Понятие и виды договора перевозки грузов. Участники перевозочных отношений

Заключение договора перевозки грузов. Перевозочные документы

Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов.

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов

Особенности перевозки грузов на морском, внутреннем водном, железнодорожном, воздушном, автомобильном транспорте

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении

Договор перевозки пассажира и багажа

Договор буксировки

Претензии и иски по перевозкам и буксировке

Договор транспортной экспедиции

Практические задания

Задача 1

ООО «Олимп» заключило договор с фирмой «Бетон», согласно которому обязалось осуществить перевозку нерудных материалов на объекты фирмы «Бетон». Во исполнение обязательства ООО заключило договор с транспортной организацией, по которому последняя должна была предоставить на 3 дня автотранспорт с водителями для осуществления перевозки грузов. Фирме «Бетон» под погрузку был подан транспорт, принадлежащий ООО «Олимп», а также транспорт привлеченной организации.

Когда транспортная организация потребовала от ООО «Олимп» оплатить пользование автомобилями, оно предложило организации произвести расчеты с грузополучателем.

Транспортная организация обратилась в арбитражный суд с иском к фирме «Бетон» о взыскании 25000 руб. В возражении на иск ответчик указал, что в договоре с ООО была предусмотрена оплата транспортных услуг не деньгами, а цементом.

Какие договоры были заключены указанными субъектами?

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

К кому фирма «Бетон» должна предъявлять претензии в случае недостачи груза?

Задача 2

ООО «Титан» направило ООО «Саравтотранс» заказ на перевозку груза (крабовых палочек) весом 12 тонн из г. Саратов в г. Пензу. ООО «Саравтотранс» сообщило о принятии заказа и в согласованное время подало автофургон в место нахождения склада ООО «Титан». Однако погрузка груза началась только через 3 часа после прибытия транспорта. Как объяснил представитель грузоотправителя, задержка была вызвана решением организационных вопросов в связи с необходимостью доставки крабовых палочек филиалу, находящемуся в г. Самаре. Водитель, узнав, что грузоотправитель изменил пункт назначения, от принятия груза отказался.

ООО «Саравтотранс» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Титан» о взыскании неустойки за простой автофургона в течение 3 часов, за непредъявление груза для перевозки, а также убытков в виде упущенной выгоды.

ООО «Титан» просило в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: 1) между спорящими сторонами договор перевозки груза заключен не был, т.к. груз перевозчику не передавался, следовательно, взыскание неустойки не согласовывалось; 2) истцом не был соблюден претензионный порядок. Кроме того, ООО «Титан» предъявило встречный иск о взыскании убытков, причиненных отказом ООО «Саравтотранс» от осуществления перевозки.

Дайте юридическую оценку заявленных сторонами исковых требований и возражений. Какое решение должен вынести суд?

Какую ответственность несет перевозчик за невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства?

Задача 3

Между ООО «Крокус» и Октябрьской железной дорогой был заключен договор перевозки комбикормов. Согласно заявке ООО «Крокус» 20 августа железная дорога подала под погрузку 15 вагонов. В связи с тем, что на ООО «Крокус» с 18 по 21 августа проходило веерное отключение электроэнергии, к 20 августа нужные запасы комбикорма сделаны не были, и предприятие смогло загрузить только 10 вагонов и отправить их вовремя. Оставшиеся 5 вагонов ООО «Крокус» вернуло железной дороге и подало в тот же день на них дополнительную заявку на 25 августа .

Железная дорога отказала в принятии дополнительной заявки, ссылаясь на большую загруженность, и выставила счет ООО «Крокус» об оплате стоимости услуг по перевозке 15 вагонов комбикормов. ООО «Крокус» оплатило только услуги по перевозке 10 вагонов, а за 5 вагонов платить отказалась, т.к. они были возвращены железной дороге по независящим от ООО «Крокус» причинам.

Решите спор.

Какой размер ответственности предусмотрен для грузоотправителя и перевозчика при неподаче и неиспользовании поданных вагонов, контейнеров, рефрижераторных вагонов?

