Заполните таблицу и запишите данные в отчет.


Задание 21. Проведение SWOT-анализа предприятия

Цель задания

Цель данного задания – помочь понять, как следует анализировать данные о компании и тенденции развития внешней среды компании с тем, чтобы получить представление о ее сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторонах, а также выявить возможности (opportunities), которыми можно воспользоваться, и опасности (threats), которые могут существовать.

SWOT-анализ проводится на раннем этапе цикла стратегического управления. Данный инструмент позволяет систематическим образом рассматривать информацию об условиях или контексте существования компании и оформлять эту информацию таким образом, чтобы она была полезной и актуальной для планирования и принятия решений. Результаты SWOT- анализа нужны на последующих этапах процесса стратегического управления. Благодаря этому подходу можно избежать тенденции составлять «список пожеланий» вместо перечня тех действий, которые обеспечат долговечные, устойчивые выгоды.

Этапы выполнения работы

1. Проанализируйте приведённые ниже характеристики и отнесите каждую из них к одной из четырёх категорий (см. прилагаемую матрицу) на основании Вашей оценки того, что представляет собой это высказывание: сильную или слабую сторону компании, открывающуюся возможность или угрозу. Разграничивая слабые стороны и угрозы помните, что слабые стороны формируются в самой компании и на них можно как-то повлиять, в то время как угрозы не контролируются компанией и возникают вследствие фактических или потенциальных действий других сторон (табл. 2.1).

Перечень характеристик:

• Хорошие возможности для вертикальной интеграции.

• Резкий рост спроса на рынке.

• Ослабление позиций фирм-конкурентов.

• Появление новых технологий.

• Снижение торговых барьеров на привлекательных рынках.

• Позитивное отношение рынка к новой продукции или новым видам уже выпущенной продукции.

• Наличие на рынке потенциальных дополнительных групп клиентов, новых рынков или сегментов рынка.

• Адекватные финансовые ресурсы.

• Низкие издержки.

• Большой опыт.

• Лучшие рекламные кампании продукции компании.

• Успешный опыт по разработке новых товаров.

• Признанный лидер рынка.

• Эффективный менеджмент.

• Собственная технология.

• Умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов.

• Позитивный имидж, сложившийся о компании у покупателей

• Хорошие технологические навыки персонала компании.

• Проблемы с поставками сырья и материалов.

• Недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии.

• Недостаток управленческого таланта и умения у менеджеров компании.

• Отсутствует четкое стратегическое направление развития компании

• Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности.

• Низкая прибыльность.

• Отставание в области исследований и разработок.

• Отсутствие у персонала компании определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности.

• Плохая сбытовая сеть.

• Слишком узкий ассортимент продукции.

• Выход на рынок иностранных конкурентов.

• Изменение потребностей и вкусов покупателей.

• Медленный рост рынка.

• Неблагоприятные демографические изменения.

• Увеличение требовательности покупателей и поставщиков.

• Рост налогов.

• Рост продаж товаров-заменителей.

Таблица 2.1. Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны (STRENGTHS) Недостатки (WEAKNESSES)
Возможности (OPPORTUNITIES) Угрозы (THREATS)

Проведите анализ сильных и слабых сторон проектируемого Вами предприятия и заполните матрицу SWOT. Поместите данную таблицу в отчет.

Задание 22. Выработка целей и задач на основании результатов SWOT-анализа

Данное задание призвано помочь уяснить, каким образом информация, полученная в ходе анализа данных о компании и тенденциях во внешней среде по методике SWOT-анализа может использоваться для выработки целей, задач и приоритетных действий, необходимых для того, чтобы произвести в компании изменения.

Этапы выполнения работы

1. Вернитесь к SWOT-анализу, проведённому в ходе предыдущего упражнения, и сформулируйте максимум пять целей, достижение которых позволит Вашей компании отразить угрозы, воспользоваться возможностями, опереться на свои сильные стороны и устранить некоторые из слабых сторон. Важно помнить, что цели должны предусматривать получение высокого результата. В целях данного упражнения постарайтесь формулировать цели для тех областей, на которые руководство компании может повлиять или которые оно в состоянии контролировать.

2. Выберите две цели и сформулируйте не менее двух задач, решение которых будет способствовать достижению указанных целей. Постарайтесь включить в каждую задачу те сроки, в течение которых её следует решить, и ту степень улучшения, которую предполагается достичь за это время.

3. При этом важно помнить: в то время как цели призваны обеспечить высокие результаты, задачи должны быть сформулированы более подробно и конкретно, в измеряемом виде и с привязкой к срокам. Многим в такой работе помогает сокращение SMART (по первым буквам английских слов), т. е. задачи должны быть:

S – конкретными (specific).

M – измеряемыми (measurable). A – точными (accurate).

R – актуальными (relevant).

T – с привязкой по срокам (time bound).

Наши рекомендации