (например, на возврат займа - см. определение ВС РФ от 28.02.2017 N 306-АД16-21335). Отметим, что ранее к ответственности за это нарушение организации привлекались за ненадлежащее оборудование помещения кассы в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций, действовавшего до 1 января 2012 г. (постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 по делу N А57-7616/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по делу N А53-23410/2009, разъяснения Арбитражного суда Пензенской области "О применении статьи 15.1 КоАП РФ"). Однако Указание N 3210-У вопросы оборудования кассы не регулирует, оставляя их на усмотрение самой организации (индивидуального предпринимателя), и фактов привлечения к ответственности за подобные нарушения после вступления в силу Указания N 3210-У и в период действия предшествовавшего ему Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" нам не известно.

- в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Что касается ответственности за неверный расчет лимита кассы, то за сам факт некорректного расчета состава административного правонарушения не образует, однако последствия такой ошибки могут привести к сверхлимитному накоплению наличности.

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

______________________________

*(1) Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают также органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий (ст.ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

*(2) Ранее, до 1 января 2012 г., ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций наряду с руководителями и главными бухгалтерами возлагалась и на кассиров (п. 39 действовавшего в то время Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40). В Указании N 3210-У подобной нормы нет. Не было её и в Положении Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", которое действовало в 2012-2014 г.г.

Что касается определения "должностного лица", содержащегося в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, то, полагаем, кассир под данное определение не подпадает. Должностными лицами для целей КоАП РФ признаются представители власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кассир же подобными функциями не наделен, он не принимает управленческих решений, а является техническим работником.

Случаев привлечения кассиров к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ после 1 января 2012 г. нам неизвестно.

Лимит остатка денежной наличности

Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег - максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", далее - Указание N 3210-У).

Лимит могут не устанавливать (абзац десятый п. 2 Указания N 3210-У):

- индивидуальные предприниматели,

- малые предприятия.

Лимит устанавливается самостоятельно. Он рассчитывается по одной из двух формул, в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У:

- с учетом объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги,

- с учетом объема выдач наличных денег*(1).

Согласование с обслуживающим банком и какими-либо контролирующими органами не требуется.

Внимание

Хотя какой-либо ответственности за сам факт неправильного расчета лимита не установлено, некорректный расчет может повлечь нарушение порядка ведения кассовых операций.

Юридическое лицо издает об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ. Как должен именоваться этот документ, Указание не устанавливает. Это может быть приказ, распоряжение или любой другой документ, которым в данной организации принято оформлять общеобязательные указания руководителя.

Денежные средства сверх установленного лимита юридическое лицо обязано хранить на банковских счетах в банках (абзац седьмой п. 2 Указания N 3210-У).

Обособленному подразделению юридического лица, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица (абзац четвертый п. 2 Указания N 3210-У).

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).

Внимание

- Платежный агент (и оператор по приему платежей, и платежный субагент) (ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"),

- банковский платежный агент (в том числе банковский платежный субагент) (п.п. 4, 5 ст. 3, ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе")

при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении деятельности в качестве платёжного агента, банковского платежного агента (субагентом).

Срок, в течение которого действует утвержденный лимит кассы, не регламентирован ни Указанием N 3210-У, ни другими документами Банка России. Таким образом, лимит может быть установлен как на определённый срок, продолжительность которого определяется руководителем исходя из коммерческих интересов организации и ожидаемых объемов поступлений наличности, так и бессрочно. Пересмотр установленного лимита допустим в любое время исходя из текущих потребностей.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается (абзац восьмой п. 2 Указания N 3210-У):

- в дни выплат (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, но не более пяти рабочих дней - абзац первый пп. 6.5 п. 6 Указания N 3210-У):

а) заработной платы,

б) выплат, включенных в фонд заработной платы,

в) стипендий,

г) выплат социального характера;

- выходные дни (в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций);

- нерабочие праздничные дни (в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций).

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом не допускается.

____________________________

*(1) До 1 июня 2014 г. согласно приложению к Положению Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" рассчитывать лимит с учетом объема выдач наличных денег можно было только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (выручки). Указание N 3210-У подобного требования не содержит. Каких-либо разъяснений Банка России и иных государственных органов по данному вопросу не имеется. Таким образом, полагаем, в настоящее время организация вправе самостоятельно выбрать способ расчета лимита.

