Формы неосноват. приобретения или сбережения имущ-ва

1. Получение недолжного

Наиболее распростр. формой неосноват. обогащения является получение приобр-лем недолжного, т.е. передача потерпевшим приобр-лю имущ. выгоды, которая не должна была передаваться, потому что лежащие в основе передачи сделка или иное пр. основание изначально отсутствовали, или были недействительны, или отпали впоследствии.

Получение недолжного имущ-ва охватывает различные случаи неосноват-го приобретения, возникшие по ряду причин:

- исполнение несуществующей обяз-ти в рез-те факт. ошибки (наследник платит мнимый долг наслед-ля; гражданин оплачивает в рез-те получения неверной информации несуществ. долги сына и т.п.);

- исполнение обяз-ва с превышением подлежащей уплате суммы либо кол-ва подлежащего передаче имущ-ва (платежное требование (поручение) акцептуется полностью, в то время как поставленная продукция составляет лишь часть от подлежащего поставке; передача покупателю вследствие ошибки в цене излишних товаров и т.п.);

- исполнение уже прекратившегося обяз-ва (повт. уплата долга, передача однородного имущ-ва приобретателю после получения им такового и т.п.).

К получению приобр-лем недолжного имущ-ва относятся также случаи приобретения имущ. выгод в рез-те ошибочных действий третьих лиц (напр., когда наемный работник смешивает урожай зерновых, принадлежащий потерпевшему, с урожаем приобретателя). Разновидностью приобретения недолжного имущ-ва являются случаи приращения имущ-ва приобретателя за счет имущ-ва потерпевшего в рез-те каких-либо событий (приращение к стаду овец, произошедшее в рез-те того, что принадлежащие потерпевшему овцы по причине бурана были смешаны с чужим стадом).

В кач-ве недолжного получения имущ. выгоды лицо м. приобрести вещи, определяемые род. признаками, деньги в наличной и б/н форме, ц/бумаги на предъявителя, не индивидуализированные каким-либо образом, бездокумент. ц/бумаги и имущ. права. Получение недолжного исполнения м. закл-ся в получении приобретателем услуг за счет потерпевшего (напр., при ошибочном предоставлении потерпевшим приобретателю турист. услуг, включая проживание в гостинице).

В процессе и в рез-те получения приобретателем имущ. выгод в виде определяемых род. признаками вещей, нал. денег или ц/бумаг на предъявителя происходит обезличивание указанных видов имущ-ва, потеря приданной им индивидуализации (ошибочно убранный с чужого ЗУ урожай картофеля смеш-ся с картофелем собственного урожая; деньги, полученные в оплату несуществующего долга, смешиваются с деньгами приобретателя; облигации на предъявителя смешиваются с облигациями приобретателя и т.п.).

В таком обезличенном состоянии они стан-ся объектами ПС (иного в/права) приобр-ля, а прежний собств-к утрачивает права на них. Поэтому между потерпевшим и приобр-лем определяемых родовыми признаками вещей, нал. денег, ц/бумаг на предъяв-ля возникает не вещно-правовое, а обязательств.-правовое отношение, исходя из которого потерпевший вправе предъявить обязательств.-правовое требование о возврате имущ-ва того же рода в натуре или в ден. выражении.

Из изложенного следует, что инд.-определ. вещи не м. быть объектом недолжно полученного (неоснов-го обогащения), т.к. при их выбытии из владения собств-ка последний сохраняет свой пр. титул. Вследствие этого приобретатель инд.-определ. вещи с юр. точки зрения не обогащ-ся за ее счет. Обогащение м. возникнуть по ее поводу или в связи с ней.

При получении приобретателем в качестве недолжного тех или иных имущ. прав, б/н денег и бездокумент. ц/бумаг они в силу своей природы и правил их учета не обезличиваются, не смешиваются с иным имуществом приобр-ля, но потерпевший теряет юр. титул на них, а обогатившийся - приобретает его.