Правомерен ли отказ железной дороги в принятии дополнительной заявки?

Задача 4

ООО «Электростроймонтаж» заключило договор перевозки груза речным транспортом с ОАО «Дон-Волга». При осуществлении погрузки оказалось, что судно непригодно для перевозки указанного груза. В связи с тем, что товар был скоропортящимся, ООО «Электростроймонтаж» загрузило его через 1 час после установления непригодности судна на автомашины и отправило в пункт назначения. Через 2 часа ОАО «Дон-Волга» предоставило другое судно, соответствующее для перевозки заявленного груза. От предоставленного судна ООО «Электростроймонтаж» отказалось. ОАО «Дон-Волга» предъявило ООО требования о выплате штрафа за неиспользование судна.

Подлежат ли требования ОАО «Дон-Волга» удовлетворению?

Каков размер ответственности перевозчика за неподачу судна, или подачу судна, непригодного для отправки указанного вида груза?

Может ли ООО «Электростроймонтаж» предъявить какие - либо требования к ОАО «Дон-Волга»? Если да – то какие, если нет – то почему?

Задача 5

ОАО «Агробизнес» подало заявку Приволжской железной дороге на два 10-тонных контейнера для перевозки крупногабаритного груза. При погрузке оказалось, что один из контейнеров не пригоден для погрузки. В наличии других свободных контейнеров у железной дороги не оказалось. ОАО «Агробизнес» отказалось от обоих контейнеров, т.к. ему нужно было отправить одновременно весь груз и потребовало от железной дороги уплаты штрафа за подачу под погрузку 2-х контейнеров ненадлежащего качества. Железная дорога согласилась оплатить штраф только за 1 контейнер, т.к. второй контейнер был пригоден для отправки груза.

Кто прав в данном споре?

Изменится ли решение задачи, если повреждения контейнера возникли при погрузке, в связи с неосторожными действиями грузоотправителя?

Задача 6

ЗАО «Лесопильный завод» заключило с железной дорогой договор об организации перевозок, в котором было предусмотрено взыскание с грузоотправителя в случае непредъявления груза к перевозке штрафа в размере 0,05 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза.

В связи с предъявлением ЗАО груза на 200 тонн меньше, чем это было предусмотрено в заявке, железная дорога потребовала уплаты штрафа в размере 20 МРОТ. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования, и завод подал апелляционную жалобу.

Какое решение должна принять апелляционная инстанция?

Какие условия включаются в договор об организации перевозок?

Вправе ли железная дорога отказаться от заключения договора об организации перевозок?

Задача 7

Между ЗАО «Энский Хрусталь» и магазином «Товары для дома» был заключен договор на поставку изделий из хрусталя, доставка которых должна осуществляться железнодорожным транспортом. По соглашению сторон погрузка товара в вагоны обеспечивалась перевозчиком. При получении груза магазин потребовал от перевозчика проверить состояние груза, поскольку хрустальные изделия могли разбиться при транспортировке. Однако железная дорога отказалась проводить проверку состояния груза, так как груз прибыл в исправном вагоне с неповрежденными пломбами. В трех коробках хрусталь оказался разбитым, о чем был составлен коммерческий акт. Магазин предъявил к перевозчику претензию о взыскании убытков, исчисленных исходя из цены, по которой он предполагал реализовать хрустальные изделия. Ответа на претензию не последовало, поэтому магазин обратился в арбитражный суд. Возражая против иска, ответчик указал, что повреждение груза произошло вследствие недостатков тары.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

Каков порядок предъявления груза к перевозке и выдачи его грузополучателю?

Правомерен ли отказ железной дороги от проверки состояния груза?

Задача 8

Радиоприборный завод 23 июня 2009 г. передал железной дороге два контейнера с грузом для доставки в Самару и выдачи фирме «Лицей С». Однако контейнеры в установленный срок (30 июня 2009 г.) в Самару доставлены не были. 12 января 2010 г. завод предъявил железной дороге претензию, в которой потребовал выплатить стоимость утраченных контейнеров и находящегося в них груза, возвратить провозную плату, а также возместить убытки, вызванные уплатой штрафных санкций в связи с невозвратом арендованных контейнеров арендодателю. 10 февраля 2010 г. завод получил от перевозчика отказ в удовлетворении претензии в связи с пропуском срока для ее предъявления.