Определение лимита остатка наличных денег с учетом объема поступлений наличности

В соответствии с п. 1 приложения к Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

унифицированная форма n ко-2 - student2.ru ,

Воспользуйтесь калькулятором

где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях (для округления лимита остатка наличных денег до рубля могут применяться правила математического округления - письмо Банка России от 24.09.2012 N 36-3/1876);

V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги обособленными подразделениями, за исключением обособленных подразделений, самостоятельно сдающих наличность в банк, для которых устанавливается собственный лимит остатка наличности;

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

унифицированная форма n ко-2 - student2.ru - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы унифицированная форма n ко-2 - student2.ru определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня унифицированная форма n ко-2 - student2.ru равен трем рабочим дням. При определении унифицированная форма n ко-2 - student2.ru могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

Ответственность за неправильный расчёт лимита ни Указанием N 3210-У, ни законодательством об административных нарушениях не установлена, однако некорректное применение формулы расчёта может привести к нарушению порядка ведения кассовых операций.

Пример

Пример 1

Расчетный период (Р) может быть любой, но не более 92 рабочих дней. Возьмём максимальный показатель.

Объем выручки (V) за этот период составил 1 380 000 руб.

Деньги в банк сдаются один раз в две недели (14 рабочих дней организации). Следовательно, показатель N составляет 7.

L = (1 380 000 / 92) х 7 = 105 000.

Лимит равен 105 000 руб.

Пример

Пример 2

Выручка получается регулярно, однако объемы поступлений в разные дни различны. Два месяца назад была распродана крупная партия товара. В течение 10 рабочих дней предприятие получило 3 000 000 руб. наличными.

Деньги в банк сдаются раз в два дня.

В качестве расчетного периода можно взять 10 дней, за которые получена крупная выручка.

L = (3 000 000 / 10) х 2= 600 000.

Лимит равен 600 000 руб.

Определение лимита остатка наличных денег с учетом объема выдач наличности

В соответствии с п. 2 приложения к Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег*(1) (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

унифицированная форма n ко-2 - student2.ru ,

Воспользуйтесь калькулятором

где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях (для округления лимита остатка наличных денег до рубля могут применяться правила математического округления - письмо Банка России от 24.09.2012 N 36-3/1876);

R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях за исключением обособленных подразделений, самостоятельно сдающих наличность в банк, для которых устанавливается собственный лимит остатка наличности);

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

унифицированная форма n ко-2 - student2.ru - период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы унифицированная форма n ко-2 - student2.ru определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Ответственность за неправильный расчёт лимита ни Указанием N 3210-У, ни законодательством об административных нарушениях не установлена, однако некорректное применение формулы расчёта может привести к нарушению порядка ведения кассовых операций.

Пример

Пример 1

Допустим, что за последние 92 рабочих дня организацией была осуществлена выдача наличных в сумме 460 000 руб. (не считая заработной платы и иных выплат работникам).

Организация получала денежные средства из банка, один раз в месяц. Следовательно, для расчета необходимо будет использовать показатель N, равный 7 рабочим дням.

L = (460 000 / 92) х 7 = 35 000.

Лимит равен 35 000 руб.

Пример

Пример 2

Организация почти не работает с наличностью, однако недавно за наличный расчет был приобретен сейф стоимостью 90 000 руб.

Наличные деньги в банке получаются редко, эпизодически. Следовательно, показатель N равен 7.

за расчетный период можно принять 1 день.

L = (90 000 / 1) х 7 = 630 000

Лимит равен 630 000 руб.

____________________________

*(1) До 1 июня 2014 г. согласно приложению к Положению Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" рассчитывать лимит с учетом объема выдач наличных денег можно было только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (выручки). Указание N 3210-У подобного требования не содержит. Каких-либо разъяснений Банка России и иных государственных органов по данному вопросу не имеется. Таким образом, полагаем, в настоящее время организация вправе самостоятельно выбрать способ расчета лимита.

Последствия неправильного расчета лимита остатка наличности

В соответствии с приложением к Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) лимит остатка наличных денег рассчитывается по одной из приведенных в данном приложении формул.

Какой-либо ответственности за ошибочный расчет лимита ни Указанием N 3210-У, ни законодательством об административных нарушениях не установлено, однако, по мнению контролирующих органов, некорректное применение формулы расчёта может привести к нарушению порядка ведения кассовых операций (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

В частности, при неверном определение количества рабочих дней в расчётном периоде (показатель Р), приведшем к завышению рассчитанной суммы лимита, контролирующие органы могут произвести перерасчёт лимита. Если суммы наличности, хранившиеся в кассе в течение проверяемого периода, превысят эту величину - организация будет привлечена к административной ответственности за сверхлимитное накопление наличности (постановление Тринадцатого ААС от 23.12.2014 N 13АП-26404/14, решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-3399/2015).

К аналогичным последствиям может привести и завышение показателя N - периода времени между днями сдачи наличности в банк или получения в банке наличности (в зависимости от применяемой формулы расчёта) (постановления Тринадцатого ААС от 23.12.2014 N 13АП-26404/14, Семнадцатого ААС от 10.09.2014 г. N 17АП-10243/14).

