Виды договора перевозки грузов.
По виду транспорта различают:
· договоры перевозки транспортом общего пользования:
- договоры перевозки железнодорожным транспортом;
- договоры перевозки внутриводным транспортом;
· договоры перевозки воздушным транспортом;
· договоры перевозки внутриводным транспортом;
· договоры перевозки морским транспортом:
- международные морские перевозки;
- перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).
По числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика, различают:
· перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчика выступает одна транспортная организация;
· перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному транспортному документу;
· перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по одному транспортному документу. Согласно Гражданскому кодексу РФ должен быть принят специальный закон о прямых смешанных перевозках. В настоящее время до его принятия прямые смешанные перевозки регулируются Уставом железнодорожного транспорта РФ.
По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каждый перевозчик несет ответственность за выполнение всего договора перевозки в целом, а впоследствии перевозчики производят между собой необходимые взаиморасчеты. Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчиком пункта отправления и пункта назначения.
На железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза различают:
· мелкие перевозки (до десяти тонн);
· повагонные перевозки;
· помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорожными составами).
На морском транспорте различают:
· линейные регулярные перевозки, осуществляемые на определенные направления по твердому расписанию;
· трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.
Договор фрахтования (чартер) особенно широко: применяется на морском и воздушном транспорте.
По договору фрахтования (чартеру)фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости
одного или нескольких транспортных средствна один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
На морском и Внутриводном транспорте применяются договоры буксировки и тайм-чартера.
По договору буксировкивладелец одного судна обязуется за Вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определённого времени либо для выполнения маневра.
По договору тайм-чартера(фрахтования судна на время) судовладелец предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арекцатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время является договором не транспортного, а арендного типа.
договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов заключаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок грузов или между транспортными организациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.
Заключение и содержание договора перевозки грузов
1.По договору перевозки грузаперевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку (ст. 785 ГК).
Большинство транспортных организаций являются перевозчиками транспортом общего пользования, которые обязаны заключить договор перевозки с любым обратившимся к ним юридическим лицом или гражданином. договор перевозки грузов реальный, поэтому он считается заключенным с момента получения перевозчиком груза от грузовладельца. Транспортные уставы и кодексы устанавливают меры ответственности за неподачу транспортных средств и непредъявление грузов (в форме неустойки), а также обстоятельства, освобождающие от такой ответственности (непреодолимая сила, введение ограничений перевозок грузов).
Заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Транспортная накладная применяется на железнодорожном, автомобильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.
Функции транспортной документации:
· доказательство заключения договора;
· дает право на распоряжение грузом;
· морской коносамент является товарораспоряцительной ценной бумагой.
Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.
2. Права и обязанности участников договора перевозки грузов.
На основаниипринятой перевозчиком заявки, договора об организации перевозок или договора чартера у перевозчика возникает обязанность подать для перевозки транспортные средства Перевозчик обязан предоставить исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Грузоотправитель обязан предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке. Отправитель вправе заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий перевозки.
Погрузка осуществляется в зависимости от условий договора либо перевозчиком, либо отправителем груза. Транспортными уставами и кодексами установлены предельные сроки выполнения погрузочных операций, а также штрафы за. их просрочку.
При принятии груза и перевозке грузоотправитель обязан уплатить провозные платежи. Грузополучатель обязан при получении груза доплатить недостающие провозные платежи.
При перевозке скоропортящихся грузов грузоотправитель обязан предоставить удостоверение о качестве скоропортящихся грузов. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются иные специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).
Основные обязанности перевозчика:
· обеспечить сохранность груза;
· доставить груз в установленный срок в пункт назначения.
Перевозчик обязан доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.
В ходе перевозки грузоотправитель вправе давать в отношений перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя или станции назначения и др.).
В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке перевозчик обязан известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с указаниями грузовладельца, которые последний должен дать в кратчайший срок.
3. Выдача груза в пункте назначения.
Перевозчик обязан выдать груз в пункте назначенияуказанному в транспортных документах грузополучателю. Выдача груза — завершающий этап исполнения договора.
Перевозчик обязан уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе. Получатель обязан принять и вывезти груз, поступивший в его адрес. Он вправе отказаться от принятия груза только в случае, если качество груза изменилось настолько, что исключает возможность его использования.
В случае прибытия незаказанного груза получатель обязан принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с Полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.
Обычно выгрузка груза производится силами Грузополучателя. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются сроки выгрузки груза, а также штрафы за их просрочку.
При выдаче груза получатель при участии пёревозчика обязан проверить состояние груза в соответствии с правилами перевозок этим видом транспорта: В случае обнаружения несохранности груза об этом должен быть, составлен коммерческий акт. В случае отказа получателя от уплаты провозных и иных платежей перевозчик вправе удерживать груз до их полной уплаты.
В случае различного рода происшёствий при перевозке морским транспортом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным Кодексом торгового мореплавания.
Ответственность за нарушение обязательств по договору
•1. Основания ответственности перевозчика:
· несохранность груза;
· просрочка доставки груза;
· нарушение иных обязательств по договору перевозки груза
2. Ответственность за несохранностъ грузаперевозчик несет только при наличии вины. Вина перевозчика при несохранности груза предполагается, и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности. Транспортными уставами и кодексами предусматривается ряд обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза:
Ответственность перевозчика за несохранность груза ограничивается его стоимостью (объявленной стоимостью груза, если это было сделано отправителем). Упущенную выгоду перевозчик не возмещает. При несохранности груза перевозчик кроме возмещения его стоимости обязан вернуть грузовладельцу провозную плату. В стоимость груза входит также стоимость многооборотной тары.
3. Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии его вины, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на перевозчике. Транспортные уставы и кодексы предусматривают случаи освобождающие перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. Ответственность перевозчика в этом случае наступает в форме неустойки,исчисляемёй от суммы провозной платы и зависящей от длительности просрочки. Такая неустойка носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются.
В морских каботажных перевозках в определенных случаях возможно не взыскание исключительной неустойки за просрочку доставки груза, а возмещение причиненных этим грузовладельцу убытков.
Если груз не прибывает в пункт назначения в течение определенного транспортными уставами и кодексами срока, то он считается утраченным и у перевозчика возникает обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. При последующем прибытии груза получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику полученное за груз возмещение.
4. Перевозчик отвечает за невыполнение и других обязательств по договору пёревозки:
9 за невыполнение обязательных для него указаний грузовладельца;
9 за выдачу груза не в пункте его назначения;
9 за утрату перевозочных документов и т. п.
5. Особенность ответственности перевозчика по договорам международной перевозки грузов морским транспортом:
· морской перевозчик не отвечает за несохранность груза, если это произошло вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении как управлении судном (навигационная ошибка);
· устанавливается предел ответственности перевозчика за одно место несохраненного груза, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент.
В ходе морской перевозки грузов возможно возникновение убытков вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в цёлях спасения судна, фрахта и перевозимого груза т общей для них опасности (институт общей аварии). Такие убытки распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерю их стоимости путем составления диспаши специалистами (диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате РФ).
Грузоотправитель и грузополучатель уплачивают штрафы запросрочку сроков погрузки и выгрузки груза.
б. Грузоотправитель несет ответственность:
ь за неправильное указание в транспортном документе сведений o грузе;
ь за повреждение транспортных средств перевозчика (возмещение ущерба);
ь за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза).
7. Соглашение транспортной организации c грузовладельцем об ограничении ответственности перевозчика за неисполнение
обязательств по договору перевозки недействительно, за исключением случаев, когда возможность такого соглашения предусматривается тpанспортными уставами и кодексами.