20 июля 2010 г. завод предъявил иск к перевозчику в арбитражный суд. Ответчик просил в иске отказать, так как: 1) срок исковой давности истек 23 июня 2010 г.; 2) истцом не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора; 3) истец является грузоотправителем, а требовать выдачи груза и, следовательно, возмещения его стоимости может только грузополучатель; 4) истец не является собственником контейнеров, поэтому не может претендовать на возмещение их стоимости; 5) ответственность перевозчика ограничивается стоимостью утраченных грузов, контейнеров, поэтому требование о возмещении иных убытков неправомерно.

Завод указал, что срок исковой давности должен исчисляться со дня получения ответа перевозчика на претензию.

Дайте правовую оценку каждому доводу сторон. Какое решение должен вынести арбитражный суд?

Задача 9

Между железной дорогой и производственным кооперативом «Заря» был заключен договор на перевозку 5 тонн овсяных хлопьев. Грузополучателем было указано ООО «Кондитер». Железная дорога потребовала от грузополучателя уплатить 10800 рублей, поскольку у производственного кооператива на эту сумму имелась задолженность по оплате работ, связанных с погрузкой хлопьев. ООО «Кондитер» отказалось уплачивать названную сумму, поскольку договором с производственным кооперативом такая обязанность не предусмотрена.

Когда при повторном обращении перевозчик выдал доставленный груз, ООО «Кондитер» обнаружило недостачу 54 грузовых мест и, кроме того, 83 коробки с овсяными хлопьями оказались намокшими и покрытыми плесенью. В связи с этим ООО потребовало от перевозчика возмещения стоимости 137 коробок овсяных хлопьев. Перевозчик не согласился с требованиями, мотивируя тем, что 54 коробки он продал магазину за 10800 рублей для погашения задолженности грузоотправителя. В пункт назначения груз был доставлен в надлежащем состоянии, овсяные хлопья намокли уже на складе, крыша которого протекла во время ливня, т.е. по вине самого грузополучателя, отказавшегося произвести расчеты.

Разберите доводы сторон.

Оцените правомерность отказа ООО от принятия намокших коробок с овсяными хлопьями?

Задача 10

Арбитражный суд г. Москвы взыскал убытки от боя арбузов с железной дороги, мотивируя свое решение тем, что вагон прибыл на станцию назначения за пломбой попутной станции на одной двери. Железная дорога обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ и просила пересмотреть решение, т.к. по заключению приемной комиссии бой произошел в процессе транспортировки из-за недостаточного количества и неравномерного распределения прокладочного материала (стружки) по всему вагону.

Какое решение должен вынести Высший Арбитражный Суд РФ?

Задача 11

ЗАО «Ракита» отправило в свой филиал железной дорогой 10 вагонов муки. При разгрузке вагонов выяснилось, что в 2-х из них сорваны пломбы, вскрыты замки, из одного вагона похищено 7 мешков муки, а из другого – 4. При выгрузке еще одного вагона обнаружилось, что верхние ряды мешков (12 штук) сильно подмочены, т. к. в крыше этого вагона были большие щели.

ЗАО «Ракита» предъявило иск к железной дороге о возмещении убытков, причиненных кражей и порчей муки. Железная дорога отказалась возместить убытки, мотивировав это тем, что кража произошла не по вине железной дороги. Не виновна железная дорога и в том, что мешки оказались подмоченными, поскольку в сопроводительных документах на груз было указано, что мешки являются водонепроницаемыми, а возможность их намокания вызвана бракованными швами на мешках, что при погрузке было не возможно определить.

Кто прав в возникшем споре, и какова ответственность виновной стороны?

