Основные проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и в г. Санкт- Петербург
Анализ практики развития малого предпринимательства в России показывает, что разнообразные формы поддержки, предоставляемые государством малым предприятиям, недостаточны. Результаты опроса представителей малого и среднего бизнеса представлены в таблице 3: [14]
Таблица 3-Доля организаций, оказывающих помощь и поддержку малым предприятиям
Организации, оказывающие помощь | в % к числу ответов |
1. Отечественные фирмы-партнеры | 20,2 |
2. Местные власти | 17,6 |
3. Зарубежные партнеры | 5,7 |
4. Фонды поддержки малого предпринимательства | 5,1 |
5. Региональные администрации | 4,4 |
6. Общественные организации | 3,1 |
7. Федеральное правительство | 2,7 |
8. Агентства поддержки малого предпринимательства | 2,0 |
9. Международные организации | 1,4 |
По мнению представителей малого бизнеса, наибольшую поддержку оказывают отечественные фирмы-партнеры по бизнесу (20,2 % ответов) и местные власти (17,6 % ответов).
Одной из самых распространенных форм поддержки малого бизнеса, по мнению предпринимателей, является информационная поддержка – это 16,7% ответов и финансовая поддержка - 15,8% ответов (таблица 4).
Таблица 4-Сфера поддержки малых предприятий [50].
Сфера поддержки | В % к числу ответов |
1. Информационная (маркетинг, реклама) | 16,7 |
2. Финансовая (кредиты, залог, лизинг) | 15,8 |
3. Нахождение покупателей (сбыт) | 11,6 |
4. Аренда помещений | 11,6 |
5. Приобретение сырья, оборудования | 11,6 |
6. Правовые консультации, защита | 8,2 |
7. Налоговая (льготы) | 7,6 |
8. Повышение квалификации персонала | 4,2 |
9. Нахождение зарубежных партнеров | 3,4 |
По мнению предпринимателей, в сфере малого бизнеса наиболее желательна поддержка в области налогообложения. Этому направлению отдали предпочтение 47,9% предпринимателей. Далее по степени значимости стоит проблема упрощения налогообложения (37,2 %) и общее снижение налоговых ставок (35,8%). В таблице 5 представлены результаты опроса предпринимателей в сфере малого бизнеса об основных направлениях его поддержки. [14]
Таблица 5-Доля предпринимателей, отметивших желаемую форму поддержки
Форма поддержки | В % к числу ответов |
1. Налоговые льготы | 47,9 |
2. Упрощение налогообложения | 37,2 |
3. Общее снижение налоговых ставок | 35,8 |
4. Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит) | 22,4 |
5. Привлечение к выполнению госзаказов | 17,8 |
6. Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности | 17,0 |
7. Ничего не надо, пусть хотя бы не мешают | 14,5 |
8. Облегчение доступа к неиспользуемым производственным площадям | 9,4 |
9. Информационная поддержка | 9,2 |
10. Предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков | 7,6 |
11. Отмена (упрощение) лицензирования | 7,3 |
12. Защита прав собственности, улучшение работы суда | 7,1 |
13. Содействие в получении необходимого оборудования | 6,1 |
14. Содействие в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями | 4,5 |
15. Обучение ведению бизнеса, учета и т. д. | 3,3 |
16. Иное | 1,9 |
Исследователи и политические обозреватели, занимающиеся вопросами развития малого бизнеса и проблемам господдержки, выделяют следующие проблемы в его развитии [8, 11, 13, 25]:
1. Отсутствие эффективных инструментов государственной поддержки.
Комплексный подход при разработке нормативно-правовых актов в сфере развития и поддержки малого и среднего бизнеса должен стать приоритетной задачей для исполнительных органов государственной власти. Разработка законов на уровне субъектов РФ, регулирующих деятельность малых предприятий, будет способствовать развитию малого бизнеса с учетом особенностей развития регионов и территорий РФ.
2.Инвестиционные и финансовые проблемы, а также проблемы по капитализации индивидуальных сбережений.
Факторинг - это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, способствующий росту конечных продаж. Факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками оборотных средств на условиях отсрочки платежа. Доля малых предприятий в обороте Факторов пока стабильно составляет 14,4%. Это небольшой показатель.
Факторинг актуален именно для малых предприятий, желающих развиваться быстрее конкурентов за счет предоставления своим клиентам более гибких условий оплаты. При этом собственные риски не увеличиваются и не создается дефицита оборотных средств.
Сегодня основной объем оборота Факторов в России приходится на крупные компании. Однако сегмент крупного бизнеса скоро будет насыщен. Факторы будут вынуждены уходить в сегмент малых и средних предприятий, где не ощущается конкуренция ни по цене, ни по качеству обслуживания. Однако в сфере малого и среднего бизнеса требуются больше усилий для продвижения услуг факторинга, поскольку он не очень знакоммалом и средним предприятиям.
3. Организационные проблемы, связанные с регистрацией фирмы и юридическим оформлением документов, а также с открытием расчетного счета в банке.
4. Проблемы в области материально-технического обеспечения (недостаток оборудования и производственных помещений).