Вследствие этого потерпевший м. возвратить утерянный юр. титул (т.е. вернуть себе неосновательно переданные имущ. права) только в рез-те обязательств.-правового иска. Поэтому в ст. 1106 ГК закреплено, что лицо, передавшее путем уступки требования или иным образом принадлежащее ему право др. лицу на основании несуществующего или недействительного обяз-ва, вправе требовать восстановления прежнего положения, в т.ч. возвращения ему документов, удостоверяющих переданное право.

При получении приобр-лем недолжной услуги потерпевший, оказавший ее, может лишь требовать от приобретателя совершения действия по передаче имущ-ва, адекватного объему неосноват. сбережения. Т.е. между приобр-лем неосновательной услуги и потерпевшим возникают обязательств. отношения, в силу которых лицо, неосноват-но временно пользовавшееся чужими услугами, д. возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 ГК).

Т.о., получение приобр-лем недолжных имущ. выгод за счет потерпевшего влечет последствия, определяющие обязательств.-правовую природу отношений между приобр-лем и потерпевшим.

2. Сбережение имущ-ва за счет посягат-ва на чужие права

Самост. формой неосноват. обогащения является сбережение имущества за счет покушения (посягательства) на чужие права. Сюда относятся:

- выпас скота на чужом ЗУ;

- использование чужих подъездных ж/дорожных путей без ведома собств-ков участка и подъездных путей;

- имущ. выгода, полученная похитителем имущ-ва в рез-те его присвоения или отчуждения третьему лицу, В данном случае обогащение происходит вследствие покушения на ПС;

- иные формы пользования чужим имущ-вом без намерения приобрести его в собств-ть (п. 2 ст. 1105 ГК).

В условиях развитого товарного оборота часто происходят посягательства на авторские, патентные и др. искл. права в рез-те их незаконного использования без согласия обладателя данных прав, а также посягательства на чужую служ. и коммерч. информацию. При совершении подобных нарушений у незаконного пользователя возникает:

- неосноват. сбережение в результате неуплаты лицензионных платежей за использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ТЗ, чужой служ. и коммерч. информации, неуплаты вознаграждения за использование авторских и смежных прав;

- неосноват. обогащение в рез-те использования перечисленных объектов.

Неосноват. обогащение в рез-те покушения на чужие права м. возникнуть как при виновном, так и при невиновном поведении лица, незаконно использующего чужое право. Это согласуется с п. 4 ст. 1103 ГК, в соотв. с которым нормы гл. 60 ГК о неосноват. обогащении судбсидиарно примен-ся к треб-ям о возмещении вреда, в т.ч. прич-го недоброс. поведением обогатившегося лица.

Содержание и исполнение обязательств из неосновательного обогащения

1. Содержание обяз-ва из неосноват. обогащения

Неосноват. обогащение одного лица за счет другого независимо от того, в какой форме оно произошло, порождает между приобретателем и потерпевшим обяз-во по возмещению потерпевшему имущ-ва, неосновательно утраченного им или сбереженного за его счет.

Предметом требования потерпевшего (кредитора) по данному обяз-ву м. быть:

- только вещи, определяемые род. признаками;

- имущ. права;

- деньги - наличные и б/наличные;

- не индивидуализированные каким-либо образом ц/бумаги на предъявителя и «бездокумент. ц/бумаги».

Если обяз-во возникло вследствие неосноват. приобретения лицом вещей, определяемых род. признаками, нал. денег, ц/бумаг на предъявителя, то главным элементом содержания обяз-ва является требование потерпевшего о возврате имущ-ва того же рода в натуре или в ден. выражении.

В соотв. со ст. 1104 ГК имущ-во, составляющее неосноват. обогащение приобр-ля, д. быть возвращено потерпевшему в натуре (т.е. вещами или др. имущ-вом того же рода и кач-ва). Причем приобретатель отвечает перед потерпевшим за любую (в т.ч. допущенную случайно) недостачу (или ухудшение) неосновательно приобр-го или сбереж-го имущ-ва, если повлекшее недостачу событие произошло после того, как приобретатель узнал или должен был узнать о неосноват-ти обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность. Помимо указанного приобретатель д. возместить потерпевшему расходы по возврату неосновательного обогащения в натуре.