Задача 12

Вино-водочный завод заключил с железной дорогой – договор перевозки 800 ящиков водки из Саратова в Челябинск и с экспедиционной фирмой – договор о погрузке и сопровождении груза в пути следования. Доставленный в пункт назначения груз был выдан грузополучателю в количестве 794 ящиков водки, из которых в 3 ящиках в общей сложности были разбиты 10 бутылок.

Грузополучатель потребовал от перевозчика возместить стоимость недостающего и поврежденного груза, однако ответа на претензию не получил. Он обратился с аналогичными требованиями в арбитражный суд. В иске было отказано со ссылкой на то, что груз сопровождался экспедитором, к которому и следует предъявить претензии.

Грузополучатель направил претензию экспедиционной фирме, требуя возместить причиненный ущерб. Последняя в возражении указала, что не состоит с грузополучателем в договорных отношениях, поэтому ответственность за недостачу груза не несет.

Оцените правомерность решения арбитражного суда?

Обоснованны ли возражения экспедиторской фирмы?

Является ли обязательным сопровождение грузов проводниками?

Задача 13

19 марта в 8 часов утра на мебельную фабрику поступило сообщение, что вагон с комплектующими деталями, заказанный ею прибывает 20 марта в 12 – 00. К этому времени фабрика арендовала 2 машины на условиях почасовой оплаты. Состав прибыл в 17 часов, в связи с чем мебельная фабрика помимо обычной оплаты работы, была вынуждена заплатить дополнительно за сверхурочные работы, т.к. рабочий день у водителей заканчивается в 18 часов, а погрузка продолжалась сверх этого еще 2 часа, а также оплатить простой машин с 12 до 17 часов.

Фабрика обратилась к железной дороге с требованием возместить убытки, связанные с опозданием состава.

Должна ли железная дорога возмещать убытки?

Изменится ли решение:

а) если поезд опоздал на 2-е суток;

б) если поезд опоздал вследствие столкновения 2-х других поездов?

Является ли извещение железной дорогой мебельной фабрики надлежащим?

Задача 14

ООО заключило договор фрахтования теплохода с Мурманским морским пароходством. Затем обществом был заключен договор перевозки с ОАО. Во время рейса на борту возник пожар, и для спасения судна часть груза была выброшена за борт. ОАО предъявило иск к ООО о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза. Арбитражный суд иск удовлетворил.

Правильно ли решение суда?

Какие юридические действия должен совершить капитан судна в связи с данным происшествием?

Изменится ли решение, если перевозка осуществлялась внутренним водным транспортом?

Задача 15

При перевозке груза из Владивостока в Петропавловск-Камчатский на судне возник пожар. Часть груза, находящаяся в рефрижераторных камерах, вследствие нагревания была повреждена. Грузоотправитель обратился к перевозчику с требованием возместить причиненные убытки. Перевозчик отказался и тогда грузоотправитель обратился в Арбитражный суд.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 16

ЗАО «Росмортранс» заключило договоры перевозки груза из Ростока (Германия) в Санкт-Петербург с фирмами «Блиц» и «Минкор-Авто». При подходе к пункту назначения, в Финском заливе из-за ошибки лоцмана судно село на мель, в результате чего произошла просрочка доставки и часть продовольственных товаров, отправленных представителем фирмы «Блиц», испортилась. Кроме того, автомобили, принадлежащие фирме «Минкор-Авто», были повреждены вследствие толчка при посадке на мель.

«Блиц» потребовал от перевозчика возмещения стоимости испорченного груза, «Минкор-Авто» – стоимости поврежденного груза. Перевозчик отказался удовлетворить претензии со ссылкой на ошибку лоцмана.

Фирмы предъявили иски в арбитражный суд, обосновав свои требования положениями ст. 103 КТМ.

Подлежат ли требования удовлетворению?

Изменится ли решение, если: 1) будет установлено, что повреждение автомобилей было вызвано их ненадлежащим креплением при их погрузке перевозчиком; 2) перевозка грузов осуществлялась из Архангельска в Санкт-Петербург?

Задача 17

Морское пароходство и ЗАО «Промсталь» заключили договор чартерной перевозки 800 тонн груза. После приема груза перевозчик выдал грузоотправителю коносамент. Груз был погружен на судно на двое суток ранее установленного срока.

