Понятие и особенности договора возмездного оказания услуг
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).
Договор возмездного оказания услуг является консультативным, двусторонним, возмездным.
Правилами о договоре возмездного оказания услуг регулируются договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг и иных услуг, за исключением указанных в главах 37, 38, 40, 41, 44 - 47, 49, 51, 53 ГК.
3. Заказчик обязан:
· оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные в договоре;
· оплатить услуги в полном объеме в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, если иное не предусмотрено законом или договором;
· возместить исполнителю фактически понесенные им расходы в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, если иное не предусмотрено законом или договором
Исполнитель обязан:
· оказать услуги лично. Если иное не предусмотрено договором, исполнитель не вправе передать обязанности по оказанию услуг третьему лицу
. Заказчик вправе:
· отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (при возмещении реального ущерба).
Исполнитель вправе:
· отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения убытков заказчика, включая упущенную выгоду
Транспортное законодательство и правовой статус транспортных организаций
1.Гражданский кодекс РФ регулирует только самые основные вопросы транспортных договоров.
Детальную регламентацию транспортных договоров содержат следующие транспортные уставы и кодексы:
· Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) от 07.03.2001 №24-ФЗ (в ред. от 29.06.2004);
· Воздушный кодекс РФ (ВК) от 19.03.97 I б0-ФЗ (в ред. от 21.03.2005);
· Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.99 1 81- ФЗ (в ред. от 20.12.2005);
· Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 1 18-ФЗ (в ред. от 07.07.2003).
Помимо того, подлежит применению с учетом норм главы 40 ГК до введения нового федерального закона. Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утв. постановлением СМ РСФСР от 08.01.69 1 12, в ред.. 28.04.95).
К перевозкам грузов и пассажиров применяются также нормы ряда других законов:
· Федеральный закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95’! 153-ФЗ (в ред. от 1О.01.2003)
· Закона РФ “О защите прав потребителей” (к договорам перевозки пассажиров и багажа) и других нормативных актов. Большое значение для регулирования перевозок грузов и пассажиров имеют также правила перевозок и тарифные руководства.
2.Перевозка грузов морем и воздухом в настоящее время осуществляется частными компаниями (в основном акционерными обществами):морскими и воздушными акционерными компаниями, портами и аэропортами
В сфере автомобильного и речного транспорта также работает большое число коммерческих организаций, В настоящее время действует система лицензирования перевозочной деятельности на всех видах транспорта.
В сфере железнодорожного транспорта приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 1.12.2001 3 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (в ред. от 18.07.2005) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” от 27.02.2003 З 29-ФЗ (в ред. от 22.08.2004).
В Российской Федерации существуют перевозчики транспортом общего пользования. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки, осуществляемые коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень перевозчиков общего пользования должен публиковаться в порядке, установленном законом. В настоящее время такого порядка нет, поэтому перевозчиками общего пользования следует считать транспортные организации, обязанные в силу транспортных уставов и кодексов заключать договоры перевозки с любыми обратившимися к ним гражданами или юридическими лицами (публичные договоры).