Если невозможно возвратить в натуре неосноват. полученное или сбереженное имущество, приобретатель д. возместить потерпевшему: - действ. стоимость этого имущ-ва на момент его приобр-ния;

- убытки, вызванные последующим изм-ем стоимости имущ-ва,

если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосноват-ти обогащения (п. 1 ст. 1105 ГК).

Если обяз-во из неосноват. обогащения возникло вследствие передачи потерпевшим приобр-лю имущ. прав, в т.ч. б/н денег и «бездокумент. ц/бумаг», то потерпевший вправе требовать восстановления прежнего положения, в т.ч. возвращения ему документов, удостоверяющих переданное право (ст. 1106 ГК). Восстановление прежнего положения принимает различные формы:

- сделка по уступке прав м. быть признана недействительной;

- запись на счет депо по бездокумент. ц/бумагам – восстановлена;

- б/наличные деньги - зачислены на счет потерпевшего.

Норма ст. 1106 ГК, согласно которой лицо лицо, передавшее путем уступки требования или иным образом принадлежащее ему право др. лицу на основании несуществующего или недейств-го обяз-ва, вправе требовать восстановления прежнего положения, должна толковаться расширительно.

При буквальном толковании создается впечатление, что закон защищает потерпевшего только в случаях, когда он лишился своих прав в результате собств. действий по передаче права. Вместе с тем, имущ. права м. быть присвоены третьим лицом. В таких ситуациях потерпевший вправе в силу общих предписаний ст. 1102 и 1106 ГК требовать восстановления прежнего положения, в т.ч. возвращения ему док-тов, удостоверяющих права, непосредственно и от указанных третьих лиц.

Если обяз-во из неосноват. обогащения возникло в связи с предоставлением приобретателю необоснованных услуг или неосноват. пользованием чужим имущ-вом без намерения его приобрести (включая случаи неосноват. сбережения за счет покушения на чужие права), то приобретатель должен возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования по цене, существовавшей в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 ГК). При этом при определении цены за неосновательное пользование чужим имуществом или услугами можно воспольз-ся правилом п. 3 ст. 424 ГК о применении цены, которая при сравнимых обст-вах обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.

В процессе исполнения обязательств из неосноват. обогащения часто возникает вопрос о возмещении потерпевшему неполученных доходов. Он должен решаться в соотв. с п. 1 ст. 1107 ГК, согласно которому лицо, неосновательно получившее или сберегшее имущ-во, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущ-ва с того времени, когда узнало или д. было узнать о неосноват-ти обогащения.

В тех случаях, когда ден. ср-ва передаются приобр-лю в безнал. форме (путем зачисления на его б/счет), следует исходить из того, что приобр-ль д. узнать о неосноват. получении средств при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусм. б/правилами и дог-ром б/счета. При представлении приобр-лем доказательств, свидетельствующих о невозм-ти уст-ния им факта ошибочного зачисления по переданным ему данным, обяз-ть уплаты процентов возлаг-ся на него с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств.

Приобретатель в процессе исполнения обяз-тв из неосноват. обогащения вправе требовать возмещения затрат на имущ-во, подлежащее возврату. В соотв. со ст. 1108 ГК при возврате неосноват. полученного или сбереж-го имущ-ва или возмещении его стоимости приобр-ль вправе требовать от потерпевшего возмещения понесенных необх. затрат на содержание и сохр-ние имущ-ва с того времени, с которого он обязан возвратить доходы с зачетом полученных им выгод. Право на возмещение затрат утрач-ся в случае, когда приобр-ль умышленно удерживал имущ-во, подлежащее возврату.