ЗАО «Промсталь» потребовало от пароходства выплаты ему вознаграждения за досрочную погрузку груза, а также выдачи ему нового коносамента, содержащего сведения о судне, на котором находится груз.

Пароходство отказалось выполнить требования грузоотправителя, так как выплата вознаграждения в договоре не предусмотрена и, кроме того, досрочное исполнение обязательств между предпринимателями не допускается. Поскольку коносамент уже выдан, постольку внесение изменений в него невозможно.

Обоснованны ли доводы пароходства?

Каковы особенности и виды коносамента?

Дайте понятие сталийного и контрсталийного времени.

Задача 18

ОАО заключило договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении из Новосибирска в Петропавловск - Камчатский, получателем по которому должно было стать ООО. Груз был застрахован страховой компанией. По прибытии груза в пункт назначения было установлено повреждение груза, о чем был составлен коммерческий акт. Страховая компания выплатила отправителю страховое возмещение и обратилась с претензией к морскому пароходству, доставившему груз. К претензии были приложены: транспортная накладная, документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, и документы подтверждающие выплату страхового возмещения. Пароходство возвратило претензию, указав, что претензия должна быть предъявлена к первому перевозчику и что передача прав на предъявление претензии другому лицу не допускается на основании п. 1 ст. 404 КТМ.

Кто прав в этой ситуации?

Изменится ли решение, если перевозка осуществлялась в прямом смешанном сообщении железнодорожным и внутренним водным транспортом?

Задача 19

Рыболовецкая артель заключила с ООО «Волна» договор, в соответствии с которым ООО обязалось предоставить трюм принадлежащего ему судна для транспортировки партии рыбы, доставить груз в речной порт, а также заключить с железной дорогой договор перевозки для последующей транспортировки этого груза в адрес ЗАО «Океан». При передаче рыбы на железнодорожный транспорт было обнаружено, что в трех бочках рыба испортилась, в связи с чем железная дорога не приняла их к перевозке.

При выдаче груза ЗАО «Океан» потребовало составить коммерческий акт о недостаче трех бочек рыбы, на что железная дорога ответила отказом, так как количество доставленных бочек соответствовало транспортной накладной, поэтому претензию нужно предъявлять первому перевозчику.

Так как ЗАО «Океан» считает, что при прямом смешанном сообщении ответственность за несохранность груза несет перевозчик, выдавший груз, оно обратилось в арбитражный суд с иском к железной дороге о возмещении стоимости недостающего груза.

Дайте характеристику возникших правоотношений, назовите их субъектов.

Подлежит ли иск удовлетворению?

Изменится ли решение, если груз перевозился по одной транспортной накладной, и факт порчи рыбы был зафиксирован при передаче груза железнодорожному перевозчику в коммерческом акте?

В каких случаях составляется коммерческий акт?

Задача 20

Супруги Никитины отправились в свадебное путешествие фирменным поездом Екатеринбург-Москва. Они приобрели билеты в вагон СВ. Во время поездки выяснилось, что одна из полок в купе сломана и непригодна для спального места. Так как все места в этом вагоне были заняты, проводник перевел Никитина в соседний вагон, и тот занял свободное купейное место, а Никитина осталась в вагоне СВ.

По прибытии из свадебного путешествия Никитины предъявили иск к железной дороге о взыскании разницы между стоимостью билета в вагон СВ и билета в купейный вагон, а также о компенсации морального вреда за испорченный медовый месяц.

Подлежат ли заявленные требования удовлетворению?

Каковы права пассажира в случае непредоставления ему места, указанного в билете?

Задача 21

Супруги Барановы с 12-летним сыном и 4-летней дочерью купили 2 билета на пароход Саратов – Нижний Новгород. Когда они прибыли для посадки на пароход, то бортпроводник потребовал у них 4 билета, согласно количеству пассажиров, а также попросил сдать в багажное отделение детскую коляску, которую семья взяла с собой. Баранов объяснил, что их дети несовершеннолетние, у них нет еще паспорта, поэтому им не нужны билеты, а на дополнительные места семья не претендует. Что касается коляски, то она небольшого размера, не мешает другим пассажирам, поэтому вполне может находиться в их каюте.