Конкуренция на рынке лизинга усиливается. За крупного клиента с хорошей кредитной историей и финансовыми показателями идет борьба между лизинговыми компаниями. В сегменте малых компаний, а также компаний среднего размера со скромным финансовым положением наблюдается превышение спроса на лизинговое финансирование над его предложением в несколько раз. То есть лизинг для малого бизнеса является наиболее приемлемым вариантов обновления и расширения основных средств.
5. Проблема получения кредита в банках.
По уровню кредитования этого бизнеса Россия находится на 148-м месте в мире, что указывает на средний рост развитие сектора в стране. Банки выделили ряд факторов, которые препятствуют развитию кредитования малого и среднего бизнеса: непрозрачность заемщиков; отсутствие залогового обеспечения; плохое качество залогового обеспечения; неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм; неразвитость законодательства; недостаточность развития филиальных сетей банков; отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов; недостаточность наработанного банками опыта; высокие процентные ставки по кредитам.
Многие банки только начали работать в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. Они компенсируют недостаток опыта работы и технологий высокими процентными ставками для страхования своих рисков. В большинстве банков при выдаче кредитов скоринговые модели пока не используются. Не многие банки работают с "микрофинансовыми" компаниями и кредитными кооперативами, которые и выдают ссуды малым предпринимателям.
Например, альтернативой залоговому обеспечению могло бы стать и предоставление государственных гарантий по кредитам малому бизнесу.
6. Недоверие к банковским услугам.
Недоверие к банковским услугам вызывают:
- наличие скрытых платежей за пользование кредитом (так ответили 54 % опрошенных);
- короткие сроки погашения (38,2 %);
- необходимость предоставления имущества в залог (34,8 %);
- недостаточное число банков, предлагающих ссуды малому бизнесу (30 %).
В результате только 5,5 % взрослого населения в столице России принимает активное участие в развитии малого бизнеса, в то время как за рубежом эта цифра в несколько раз больше.
7. Отсутствие сферы хозяйственной деятельности («экономической ниши»), закрепленной за малыми предприятиями.
Не многие малые предприятия заняты в сфере материального производства. Большинство малых предприятий занимается оказанием услуг в различных сферах, в первую очередь в оптовые и розничные торговли. Однако, современная тенденция развития сферы торговли указывает на то, что крупные торговые сети, доминирующие на рынке, вытесняет с рынка малые предприятия розничной торговли. Выходом для малого бизнеса может быть переориентация малых предприятий на сферу материального производства.
8. Нехватка информационных ресурсов.
Исполнительные органы государственной власти мало способствуют работе по предоставлению информации малому бизнесу о тенденциях развития рынка, о роли государства в поддержке малого предпринимательства, которая могла бы способствовать развитию малого бизнеса. Поэтому задачей некоммерческих организаций, помогающих малому и среднему бизнесу, является восполнение возникшего информационного дефицита. Сами предприниматели, как правило, выделяют широкий круг проблем, расцениваемых ими как серьезные препятствия для развития малого бизнеса в целом.
9. Проблемы в сфере налоговой политики
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике – это налоговая политика, выполняющая две основных функции:
- фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местного бюджетов;
- стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов.
В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию, это и несёт в себе основную проблему в сфере малого и среднего предпринимательства.
Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров фирмы должно быть одним из методов налогообложения малых предприятий. Основная проблема налогообложения малых предприятий заключается в том, что они специально уменьшают налогооблагаемую базу в отчетных документах, снижая выплаты налогов.
Предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса в области налогообложения и требуют снижения налогового бремени для малых предприятий, опыт работы которых не достиг трех лет.
10. Наличие плохой базы знаний в сфере предпринимательства. Основная часть граждан, которая может заниматься предпринимательской деятельностью, занимается, не опираясь на знания, а делает исходя лишь из личного опыта.
На данный момент имеются большие платформы знаний , связанных с предпринимательской деятельностью с целеполагание и философией самого бизнеса. Государству необходимо, с помощью всевозможных медийных площадок, продвигать данный вид самообразования и личностного роста. Главными такими площадками в РФ и странах СНГ являются Бизнес Молодость и LikeЦентр Холдинг. [31,32]
11. Проблемы в развитии малого бизнеса со стороны надзорных, контрольных, правоохранительных органов.
В России доминирует обвинительный уклон в работе контрольных, надзорных, правоохранительных органов по отношению к малому бизнесу. Это создает почву для коррупции. Эти проблемы были сформулированы В.В. Путиным в послании перед Федеральным собранием РФ в декабре 2014 г. и повторно озвучены в декабре2015 года. В послании было сказано о необходимости формирования новых подходов в работе контрольных, надзорных и правоохранительных органов. «Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля», - такие слова прозвучали в докладе В.В.Путина перед Федеральным Собранием РФ. Президентом РФ были сформулированы следующие пути решения этой проблемы {35]:
- каждая проверка надзорных и контрольных органов предпринимателя должна быть публичной;
- в 2015 г. необходимо запустить специальный реестр – с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и «заказные» визиты контролёров;
- необходимо отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля;
- проводить контроль там, где действительно есть риски или признаки нарушений;
- Правительству РФ принять все необходимые решения по переходу к такой системе, системе ограничений проверок;
- предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы: в случае если предприятие приобрело надёжную репутацию, и в течение трёх лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить.
Вышеперечисленные меры снизят барьеры между государством и бизнесом, позволят развиваться малым предприятиям.