2. Имущество, не подлежащее возврату в качестве неосновательного обогащения

Из общего правила о том, что неосноват. обогащение подлежит возврату потерпевшему, закон в определ. случаях делает искл-ния. Данные исключения оформляются в законод-ве через понятие «неосноват. обогащение, не подлежащее возврату». В соотв. со ст. 1109 ГК не подлежат возврату в кач-ве неосноват. обогащения:

а) имущ-во, переданное во исполнение обяз-ва до наступления срока исполнения, если обяз-вом не предусм-но иное;

б) имущ-во, переданное во исполнение обяз-ва по истечении срока ИД;

в) ЗП и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, прич-го жизни или здоровью, алименты и иные ден. суммы, предоставл-е гр-ну в кач-ве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

г) ден. суммы и иное имущ-во, предоставленные во исполнение несуществ-щего обяз-ва, если приобр-ль докажет, что лицо, требующее возврата имущ-ва, знало об отсутствии обяз-ва либо предоставило имущ-во в целях благотвор-ти.

Содержащийся в ст. 1109 ГК перечень случаев, когда неосноват. обогащение не подлежит возврату, является закрытым и расширит. толкованию не подлежит:

1. Положение п. 1 ст. 1109 ГК о том, что имущ-во, переданное во исполнение обяз-ва до наступления срока исполнения, если обяз-вом не предусм-но иное, не подлежит возврату в кач-ве неосноват-го обогащения, вытекает из нормы ст. 315 ГК. Из системного толкования указанных норм вытекает, что имущ-во, переданное досрочно во исполнение обяз-ва, подлежит возврату в качестве неосноват-го обогащения только тогда, когда самим досрочно исполненным обяз-вом предусм-на обяз-ть такого возврата. Помимо этого, имущ-во, переданное во исполнение обяз-ва до наступления срока исполнения, м. подлежать возврату в кач-ве неосноват-го обогащения, если сделка или иное основание возникновения исполненного обяз-ва будут признаны после передачи имущ-ва недействительными по основаниям, предусм. законом.

2. Имущ-во, переданное во исполнение обяз-ва по истечении срока ИД, не подлежит возврату в кач-ве неосноват-го обогащения (п. 2 ст. 1109 ГК). Это положение вытекает из нормы ст. 206 ГК, согласно которой должник или иное обязанное лицо, исполнившее обяз-ть по истечении срока ИД, не вправе требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения указ. лицо и не знало об истечении давности. Оно основано на признании существования натуральных обязательств.

3. Запрет на истребование в кач-ве неосноват-го обогащения ЗП и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, прич-го жизни или здоровью, алиментов и иных ден. сумм, предост-ных гр-ну в кач-ве средств к существованию, действует при условии добросовестности гр-на-получателя. Если будет доказана недоброс-ть гр-на-получателя или наличие счетной ошибки, указанные ден. суммы подлежат возврату. Бремя доказывания недоброс-ти гр-на, получившего такие ден. суммы, или наличия счетной ошибки лежит на потерпевшем, требующем возврата выплаченных ден. сумм.

4. Норма п. 4 ст. 1109 ГК содержит указание на два безусловных основания для отказа потерпевшему в возврате неосноват-го обогащения:

а) правовая ошибка – предост-ние имущ-ва потерпевшим, заведомо знающим об отсутствии обяз-ва по предоставлению имущ-ва;

б) предост-ние имущ-ва в целях благотвор-ти.

Типичную прав. ошибку можно видеть в следующем примере.

Потерпевший вступил в переговоры с коммерч. организацией о заключении дог-ра КП. Только начав переговоры, не подписав никаких док-тов, потерпевший по просьбе коммерч. организации перечислил на р/счет третьей организации, состоявшей в дог-ре с коммерч. организацией, деньги, которые фигурировали при переговорах о заключении дог-ра КП в кач-ве предоплаты за покупаемый товар. Впоследствии договор КП так и не был заключен. При описанных обст-вах потерпевший не сможет истребовать свои деньги от третьего лица, так как третье лицо не может считаться неосновательно обогатившимся, ибо оно получило деньги на основании дог-ра с коммерч. организацией. От коммерч. организации, которая неосновательно сберегла деньги в рез-те платежа, осуществленного потерпевшим, последний не может истребовать неосноват. обогащение потому, что коммерч. организация легко докажет, что потерпевший выплатил деньги, заведомо зная об отсутствии какого бы то ни было обяз-ва по оплате.