Кто прав в возникшем споре?

Какие суда считаются скоростными для пассажирских перевозок, и в чем особенность провозки багажа на таких судах?

Задача 22

Грушина и Помидоркина решили поехать в Москву и приобрели билеты туда и обратно за 15 дней. Однако их планы изменились, и они решили обменять билеты. При возврате билетов кассир вернула им только стоимость плацкарты и налоги, а стоимость билета удержала. Грушина возмутилась и сказала кассиру, что та обязана вернуть стоимость и плацкарты и билета, т. к. это указано в законе. Кассир ответила, что законы пишутся для пассажиров, а не для железной дороги.

Кто прав в данном споре?

При обмене билетов, Грушина и Помидоркина попросили предоставить им билеты на нижние полки в одном купе. Однако кассир заявила, что, если несколько пассажиров путешествуют совместно, то им предоставляется равное количество мест на верхних и нижних полках и сослалась на соответствующую норму законодательства.

Обосновано ли заявление кассира?

Задача 23

Иванов обратился в суд с иском к авиакомпании о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он ссылался на то, что, приобретя в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22 июня вылетел в Пусан (Корея), а 29 июня, прибыв в аэропорт для обратного вылета в Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля, но уже из Сеула, куда ему пришлось добираться на такси.

По мнению истца, ему причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, стоимости проезда от Пусана до Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 тыс. рублей.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично: в пользу истца взыскана сумма, уплаченная за несостоявшийся перелет, в удовлетворении остальных требований отказано.

Правомерно ли решение суда?

Какими правами наделяются пассажиры в случае отмены или задержки авиарейса?

Задача 24

Дмитриев купил билет на поезд Новороссийск – Саратов для поездки на юбилей к другу. Одновременно он сдал свой багаж для доставки в Саратов, что было удостоверено багажной квитанцией. Приехав в Саратов, Дмитриев предъявил квитанцию в багажное отделение станции, но там ему сообщили, что его багаж был похищен при перевозке неизвестными лицами.

Дмитриев предъявил иск к управлению железной дороги о возмещении стоимости его багажа, о взыскании с железной дороги 20 тысяч рублей, которые он был вынужден потратить на приобретение подарка к юбилею друга, т.к. его подарок (кресло-качалка из натурального дуба) был утрачен во время перевозки, а также о возмещении морального вреда (10 тысяч рублей) в связи с тем, что он долго и тщательно выбирал подарок другу, и кресло-качалка представляло собой ручную работу в единственном экземпляре.

Какой вид перевозки возник в данном случае?

Подлежат ли требования Дмитриева удовлетворению?

Какое требование, помимо перечисленных, Дмитриев может предъявить к железной дороге?

Задача 25

Соловьев приобрел билет на самолет Саратов – Москва. При посадке в самолет он сдал свой багаж и получил квитанцию. Прилетев в Москву, при получении багажа он обнаружил, что чемодан с багажом вскрыт и из него похищены видеокамера и пара мужских туфель, о чем был составлен соответствующий акт работниками аэропорта. Соловьев отказался принять свой багаж и потребовал возместить стоимость самого чемодана, т.к. у того был сильно поврежден замок, и стоимость всех, находящихся в нем вещей.

Представитель аэропорта сказал, что их ведомство возместит только стоимость украденных вещей, т.к. другие вещи не пострадали, а замок у чемодана подлежит ремонту.

Соловьев предъявил иск в суд.

Подлежат ли требования Соловьева удовлетворению?

Изменится ли решение, если чемодан был вскрыт, но вещи из него не были похищены?

Каковы размеры ответственности воздушного перевозчика за утрату и повреждение багажа?