Более того, при нарушении установленного порядка расчёта лимита (например, осуществление расчета исходя из предполагаемой выручки при наличии выручки реальной) контролирующие органы и суды могут прийти к выводу о том, что лимит не установлен и, соответственно, все хранящиеся в кассе по окончании рабочего дня денежные средства являются сверхлимитными (постановление Девятого ААС от 05.03.2015 N 09АП-1435/15).

Вместе с тем, в ряде случаев суды встают на сторону организаций, неверно рассчитавших лимит. Так, ошибочный расчет лимита, не приведшей к его завышению, не должен влечь ответственность (постановление Одиннадцатого ААС от 21.07.2014 N 11АП-9165/14). В постановлении Одиннадцатого ААС от 08.10.2014 N 11АП-13243/14 указано, что налоговые органы не наделены функцией по корректировке лимита остатка денежных средств в кассе организации, а факт неверного определения лимита денежных средств, не образует состав правонарушения (впрочем, этом случае организация ранее уже была привлечена к ответственности за превышение лимита).

Возможность превышения лимита наличности

В определённые дни допускается накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег (абз. восьмой п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", далее - Указание N 3210-У):

1) В дни выплат (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты):

- заработной платы,

- стипендий,

- выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы (конкретный перечень таких выплат содержится в п. 86 указаний по заполнению формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 N 498),

- выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в выплаты социального характера (конкретный перечень выплат социального характера содержится в п. 90 указаний по заполнению формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 N 498).

Срок выдачи наличных денег по указанным выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (пп. 6.5 п. 6 Указания N 3210-У).

2) Выходные дни (в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций). Как указано в письме Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу от 11.09.2014 N 13-4-7-ОТ/13640, накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в выходные, нерабочие праздничные дни в случае поступления в эти дни в кассу юридического лица наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги и отсутствия у юридического лица возможности сдать указанные денежные средства в кассу кредитной организации для зачисления на банковский счет по причине нерабочих дней кредитной организации. Иначе говоря, имеются в виду выходные дни банка.

3) Нерабочие праздничные дни (в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций). Перечень нерабочих праздничных дней установлен в ст. 112 ТК РФ. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, а в ряде случаев - на другие дни по решению Правительства РФ.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом не допускается.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства-юридическими лицами

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) предусматривает для субъектов малого предпринимательства упрощенный порядок ведения кассовых операций.

В отношении субъектов малого предпринимательства установлено единственное исключение из общего порядка ведения кассовых операций: субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абзац десятый п. 2 Указания N 3210-У).

При этом под субъектами малого предпринимательства в целях Указания N 3210-У понимаются только юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (абзац второй п. 1 Указания N 3210-У). Отметим однако, что индивидуальные предприниматели (в т.ч. и являющиеся субъектами малого предпринимательства) от обязанности устанавливать лимит остатка наличности также освобождены.

Субъект малого предпринимательства, не установивший лимит, самостоятельно определяет сумму наличных денег, хранящуюся в кассе по завершении рабочего дня. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698 "О лимите остатка наличных денег").

Все остальные нормы Указания N 3210-У, включая обязанность оформлять кассовые документы и вести кассовую книгу, а также иные обязанности и ограничения, связанные с оборотом денежной наличности, для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, сохраняются. В частности, они вправе расходовать наличную выручку только на цели, предусмотренные Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", и обязаны соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный в п. 6 этого Указания.

Более того, если субъект малого предпринимательства всё-таки установит лимит остатка наличных денег в кассе (поскольку возможность не устанавливать лимит является его правом, но не обязанностью), он должен будет соблюдать требование п. 2 Указания N 3210-У о недопущении накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита, за исключением случаев, предусмотренных абзацем восьмым п. 2 Указания N 3210-У (письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698, постановление Девятого ААС от 21.04.2015 N 09АП-11459/15).

Цели расходования наличных денег юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) не содержит требования согласовывать с банком цели расходования получаемой наличности.

Указание N 3210-У прямо предусматривает возможность выдавать наличные деньги из кассы на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица (пп. 6.3 п. 6 Указания N 3210-У). При этом возможные направления этих расходов не конкретизируются.

Вместе с тем установлены определенные ограничения на расходование поступившей в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя наличной выручки. В соответствии с п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У) юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:

1. выплат работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера (конкретный перечень таких выплат содержится в п. 86 и п. 90 указаний по заполнению формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 N 498);

2. выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;

3. выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального

Наши рекомендации