Правовую ошибку необходимо отличать от фактической ошибки, которая не м. служить основанием для отказа в истребовании неосноват-о обогащения. Примером фактической ошибки являются след. действия субъектов.

Покупатель в соотв. с условиями дог-ра был обязан перечислить деньги за товар третьему лицу, указ-му продавцом. Покупатель перечислил деньги, но по ошибочным реквизитам (не лицу, указанному продавцом). Вследствие этого покупатель не может считаться лицом, надлежащим образом исполнившим свое обяз-во по договору КП, но как лицо, совершившее факт. ошибку, м. истребовать в кач-ве потерпевшего неосноват-ное обогащение от третьего лица – факт-го получателя денег. Факт. характер ошибки потерпевшего состоит в том, что в основе его действий лежало обяз-во по оплате, но оно было ошибочно исполнено ненадлежащему лицу.

Фактические ошибки весьма разнообразны. Это и повторный платеж за отгруженный товар, и оплата мнимых долгов сына отцом, введенным в заблуждение лицом, получающим средства, и т.д. Проведение разграничения между правовой и фактической ошибкой весьма важно при применении нормы ст. 1106 ГК, т.к. в соотв. с ней лицо, передавшее путем уступки требования или иным образом принадлежащее ему право др. лицу на основании несуществующего обяз-ва, вправе требовать восстановления прежнего положения, в т.ч. возвращения ему док-тов, удостоверяющих переданное право. Несомненно, что в приведенной норме речь идет о передаче права, совершенной в форме факт. ошибки, вследствие чего права потерпевшего подлежат восстановлению.

При разграничении правовой и факт. ошибки следует учитывать различное понимание пр. ошибки в континент. и общей системах права. Пункт ст. 1109 ГК отражает подход континент. права, в соотв. с которым иск из неосноват-го обогащения не удовлетв-ся лишь в том случае, если истец определенно знал об отсутствии у него обязательств по погашению долга или если исполнение ему предписывалось не правом, а общепр. Мор.-этич. нормами и принципами порядочности.

В общем праве действует принцип, согласно которому не подлежат возврату даже деньги, уплаченные в пользу ответчика, который, добросовестно заблуждаясь, потребовал у истца вернуть не существовавший в действ-ти долг, а истец, признав обст-ва уплаты этого долга справедливыми, неверно оценил их с пр. точки зрения и поэтому ошибочно посчитал себя связанным обяз-ми по его погашению.

При сопоставлении понятий правовой ошибки, закрепленных в п. 4 ст. 109 ГК и в общем праве, стан-ся очевидным, что, напр., такие действия, как платеж денег в условиях добросовестного заблуждения плательщика в наличии обяз-ва платить, являются с точки зрения общего права пр. ошибкой, а с точки зрения действующего российского права – факт. ошибкой.

Введение в институт неосноват-го обогащения понятия правовой ошибки основано на принципе: «Незнание закона не освобождает от отв-ти». Вместе с тем пр. ошибка как основание в отказе возврата неосноват-го обогащения призвана служить обеспечению стабильности гражд. оборота и препятствовать разл. формам злоупотреблений посредством использования кондикционных исков.

Помимо случаев, предусм. в ст. 1109 ГК, обяз-ть возврата имущ-ва не м. быть возложена на приобр-лей, которые получили его вследствие исполнения лицом, передавшим имущество, морального долга. Напр., несмотря на то, что закон не предусм-ет возм-ти взыскания алиментов с племянника в пользу дяди, предост-ние племянником содержания дяде не расценив-ся как неосноват. приобретение.

Наши рекомендации