Задача 26

Гражданин Иванов отправил багаж поездом из Саратова в Новокузнецк. Срок доставки багажа был определен до 10 февраля. В указанный срок багаж не прибыл на станцию назначения. Иванов обратился к перевозчику с требованием возместить стоимость багажа и провозной платы. Перевозчик выполнил это требование в полном объеме. 26 февраля перевозчик в письменной форме известил Иванова о прибытии его багажа на стацию назначения и предложил вернуть уплаченные ранее суммы. Иванов возвратил сумму, уплаченную ему за утрату багажа, а от возврата провозной платы отказался. Перевозчик обратился в суд с иском о взыскании с Иванова стоимости провозной платы.

Кто прав в этом споре?

С какого момента багаж считается утраченным?

Задача 27

Гражданин Петров обратился в суд к воздушной компании с иском о возмещении стоимости утраченного багажа. При рассмотрении дела было установлено, что Петров приобрел билет на самолет компании, следующий по маршруту Нью-Йорк - Москва с промежуточными посадками в Лондоне и Киеве. По прибытии в Москву Петров предъявил багажную квитанцию, но багаж не получил. Через 7 месяцев Петров обратился к перевозчику с претензией. Компания отказалась удовлетворить требования Петрова, мотивируя это тем, что им нарушен срок предъявления претензий, который, по мнению компании, в соответствии с п.1 ст.126 ВК составляет 6 месяцев и причину пропуска срока нельзя считать уважительной.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если багаж был не утрачен, а поврежден?

Задача 28

Воробьев приобрел билеты на автобусный рейс Саратов – Москва. За сутки до момента отправления автобуса он вернул билет и потребовал возврата ему уплаченной ранее суммы. Однако перевозчик удержал 25% провозной платы. Воробьев, считая действия перевозчика незаконными, по возвращении из Москвы обратился в Общество по защите прав потребителей с вопросом, нарушены ли его права, и какие требования он может предъявить к перевозчику.

Какие разъяснения должен дать Воробьеву юрист Общества?

Изменится ли Ваш ответ, если: а) Воробьев вернул билет за час до отправления автобуса; б) Воробьев вернул билет после отправления автобуса?

Назовите виды перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Задача 29

Закрытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к ООО о взыскании 176907 рублей от недостачи груза. В ходе рассмотрения дела было установлено, что прибывший в адрес ЗАО контейнер с грузом был получен представителем ООО по доверенности грузополучателя за исправной пломбой грузоотправителя с оттиском «692157», а сдан на склад ЗАО за пломбой железнодорожной станции с оттиском «19855». При приемке и проверке содержимого контейнера на складе обнаружена недостача 99 мест груза.

По объяснению ответчика пломба грузоотправителя была сорвана с контейнера при погрузке его автопогрузчиком на автомобиль на железнодорожной станции.

Какое решение должен принять суд?

Задача 30

По договору с ЗАО «Факел» фирма «Сервис» обязалась обеспечить получение груза у железной дороги и доставить его на склады ЗАО. Исполнив договор, фирма «Сервис» обратилась к ЗАО с требованием выплатить 16000 руб. вознаграждение за оказанные услуги, а также 14500 руб. расходов, понесенных в связи с оплатой произведенного железной дорогой взвешивания доставленного груза, труда рабочих, выполнявших погрузочно-разгрузочные работы, аренды автотранспорта. ЗАО «Факел» согласилось выплатить только 16000 руб. вознаграждения, мотивируя тем, что в договоре не было предусмотрено возмещения расходов, поэтому сумма расходов должна засчитываться в сумму вознаграждения.

Фирма «Сервис» обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании 14500 руб. расходов, понесенных в связи с исполнением договора, а также штрафа в размере 1450 руб. ЗАО «Факел» предъявило встречный иск о взыскании 19000 руб., составляющих стоимость недостающего груза. Фирма просила во встречном иске отказать, т.к. груз был принят от железной дороги в количестве, соответствующем транспортной накладной, и ЗАО ранее не извещало о недостаче.

Какой договор заключили стороны?

