Привлекательности предприятий-поставщиков

На выбор показателей для вычисления консолидированной оценки экономической привлекательности хозяйствующего субъекта влияет множество факторов. К основным из них можно отнести: вид деятельности хозяйствующего субъекта, ценовые характеристики продукции поставщика и его надежность по поставке в срок и с необходимым качеством, количество наименований поставляемой продукции и другие показатели. В настоящей работе принято 11 таких показателей [11]. Исходная информация для их вычисления экономической привлекательности для двух предприятий-поставщиков приведена в приложении Б1.

1. Эффективность использования основных средств предприятием-поставщиком (фондоотдача):

(2.2)

где Q(i,j) – объем j-й реализованной продукции i-м предприятием-поставщиком за отчетный период по всем видам производимой продукции, тыс. руб.;

– стоимость j-й продукции на i-м предприятии (с учетом доставки);

S(i) – стоимость основных производственных фондов i-го предприятия-поставщика, тыс. руб.

(2.3)

(2.4)

2. Доля продукции, реализованная i-м предприятием ПАО «Строительная компания» от общего объема произведенной им продукции (см. приложение Б1):

D1 = (2.5)

D2 = (2.6)

3. Уровень рентабельности i-го предприятий по балансовой прибыли, %

(2.7)

где – балансовая прибыль i-го предприятия-поставщика, тыс. руб.

4. Доля заемных средств в обороте i-го предприятия-поставщика, %

(2.8)

где – объем собственных оборотных средств i-го предприятия-поставщика, тыс. руб.;

– объем заемных средств в обороте i-го предприятия-поставщика, (взятых в кредит в банках, инвестиционных компаниях, сторонних предприятиях и прочее), тыс. руб.

(2.9)

(2.10)

5. Доля собственных средств i-го предприятия-поставщика направляемых на развитие от общих средств, %:

(2.11)

где – объем собственных средств предприятия-поставщика, направленных за отчетный период на развитие предприятия, тыс. руб.;

– объем заемных средств, направленных на развитие предприятия, тыс. руб.;

– объем средств, выделенных на развитие предприятия сторонними инвесторами, тыс. руб.

= (2.12)

= (2.13)

6. Доля заемных средств на развитие i-го предприятия-поставщика (к объему основных фондов), %

(2.14)

= (2.15)

= (2.16)

7. Доля загруженности за отчетный период производственных мощностей i-го предприятия-поставщика (по трем видам продукции), %

(2.17)

где – производственная мощность i-го предприятия-поставщика по продукции j-й номенклатуры, то есть максимально возможный объем продукции, производство которого осуществимо на i-м предприятии (в настоящей работе м3).

(2.18)

(2.19)

8.Степень износа активной части основных производственных фондов предприятия i-го предприятия-поставщика, %:

I1 = (2.20)

I2 = (2.21)

9. Доля реализованной за отчетный период продукции

(2.22) где – объем произведенной продукции (по трем наименованиям) за отчетный период i-го предприятия-поставщика.

= (2.23)

= (2.24)

10. Номенклатура продукции (то есть количество наименований (типов)), выпускаемых i-м предприятием, nном

(2.25)

(2.26)

11. Стоимость единицы j-й продукции на i-м предприятии (с учетом доставки), руб./м3:

С(1, 1) = С(1, 2) = С(1, 3) =

С(2, 1) = С(2, 2) = С(2, 3) =

Результаты вычислений экономических показателей предприятий 1 и 2 приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты вычислений экономических показателей

Показатель, обозначение показателя и единица измерения показателя Предприятие 1 (i = 1) Предприятие 2 (i = 2)
1. Эффективность использования основных фондов предприятием-поставщиком (фондоотдача Ф), руб./руб. 2,98 2,61
2.    
3.    
     
     
10.    
11. Приведенная стоимость трех видов продукции на i-м предприятии (с учетом доставки) С(i), руб./м3:      

Для вычисления сравнительного консолидированного показателя экономической привлекательности i-го предприятия kпр(i) необходимо определить значение абсолютного показателя привлекательности этого предприятия. Вычисление выполнено на основании группы исходных экономических показателей, приведенных в таблице 2.1 по формуле 2.27.

Формула (2.27) содержит параметры которые являются оптимальными величинами вычисляемого экономического показателя (см. формулу (3.9) [7]).

Самостоятельно изучите более точные формулировки этих параметров [7 формула (3.9)].

(2.27)

Чтобы избежать в формуле (2.27) сложения разнородных показателей, различающихся в численном выражении на несколько порядков, использованы нормировочные коэффициенты α1, α2, α3, …, α11. Эти коэффициенты служат также для уравнивания размерностей складываемых величин и определены по максимальному значению показателя для двух оцениваемых предприятий [7].

Значения весовых коэффициентов w(i) определено автором настоящей работы самостоятельно имитируя метод экспертных оценок. При этом весовые коэффициенты определены таким образом, что ∑ w(i) = 1.

Вычисления слагаемых формулы (2.27) организовано в таблице 2.2.

Воспользуемся вычисленными и размещенными в таблице 2.2 параметрами, а также весовыми и нормировочными коэффициентами и определим абсолютный показатель привлекательности для условно наихудшего (*min), первого, второго и условно наилучшего (*max). Тогда:

– для условно наилучшего предприятия (*max), очевидно

–для условно наихудшего предприятия

– для первого сравниваемого предприятия

(2.29)

– для второго сравниваемого предприятия

(2.30)

Итак, в результате вычислений определено:

Консолидированные сравнительные коэффициенты привлекательности каждого из предприятий вычислены по формуле

(2.31)

Тогда:

– для первого предприятия при

(2.32)

– для второго предприятия при

(2.33)

Итак, для дальнейших расчетов оценки двух предприятий приняты следующие консолидированные показатели их экономической привлекательности:

Таблица 2.2 – Организация вычисления слагаемых консолидированного показателя экономической привлекательности предприятия

Номер слагаемого и формула вычисления Вычисления по схеме: предприятие 1 предприятие 2 Значение слагаемого для предприятия Вычисление нормировочного коэффициента α(i) Нормировочные коэффициенты w(i)
*min *max
1. Эффективность использования основных фондов предприятием-поставщиком, Ф, руб./руб. Определено по (2.3) и (2.4)   2,61   2,98   2,61   2,98   0,08
2. Доля продукции, реализованная i-м предприятием ПАО «Строительная компания» от общего объема произведенной им продукции, D(i), %   0,91   0,91       0, 05
….              
…..              
11. Приведенная стоимость единицы продукции на i-м предприятии (с учетом доставки) руб./м3              
 

Наши рекомендации