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Задача 31

ООО «Рынок Южный» заключило с фирмой «Сервис» договор, который возлагал на фирму обязанность принять у производственного кооператива «Дары Кубани» партию персиков, обеспечить их транспортировку в г. Саратов и доставку на базу рынка. В соответствии с условиями договора ООО «Рынок Южный» выплатило половину вознаграждения за оказываемые услуги авансом.

Фирма «Сервис» известила клиента о доставке персиков в г. Саратов и потребовала выплатить оставшуюся сумму вознаграждения и компенсировать расходы, понесенные в связи исполнением ею поручения ООО. Общество попросило отсрочки платежа, на что фирма ответила отказом выдать доставленный груз. ООО возразило, что груз скоропортящийся, поэтому не может быть удержан. Лишь через 10 дней, после полной выплаты задолженности, фирма «Сервис» выдала груз, однако 70 кг персиков были уже испорчены.

ООО предъявило претензию о возмещении стоимости испорченных персиков. Фирма отказала в ее удовлетворении, т.к. удерживала груз в связи с неправомерным поведением клиента, и потребовала в свою очередь возместить расходы, связанные с хранением персиков.

Кто прав в данном споре.

Какие требования могут быть дополнительно заявлены сторонами?

Задача 32

ООО «Конструктор» и речной порт заключили договор, по которому порт должен был доставить по Волге плавучий кран из Астрахани в Казань, а организация – предъявить кран и оплатить доставку. Порт задержал доставку крана, и когда он находился в районе Сызрани, навигация была прекращена. Поскольку доставить кран в пункт назначения было невозможно в связи с замерзанием реки, порт предложил организации принять кран в Сызрани. При приемке крана представитель ООО «Конструктор» обнаружил, что кран имеет повреждения, что было отражено в коммерческом акте, подписанном сторонами. ООО обратилось к речному порту с требованием о возмещения стоимости ремонта крана, уплате штрафа за невыполнение обязательства по его доставке, а также возврате провозной платы. Порт указанные требования не признал, поскольку просрочка в доставке произошла из-за ограничения движения судов по реке.

ООО «Конструктор» решило предъявить иск в суд и обратилось к адвокату.

Разъясните ООО, имеются ли основания для удовлетворения его требований?

Каков срок исковой давности по делам такой категории? С какого момента начинается его исчисление?

Задача 33

В ходе очередного рейса у корабля «Север-4» вышло из строя управление вследствие шторма, разразившегося на Белом море. Капитан сообщил об этом владельцу корабля, который заключил договор с компанией «Морсервис» о транспортировке судна в порт Онега.

Дайте характеристику заключенному договору.

Определите субъекта, ответственного за управление доставкой судна в порт.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ГК. Гл. 40, 41.

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст.1383; 2004. № 35. Ст. 3607; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 13. Ст. 1078; 2006. № 30. Ст. 3290; Ст. 3291; 2007. № 1 (часть I). Ст. 29; № 27. Ст. 3213; № 46. Ст. 5554; № 49. Ст. 6075; № 50. Ст. 6244. Ст. 6245.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г., 8 ноября, 6 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2207; 2001. № 22. Ст. 2125; 2003. № 27 (часть I). Ст. 2700; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 52 (часть I). Ст. 5581; 2006. № 50. Ст. 5279; 2007. № 46. Ст. 5557; № 50. Ст. 6246.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 6 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001; 2003. № 27 (часть I). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 50. Ст. 5279; 2006. № 52 (часть I). Ст. 5498; 2007. № 27. Ст. 3213; № 50. Ст. 6246. № 50. Ст. 6246.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г., 4 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 170; 2006. № 50. Ст. 5279; 2007. № 27. Ст. 3213; № 46. Ст. 5554.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изм. от 7 июля 2003 г., 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; 2003. № 28. Ст. 2884; № 46. Ст. 5554.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2701.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (с изм. от 18 января 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 646; 2007. № 4. Ст. 532.

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (с изм. от 14 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 851; 2006. № 52 (часть III). Ст. 5587.

Приказ МПС РФ от 26 июля 2002 г. № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» (с изм. от 28 марта 2007 г.) // Российская газета. 20 август<

Наши рекомендации